Найти в Дзене

Разбор сериала "Клон"

Оглавление

Каждый человек видит в произведениях только то, что позволяет ему собственный уровень восприятия.

Бразильский сериал " Клон" от Глории Перез отличный тому пример.

Экранизация совмещает в себе не только красивую картинку, хорошо подобранную музыку и романтичные пейзажи двух противоположных стран, но ещё затрагивает глубокие темы философии, религии, свободы и межличностных отношений.

Начну обо всем по порядку.

У главной героини Жади, которая росла до своего семнадцатилетия в Бразилии умирает мама. Девочка остаётся одна.

Однако у неё ещё есть дядя, который живёт в Марокко и является истинным мусульманином. Он принимает решение забрать к себе племянницу, в надежде воспитатить из неё благочестивую религиозную женщину и выдать замуж по всем исламским канонам.

Когда Жади приезжает в Морроко, со своим бразильским нравом и убеждениями запада, только тогда дядя Али понимает, что на его плечи выпала непростая ноша.

Девушка с первых минут прибывания в доме своего дяди показывает пренебрежение ко всем Исламским обычаям, в том числе не сразу соглашается обличиться в платок.

На укоры и поучения дяди Али Жади реагирует не должным образом, — перебивает его, делает своё лицо сумрачным и обижается, когда он повышает на неё голос.

Дядя Али в начале сериала производит впечатление закоренелого мусульманина, праведного и принципиального, что делает его образ подобным тирану и диктатору.

Жади тоскует по Бразилии, где выросла вместе со своей мамой и никак не может смириться с новым местом жительства и его правилами.

Однажды в дом дядя Али приезжает в гости его старый бразильский друг Альбьери со своим крестником, - Лукасом Феррасом, сыном миллиардера Леонидоса Ферраса.

Пока дядя Али с Альбьери бурно что-то обсуждали в гостиной, - Лукас решает прогуляться по дому и ненароком попадает в корридор, где в одной из комнат слышится музыка.

Любопытство заставляет юношу заглянуть за полупрозрачную занавеску, выполнявшую роль двери.

Там перед ним открывается вид на красавицу Жади, которая танцует танец живота.

Он смотрит на девушку не отводя взгляд, чаруясь её невероятной восточной красотой и волшебным танцом.

В какой-то момент девушка обращает своё внимание на названного гостя и платок выпадает из её рук, оголяя фигуру.

Жади смотрит в глаза юноше, между ними пробегает искра.

Раздаются крики женщин, которые находились вместе с Жади в одной комнате.

Прибегает дядя Али и его друг.

Альбьери сразу же схватил своего крестника и поспешил вывести его из дома, объясняя, что за такие выходки на Востоке, ему могло быть положено наказание в виде ударов плетьми на площади, а ещё и для самой девушки.

Хотя казалось бы причём тут вообще девушка? Она просто танцевала и думать не думала, что посторонний мужчина может появиться в её комнате.

А при том, что это Восток. Мусульмане не похожи на Христиан и законы у них немного жестче, потому и поведение женщины должно быть как можно скромнее и зажатее, иначе быть беде.

По классике жанра, Жади не может забыть своего таинственного зрителя и коротает время в мыслях о нём.

На следующий день Альбьери велит Лукасу вновь придти в дом дяди Али и попросить прощения за свою выходку.

Юноша заходит в дом и сталкивается лбами с Жади. Теперь они уже стоят в обнимку и между ними возникают чувства, которым не могут помешать ни дядя Али, ни религия и уж точно не обычая, которые чужды девушке сами по себе.

Лукас и Жади начинают сбегать в вместе на Медину, в развалины, где мило общаются, целуются и наслаждаются друг другом. Молодые люди влюбляются, но чтобы быть вместе нужно преодолеть немало препятствий и проблем.

Здесь то и начинает разворачиваться событийность, раскрываются философские, релиозные и психологические вопросы, в которых мы и будем разбираться.

Я не буду пересказывать дальнеший сюжет сериала, но уделю внимание именно персонажам, их слабостям и психологическим особенностям.

Жади.

Данный персонаж является главной героиней истории.

Её менталитет целиком -Бразильский.

Для неё чужды правила и традиции Востока, которые ей навязывают, взывая к её нац принадлежности.

Она росла среди свободных западных людей, ходила одна на пляж и в гости к своим подругам, так как её мама не могла прививать дочери жесткую мусульманскую дисциплину.

Жади - романтик, с нотками инфантилизма и ветренности.

Когда она попала в дом своего дяди, то столкнулась с совершено дикими для неё обычаями.

У неё возник внутренний и внешний конфликт, желание сбежать обратно в привычную среду и жить свободной жизнью.

Когда в её жизни появляется Лукас, то становится для неё маячком, напоминающим родную Бразилию.

Она влюбляется не в самого юношу, но в его образ в её голове.

Девушка начинает проецировать на него свои желания, идеализирует и приписывает те черты, которые хотелы бы видеть в нём, но Глория Перез отлично показывает и разоблачает эту иллюзию в течении всего сериала.

Быть с Лукасом для Жади означало бы отказаться от своей семьи и быть проклятой, остаться без дома, пропитания и поддержки.

Однако любовь - страшная сила, девушка действительно была готова пожертвовать своим комфортом ради Лукаса.

Здесь и многочисленные скандалы с дядей, вранье и бегство из дома. Жаль все это никуда не приводило.

Жади была готова бежать за Лукасом куда угодно, но только вот юноше не под силу взять ответственность ни только за девушку, но и за самого себя.

Лукас.

Сын миллиардера, скромный мальчик, а ещё у него был брат близнец Диогу, - противоположный ему по всем параметрам кроме внешности.

Лукас мечтал быть музыкантом и играть на гитаре. Ох, незадача, его отец - Леонидас Феррас возложил на него руководство своей промышленной компанией, в надежде что тот грамотно сумеет распоряжаться наследством после его смерти.

Брат Лукаса погиб в авиакатастрофе и теперь юноша стал единственным наследником, и не оправдывал надежд своего отца.

По своей сути Лукас был инфантильным. Он был неспособен жить своей жизнью, о которой мечтал, но также и не мог удовлетворить и оправдать надежды своего отца и стать грамотным предпринимателем.

Лукас все время обвинял других людей в своих неудачах, создавал иллюзию некой жертвы обстоятельств, чтобы переложить ответственность за свою трусость и несомостоятельность на них.

В его неумение знакомиться с девушками, Лукас обвинял своего брата Диогу, который был ярким, ответственным и наглым человеком по жизни, якобы тот заслоняет его своей неотразимостью и находчивостью.

Тогда Лукас и влюбился в Жади, потому что это было его первое знакомство в одиночку, без помощи брата.

Однако и здесь проявляется его инфантилизм. Когда Жади уже ждала его с чемоданом, чтобы вместе сбежать от дяди в Бразилию, - у Лукаса умирает брат.

Парень прибывает в полном отчаяние и совсем забывает о избраннице, которая ждет его, рискнув всем.

Лукас впоминает о назначенной встрече, но становится уже поздно. Жади вернулась в дом своего дяди и разочаровавшись в своём любимом.

Опомнившись, молодой человек вновь мчит к Жади, однако дядя Али светает её с Саидом. Девушка нехотя, но соглашается на этот брак, отказав Лукасу из-за обиды.

Лукас возвращается в Бразилию и назло женится на другой - Маизе, бывшей девушке Диогу.

Маиза, в отличие от Жади, произвела на Леонидоса Ферраса отличное впечатление, потому он не стал припятсвовать браку сына. Они все вместе стали жить доме Феррасов.

Спустя время чувства Жади и Лукаса не остыли, а лишь усиливались.

Жади не полюбила своего супруга и всячески пыталась избавиться от назойливого мужчины, в то время как Саид всей душой влюбился в неё.

Лукас все время проводил в упадническом настроение, ни рыба, ни мясо. Он все еще таил внутри чувства к Жади, но обстоятельства все время были против него. То отец не позволял ему уйти из дома, то запретил приводить мусульманку в их дом. Потом появилась Маиза, которая легла костью в горле несчастного Лукаса.

Всякий раз, когда Лукас пытался сбежать в Марокко к своей любви, - его останавливали, призывали к долгу, совести, обуславливая парня тем, что его желания являются безумством молодости, бесшабашностью и безответственностью.

Лукас впадал в депресси, обессильный своей же семьей, не в силах сделать и шаг навстречу жизни мечты.

Глория Перез отлично показывает границу между человеческими мечтами и долгом.

Лукас не хотел быть предпринимателем, а хотел заниматься творчеством, так как хорошо играл на гитаре. Лукас являлся мягкотелым романтиком и страстно желал жить свободной жизнью с Жади. За то его отец - большая шишка в Рио-де-Жанейро, имел на своего сына иные планы, потому всячески возражал его стремлениям к сепарации, давил на чувство совести и долга, пытался навязать Лукасу собственный взгляд на мир и ценности.

Так же часто и происходит в нашей с Вами жизни, когда ребенок выказывает свои истинные желания души,но родители думают, что лучше знают как жить их детям, потому и всячески мешают строить собственную жизнь.

-Какая тебе музыка? Какой театр? Танцы? Ты сошёл с ума, - твоя дорога на Юрфак !

Так и получаются унылые скуфообразные мужичишки, которые в тридцать лет до сих пор живут с родителями, работая не по профессии, а там где пришлось, с грошами в кармане, некие маменькины сынки, или напротив глубоко несчастные тираны, которые также навязывают чужие догмы уже своим детям, так никогда по настоящему не жившие.

К Лукасу уже другой вопрос, почему обладая всеми материальными благами и связями, он не смог жениться на Жади?

Он всегда приводил в пример своего покойного брата; а вот Диего бы смог! Мне так не хватает той смелости и напористости, страсти к жизни, как у него.

Действительно, два близнеца, но такие разные.

Вероятно Лукасу достались не самые пробивные качества характера, но он бы смог их наработать, если бы не страх идти против отца. На самом же деле Лукас только думал, что боиться именно этого, однако боялся он ответственности, тех проблем, что могли возникнуть, оставшись без покровительства своего папы. Он был мягкотелым и на самом деле, его вполне устреивало, что за него все проблемы решал кто-то другой, более сильный и влиятельный, тот кто знает лучше.

Такая же проблема возникает и в нашей с Вами жизни. Когда мы хотим жить жизнью нашей мечты, но боимся покинуть привычную среду комфорта, взять ответственность и взглянуть своим страхам в глаза.

Тогда мы придумываем образы во внешнем мире и наделяем их правом решать нашу судьбу, становимся жертвой, которая жалуется и сетует на то, как не повезло. Однако это очень хитрая и удобная психологическая позиция, замкнутый круг , из которого только один выход, - стать Творцом своей жизни и идти в свои страхи.

Все барьеры, на самом то деле, находятся лишь в нашей голове и ни одни человек, будь то отец или ваша жена /супруг, дядя или мама, - не вправе вершить нашу жизнь.

Лукас мог в самом начале ,- забрать Жади в Бразилию, и если даже Леонидас отказался помогать сыну, то он мог устроиться на работу, снять квартиру и жить самостоятельно, с любимой женщиной, как сделал это, например, Шанди, будучи обыкновенным охранником.

Жади.

Если рассматривать Жади с разных сторон, то она производит впечатление смелой и стойкой женщины, на долю которой выпало много трудностей.

В её случае жить жизнью мечты, означало бы разорвать полностью связь со своей семьей и остаться бездомной и без денег, но её это не пугало, если бы она была уверена в Лукасе хотя бы на 70%.

А еще не так то просто улететь из Морроко без разрешения мужчины.

Также её могли поймать и выпороть плетьми на площади, по сути, подвергнуть смерти.

Жади некоторое время пыталась смириться со своей судьбой подневолицы, но каждый раз, когда Лукас вновь появлялся на горизонте, - теряла голову и была готова бросить все на свете, но её любовник всякий раз срывался в последний момент, ссылаясь на очередную проблему дома.

Если бы Жади была психически зрелой личностью, то быстро бы разглядела в Лукасе трусливого мальчишку и оставила бы попытки воссоединиться с ним, может быть она бы смогла полюбить своего мужа, стать ему хорошей женой и праведной мусульманкой, однако есть одно но. Вложенный с детства метелитет Запада оставил след в её душе.

Жади не столько была влюблена в Лукаса, как в идею вновь обрести свободу.

Лукас прописался в её мозге, как возможность вернуться на родину, а препятствие между ними подогревало внутреннею борьбу, Юношеская нериализованная идея переросла в болезненный магнетизм к совершенно неподходящему человеку.

При том она и сама не раз об этом упоминала, Жади все прекрасно понимала головой, но её внутренняя программа мешала освободиться от этих чувств.

Вероятно, если бы Лукас не появился в её жизни, как надежда вернуться в Бразилию, то со временем смогла полюбить Саида.

К сожалению, в сложившейся ситуации, Жади расценивала своего мужа только как липкое препятствие между ней и Лукасом, потому и обесценивала его старания, его чувства и заботу.

Так прошло двадцать лет. У Жади появилась дочь Хадижа, а у Лукаса Мел.

Все это время возлюбленные так и пылали неумолимой страстью друг к другу, но жизнь так или иначе вносила свои коррективы, раз за разом отдаляя их от мечты.

Оставим на время психологические проблемы главных героев и рассмотрим филосовско-религиозную сторону сериала.

Глория Перес явно обладала некими знаниями об устройстве нашего мира и постаралась грамотно изложить их в своём произведение.

В первую очередь обратим внимание на религиозную тиранию по отношению к людям.

Те кто с детства был воспитан в мусульманских обычаях, - привыкли к тому, что религиозные догмы довлеют над желаниями души и сердца.

Если что-то выходит за рамки обычаев, то будет раскритиковано, отвергнуто и даже карается наказанием.

Человеку выросшему в свободном от догматов и правил мире будет нелегко перестроить свой образ мысли и покориться чужим умозаключениям, какими бы великими и праведными они не были.

Эта проблема рассматривается на примере Жади, и впоследствии Самиры.

Жади не могла смириться с тем, что кто -то кроме неё самой вершает её судьбу, влияет на выбор и мешает реализации собственных желаний.

Влюбившись, она начала борьбу против предписаний Пророка, установок традиционного общества и даже собственного дяди, который, кстати имел огромное влияние на Медине, был неким показательным образом праведности и религиозности.

Так с помощью героини Жади, Глория Перез показала грань между религией и духовностью.

Духовность, - это самостоятельный рост души человека, проработка ограничений, страхов, различнычх догм и навязанных правил этого мира, способность обрести гармонию и спокойствие, открыть счастье внутри себя и стать совершенным, как Дух.

Религия же напротив, это сбор условностей и правил поведения, для контроля над людьми и их истинной духовной сущностью.

Бог - есть Любовь, принятие и гармония, а ещё это свобода и безграничный океан возможностей.

Мало кто всерьез задумывался над этим вопросом, потому Перез решилась выпустить масштабное руководство в виде мыльной оперы.

Там где есть Любовь, - не должно быть припятствий, а если они возникли, то это возможность для души преодолеть собственные барьеры личности и вырасти, приближаясь к Богу.

Дядя Али кажется очень закоренелым мусульманином вначале, а его влиятельность только усугубляла это положение вещей, однако в течение всей этой борьбы с Жади, - у него открылось новое видинение жизни, особая мудрость, которая раз за разом заставляла его пересмотреть собственные убеждения, принципы и отношение к общественному мнению.

Для него эта история тоже оказалось непростой.

И только к концу сериала, дядя Али признал, что лучше всего было бы в самом начале дать Жади то, о чем она просила, вероятно она бы и сама быстро разочаровалась в своём выборе и приняла их религию, а возможно и напротив была бы счастливой, а ему не пришлось бы столько раз краснеть и обманывать.

В последней серии сериала дядя Али и делает так, - отпускает Жади к Лукасу, а сам остаётся в гармонии и новой мудрости с женщиной, которая всю жизнь была рядом - Зурайде. Теперь он по-настоящему вырос Духовно и способен видеть тонкости и уникальный разум жизни.

Люблю сериал Клон, за глубокие и наполненые смыслом диалоги между персонажами, тонкое чувство юмора и поучающий сарказм, через который мы можем отследить абсурдность и иронию нашего мира.

Глория Перез также внедрила в эту историю причинно- следственные связи, закономерности между поступками персонажей и их влияния друг на друга, а также показала как работает карма и жизненные уроки Вселенной.

Например, те кто персонажи, которые ранее осуждали и не принимали кого-то , возвышались или творили зло, - впоследствии отрабатывали все на собственной шкуре.

Маиза, которая принижала Шанди, ссылаясь на его бедность, испытала на себе горесть в виде дочери наркоманки.

Маиза хотела помешать союзу дочери и охранника, что повлекло за собой пристрастие дочери к запретным веществам. Даже после того, как Мел вела себя безобразно, впадала в агрессию и совершала преступления, - Шанди не оставил её в беде, всячески старался вытащить любимую из бездны.

Когда надежды на выздоровление Мел не было, Шанди поддерживал и саму Маизу, оставив все обиды позади.

Только спустя время Маиза стала более человечной. Совместная беда научила её принятию и состраданию, и тогда она поняла ценность Шанди в их жизни.

Мухамед, брат Саида, - осуждали Жади в её стремление к свободе и отношениях с Лукасом, но оно то конечно понятное дело, ведь страдал от этого всего его брат.

Однако сам Мухамед был настолько зазомбированым и промытым религиозником, что никогда не шёл против Священного Писания и его не менее зомбированного дяди Абдулла.

Как итог, дочь Мухамеда Самира, повторив судьбу Жади, так и не смогла смириться с мусульманскими обычаями.

Она не надела платок, отказалась выходить замуж за того, кого ей выбрал Абдулл и влюбилась в бразильца.

Мухамеду ни раз пришлось поступиться собственными принципами, чтобы сохранить отношения с дочерью.

Так и получается, что Мухаммед оценил печальную судьбу Жади, осознав на её примере, - позволил своей дочери выйти за Зероберто.

Самый мерзкий, но не менее интересный персонаж Алисинья, оохотница за чужим имуществом, - получила долгожданную расплату, сначала от Иветти, в виде побоев и громких ругательств, а затем и от своего бывшего супруга, который отплатил ей той же монетой, что делала и она, - отсудил половину имущества.

Жаль, что только половину, Глория могла бы здесь поступить жестче и лишить змею вообще всего.

Отдельная тема последует о создании и становление клона, это вишенка на торте, с кучей противоречий.

Перез затрагивает тему клонирования и здесь начинаются не менее интересные философские вопросы, на которые даже в конце сериала нет точного ответа.

С одной стороны, создание клона, - глобальное открытие, которое сделало большое расширение в научной сфере.

Подарило человечеству возможность бессмертия и сохранение родового ДНК, порадовало старика Леонидоса и вернуло мир в отношениях с Иветти.

С другой стороны, для самого Лео этот экспиремент оказался болезненным роком судьбы. Ведь он так и не смог понять кто он такой? Кто же его родители? И какое место он занимает в этом мире и кто является его Богом?

Ведь клонируется только тело, изменён принцип зачатия и появления в этом мире.

К тому же клонирование - это покушение на индивидуальность человеческой личности.

И если рассматривать именно духовную точку зрения, то клон - это двойник, а не возможность вечной жизни.

Ведь есть понятие души, которая не обуславливается набором генов, а приходит от Творца, являясь его частицей.

Каждому Бог вручает крест и прописывает сценарий жизни, тот опыт который человек должен познать. Какая миссия выпадает на долю клона, если у него нет как таковой индивидуальности?

Она и есть и её нет.

Генетическая память тянула клона Лео, - к переживанию опыта Лукаса, а ещё эта болезненная одержимость Жади лишала его возможности строить свою судьбу с другой женщиной.

Тогда получается, что у Лео нет собственной Души? Он просто био-робот, которому нет места в нашем мире.

И этот тяжёлый вопрос Глория отдала пытливому зрителю для рассуждения.

Хочу подвести итоги этой небольшой статьи по сериалу Клон.

Сперва может показаться, что эта мыльная опера является красивой картинкой, поверхностной и довольно примитивной, но стоит задуматься над целостным сюжетом, то можно увидеть глубинную взаимосвязь героев, их действий, чувств и даже мыслей.

Практически в каждом диалоге, - есть что подчерпнуть зрителю любого возраста, рассы, статуса и религии.

Глория Перез учит нас тому, чтобы мы шли за своими истинными желаниями, брали ответственность за свою жизнь в свои руки и не позволяли внешнему распоряжаться судьбой и влиять на выбор.

Она учит ещё и принятию других людей и их особенностей. Раскрывает мудрость, но в тоже время и коварство жизни,где нам порой приходится, как никрути сталкиваться с самим собой и собственными умственными искажениями.

Она доносит до нас важность любви, мужественности и настойчивости в преодоление страхов.

Глория показывает, что религии и обычаи порой могут не только воспитывать добропорядочных людей, но и отправить им жизнь.

В попытках заслужить рай после смерти, мы лишаем себя возможности испытывать его здесь и сейчас на Земле.

Особое внимание хочу уделить её таланту показывать бытовые проблемы в жизни людей,с которыми мы и сами сталкиваемся каждый день.