Найти в Дзене
Алиса Селезень

Какие медиумы выбрать художнику? Часть 3: Видео-арт

Оглавление

Предисловие

* К каждой из этих шести статей будет одно и то же предисловие, поэтому не теряйте времени! Давайте же приступим!

Эта серия статей посвящается всем, кто хочет связать свою жизнь с творчеством, но окромя живописи ничего о самовыражении художника не знает. Зачем я стала писать этот большой труд? Одно из самых частых моих наблюдений в арт-тусовке следующее. Человек хочет рисовать. Человек любит рисовать. Рано или поздно он решается на отважный шаг — стать художником. Он рисует одну за другой случайные идеи (потому что “художник должен рисовать каждый день”), ходит на пленэры (потому что “настоящие художники ходят на пленэры”), а затем знакомится с другими художниками и начинает с ними тусоваться. Он к тому моменту уже имеет портфолио, страницу в соцсетях и даже сайт. Но когда он начинает тусоваться, а делают это обычно на выставках, ярмарках и прочих мероприятиях, рано или поздно он открывает для себя, что искусство — это не только кисть и краски, а огромное разнообразие медиумов и способов самовыражения. И что происходит с человеком в этот момент? Ему становится интересно! Он начинает экспериментировать. Пробует и то, и это, и вот это! В голове все путается, в портфолио — тоже, как и в соцсетях и в общественном позиционировании этого художника — полная каша. А теперь вопрос: стоило ли столько лет мучений, комплексов, обид, труда и споров, чтобы освоить живопись, когда можно было сразу поискать себя в разном? Я считаю, что нет. Более того! Я это часто рекомендую тем, у кого достаточно низкий уровень в живописи, а потребность самовыражаться высокая.

Видео-арт

То ли в протест коммерческому продакшену, то ли из неисчерпаемых возможностей киноискусства зародился самостоятельный художественный медиум — видео-арт. По сути это любое произведение искусства, в создании которого задействована видеотехника — снимает ли она его или показывает.

Помню, как на Ларнакском биеннале 2023 для видеоарта был отведен целый павильон. Все остальные арт-объекты, включая один экземпляр живописи, просто померкли, так как движущаяся картинка захватила все внимание посетителей выставки. Экран как холст, экран как часть инсталляции, экран как проигрыватель зафиксированного перфоманса. Или же отсутствие экрана, когда работа проецируется на плоскость, будь то инсталляция или белая стена. Видео-арт — зрелищная среда, куда погружается зритель и становится соучастником творческого замысла. “Видео-арт тем и отличается от кинематографа. В кино есть четкая структура: режиссер закладывает именно то, что хочет сообщить зрителю. А в видео-арте художник создает условия, в которых могут родиться случайные смыслы, в зависимости от того, кто видео-арт смотрит”, — говорит Дмитрий Скользкий, художник, видео-артист, с которым у нас завязалась беседа на данную тему.

Эта статья вынашивалась долго, потому что чем больше я углублялась в тему, тем больше она обрастала комментариями, которые я брала у разных деятелей искусства. Мне помогали видео-художники Саша Слепчук и уже упомянутый здесь Дмитрий Скользкий, кандидат искусствоведения, куратор выставочных проектов в Санкт-Петербурге Ксения Чемезова, а также галеристы, чьи имена я не буду здесь называть, но чей опыт взаимодействия с видео-артом мне был очень интересен.

Видео-арт художника Нама Джуна Пайка
Видео-арт художника Нама Джуна Пайка

Так что структура данной статьи сильно отличается от остальных в подборке. Я задала вопросы своим респондентам о видео-арте и мне хотелось бы передать именно прямой речью их ответы, так как опыт каждого из них освещает этот медиум с разных сторон.

Но сначала нужно оговориться, что этот материал скорее посвящен институциональному видео-арту, который в основном можно увидеть в музеях и арт-резиденциях. Несомненно, видео-арт может существовать в любительской форме и распространяться по социальным сетям и видео-сервисам, и в такой форме даже прославить своего автора как видеомейкера. Таких примеров полно — начиная от любительской анимацией и заканчивая аматорскими клипами. Возможно, когда-нибудь я расскажу и об этом, но сейчас я по горячим следам после триумфа Саши Слепчук и Дмитрия Скользкого в арт-резиденции MeMeraki (Кипр) с их мультиканальным проектом “Refraction: Mith and shadows” обратилась к ним за помощью рассказать именно об институциональном видео-арте. Кстати, интервью с ребятами об их проекте можно почитать здесь.

Саша Слепчук и Дмитрий Скользкий за работой над проектом в резиденции MeMeraki
Саша Слепчук и Дмитрий Скользкий за работой над проектом в резиденции MeMeraki

Как вы объясняете непосвященным в совриск людям ценность видео-арта?

“Это как рассказать про прогулку в лесу и как самому лично побывать на прогулке в лесу”, — объясняет Дима. “Ты, конечно, можешь посмотреть видео самой экспозиции, но это то же самое, как посмотреть кино про лес, понимаете? Важно переживание! Все это создано для реального присутствия, для живых эмоций. Видео-арт — это отпечаток времени. Ценность его такая же как у остальных медиа, это богатый жирный материал, у которого много возможностей. Видео-артом можно сказать много нового — бери и делай, потому что это новый медиум и произведений пока не так много. И сколько составляющих: это и звук, и цвет, и композиция, и ритм. Конечно, не так просто сделать хороший видео-арт, потому что все из перечисленного должно получиться хорошо”.

Анимационные детали от Саши Слепчук для проекта “Refraction: Mith and shadows”
Анимационные детали от Саши Слепчук для проекта “Refraction: Mith and shadows”

Тот же самый вопрос спустя месяц я задала совершенно другому человеку. Мне был интересен взгляд куратора на видео-арт. И мне свой комментарий дала Ксения Чемезова:

“Видео-арт имеет такую же ценность, как и любой другой медиум и художественное высказывание в поле современного искусства. Эта форма выражения актуальных идей привлекает внимание зрителей на выставке порой даже больше, чем традиционные техники — живопись или графика. Однако он имеет свои специфику и контуры. Диалог, чтение экспликаций на выставках и любопытство зрителя — всё это поможет растопить лед между новыми медиа и человеком. Как любое произведения искусства, работа, относящаяся к видео-арту, имеет несколько смысловых уровней. Объясняя их, зритель начинает осознавать символическую значимость произведения. Без диалога и личного стремления узнать, увы, ничего не получится. Поэтому главный совет — ходите на выставки с медиатором в лице экскурсовода, сотрудника музея или галереи. Так у вас будет возможность задать волнующие вопросы, поделиться своим мнением и интерпретациями, которые не менее интересны, чем изначально заложенная автором идея”.

*От себя добавлю, что медиация стала популярна в нашей стране не так давно. Культурологи, искусствоведы, экскурсоводы и даже сами художники набирают группы желающих, чтобы посетить экспозицию и пообщаться об увиденном. Это живой диалог, в котором посетитель может задавать вопросы или высказать свои чувства по поводу произведения искусства.

Ксения Чемезова, кандидат искусствоведения, куратор выставочных проектов в Санкт-Петербурге
Ксения Чемезова, кандидат искусствоведения, куратор выставочных проектов в Санкт-Петербурге

Насколько важен саунд-дизайн в видео-арте?

“Очень важен. Как и везде. Он создает звуковой канал, сильное влияние на восприятие, — говорит Саша Слепчук, художник и режиссер анимации, — Большой процент успеха именно от звука. Глубина зала, наложенная синхронная или рассинхронная музыка, ритмичная или аритмичная. От синхронных шумов будет зависеть живость. Если у тебя кто-то бежит в кадре и слышны шаги, то он в самом деле бежит! Шумы придают жизни тому, что ты сделал. Это эмоциональный прием. Самостоятельная вполне себе штука. Например, для нашей мультимедийной инсталляции было два отдельных саундтрэка. Один звучал в зале, другой звучал в наушниках и инсталляция воспринималась совершенно по-разному. Надо сказать что, этот звук мы взяли у аудиохудожников — это был вживую записанный перфоманс, собранный в альбом”.

Как художественное образование может повлиять на видео-арт?

“Непосредственным образом — говорит Дмитрий Скользкий. — Видение и то, как ты работаешь с материалом, зависит от бэкграунда художника. У меня архитектурное образование. Последняя практика с архитектурой у меня была много лет назад, но до сих пор эти корни влияют на все, что я делаю”.

Саша Слепчук от себя добавляет: “Это база. Чтобы говорить на языке, нужно знать буквы. Рассматривая работы успешных современных художников, можно определить откуда они вышли: кто дизайнер, кто архитектор, кто режиссер. Анимация на меня сильно повлияла, так как я все раскладываю на секвенции”.

Саша Слепчук и Дмитрий Скользкий. Фото Александра Бганцева
Саша Слепчук и Дмитрий Скользкий. Фото Александра Бганцева

Конечно, я не могла не затронуть тему монетизации видео-арта. Вопрос “Как продавать видео-арт?” я задавала и художникам, и галеристам, и кураторам. Общий вывод из всех ответов примерно таков: видео-арт очень плохо покупается, практически никак. Есть очень небольшое количество коллекционеров, кто собирает произведения данного направления, но их пока единицы. Чаще всего видео-арт арендуют у художников музеи, чтобы показать зрителям. Оказалось, что даже экспонировать видео-арт не так-то просто. Один галерист, отвечая на мой вопрос, сказал, что это очень дорого — показывать видео-арт. А во время подготовки к биеннале в Ларнаке в 2023 году из Амстердама прилетела целая команда видео-техников, чтобы подготовить павильон правильным образом.

Ксения Чемезова комментирует сложность монетизации так:

“Видео-арт — действительно противоречивый медиум на данный момент. Скорее всего лет через 50 он займет более выгодное положение на пьедестале искусств, так как сейчас зрители не готовы к его сохранению и собирательству. Пока только к потреблению. Обществу необходимо время для осознания значимости того или иного явления в культуре. Вспомним, например, импрессионистов. Миру потребовалось почти 100 лет, чтобы не только принять их, но и считать работы этих художников достойными.

Говоря об арт-бизнесе, не стоит забывать, что в кризисные моменты коллекционеры покупают более понятное и ликвидное искусство. Конечно, сейчас темпы жизни выше, чем 100 лет назад, и есть вероятность, что видео-арт быстрее войдет в коллекции. В целом у нас много медиумов, которые не до конца понятны зрителю и коллекционеру. В их число входят инсталляция, шелкография, фотография. Инсталляцию могут не купить, потому как ее сложно и негде хранить. Этот фактор тоже немаловажен при выборе произведения, но не является решающим. Шелкография и фотография недооценена современным зрителем, потому как мы утопаем в обилии визуальной информации, а наличие смартфона автоматически делает каждого художником. На мой взгляд, только просвещение и постоянный диалог со зрителем помогут изменить ситуацию, что, собственно, делаю я и мои коллеги”.

Что вы лично рекомендуете посмотреть из видео-арта широкому зрителю?

Дмитрий Скользкий: “А я рекомендую “Кремастер” посмотреть на ютюб Мэтью Барни. Всего 20 минут. Там абсолютно чарующий ритм и среда. Я не очень силен в именах. Можно посмотреть “Запрещено к показу” с Мариной Абрамович, Мэтью Барни там тоже есть. Он мой персональный любимчик”

"Кремастер" Мэтью Барни
"Кремастер" Мэтью Барни

Саша Слепчук: “Умер на днях Билл Виола, классик видео-арта. Я так восхитилась, когда он запретил вешать объяснения к своим работам во время последней экспозиции. Он однозначно дорос до этого. Я так пока не могу — просто показывать свою работу. Пока что мне нужно разговаривать со своим зрителем”.

Ксения Чемезова: “Пожалуй, самым известным художником этого направления является Нам Джун Пайк, который во второй половине ХХ века создал ряд любопытных произведений, побуждающих нас задуматься о взаимоотношении человека и технологий, смысле окружающей нас действительности и достоверности образов. Рекомендую познакомиться с работами «TВ-Будда», где сидящий напротив телевизора Будда смотрит на себя самого, а также TV Cello в виде своеобразной виолончели.

"ТВ Будда" и видео-художник Нам Джун Пайк
"ТВ Будда" и видео-художник Нам Джун Пайк

Среди российских авторов можно отметить творческую группу AES+F, создающих в том числе видео-арт. Обращаясь к наследию прошлого и современной действительности, авторы воплощают аллегории рая и ада, указывают на кризис идентичности и изменения в обществе.

Охватить всех художников в рамках этого формата невозможно, поэтому занимайтесь самообразованием и читайте книги. О видео-арте понятно и емко пишет Майкл Раш в своем опусе «Новые медиа в искусстве».

Дисклеймер: Друзья, если вам понравилась статья, поддержите лайком. А если хотите больше, подпишитесь, чтобы я знала, что стараюсь не зря. Это очень важно!

Где еще вы меня можете найти:

Instagram alisa.selezen

Telegram t.me/aliceselezen_art

Группа в VK vk.com/alisa.selezen

А также приглашаю вас на свой канал: www.youtube.com/@alisaselezen