Найти в Дзене
Алиса Селезень

Темное место на Кипре: мрачные комиксы и Уральская школа анимации в арт-резиденции MeMeraki

Где найти единомышленника для коллаборации? Каково работать над арт-объектом в паре? Как не перетянуть одеяло на себя и не дать это сделать другому - об этом и многом другом я поговорила с двумя междисциплинарными художниками Сашей Слепчук и Дмитрием Скользким. Поводом для нашей беседы послужила видео-инсталляция “Refraction: Mith and shadows”, которую ребята представили в кипрской арт-резиденции MeMeraki.

Слева - Саша Слепчук, справа - Дмитрий Скользкий
Слева - Саша Слепчук, справа - Дмитрий Скользкий

История нашего знакомства - внезапное совпадение. Я готовила материал по видео-арту. И как это часто бывает, когда твой мозг подсознательно ищет в окружающем мире все, что хоть как-то относится к предмету твоих размышлений, абсолютно случайно мне попалась в инстаграме сторис о неком фантастическом представлении здесь, в горах, неподалеку от Лимассола. Внезапно: я ломаю голову над видео-артом, а его прям тут на острове показывают два русскоговорящих художника!

Представление в самом деле фантастическое. Дима и Саша объединили свои концепции вокруг “Театра теней” (так называлась тема, которую огласила арт-резиденция, прежде чем пригласить художников в свое пространство) и получилась чарующе-пугающая мистерия, в основе которой лежит мифология древних греков и архетип тени Карла Густава Юнга.

Видео-инсталляция “Refraction: Mith and shadows” в арт-резиденции MeMeraki. Автор фото Александр Бганцев
Видео-инсталляция “Refraction: Mith and shadows” в арт-резиденции MeMeraki. Автор фото Александр Бганцев

Алиса Селезень:

Ребята, расскажите, как вы попали в арт-резиденцию? С чего все началось?

Дмитрий Скользкий:

Началось с того, что мы снимали наш собственный подкаст “Чайный гриб” и там у нас от выпуска к выпуску возникал конфликт в подходе к творчеству. У Саши он структурный, она к искусству подходит как к карьере. Она видит план, как развиваться, куда подаваться. А у меня подход более хаотичный, я смотрю на то, чем мне интересно заниматься. И вот мы начали разговаривать об арт-резиденциях. Так случилось, что совершенно независимо друг от друга мы попали в одну резиденцию - в MeMeraki. Нас выбрали, не зная, что мы знакомы, не зная, что у нас уже есть общие проекты, что у нас уже давно существует своя арт-группа “Collapse”, в которой мы работаем втроем - я, Саша и Маша Адамова. Проект резиденции MeMeraki назывался “Театр теней”.

Саша Слепчук:

Может сложиться впечатление, что нас туда позвали. Но это не так. Мы самостоятельно подавались туда и прошли, между прочим, два отбора. Я подаю заявки в арт-резиденции по всему миру, но только в те, где чувствую, подхожу ли я сама им как автор или нет. Мой художественный вкус совпадает с тем, какие проекты реализуют в MeMeraki и каких художников кураторы приглашают.

Видео-инсталляция “Refraction: Mith and shadows” в арт-резиденции MeMeraki. Автор фото Александр Бганцев
Видео-инсталляция “Refraction: Mith and shadows” в арт-резиденции MeMeraki. Автор фото Александр Бганцев

Алиса Селезень:

Любопытно! Получается, что вас отобрали из всех кандидатов, даже не подозревая, что вы уже работали вместе? Но давайте вернемся к вашему проекту. Что концепт из себя представляет? Театр теней: что конкретно вы вкладывали в эту тему?

Дмитрий Скользкий:

Тень для меня была метафорой к одной из тематик, с который я в данный период работаю - с философией Юнга. Если опираться на его теорию, тень - это темная сторона личности, ее неосознанная, иррациональная, подавленная часть. К тому же, я связал этот проект с предыдущим - с моей книгой “Тамара и Алевтина”. Одна из ключевых фигур в нем была “Лесник” - архетип тени.

(Примечание: Незадолго до сотрудничества в MeMeraki, Дмитрий представил свою иллюстрированную книгу, над которой работал 10 лет. Произведение “Тамара и Алевтина” выполнено в жанре мрачного фентези и было выставлено на персональной выставке Дмитрия Скользкого в виде иллюстраций.)

Я не планировал работать непосредственно с тенями и с театром как с медиумом. Я хотел поработать с масштабной инсталляцией, что и получилось. Выйти за границы холста, выйти за границы графики. Поработать с пространством. Моя задача была погрузить зрителя в атмосферу темного леса. Создать чувственный канал, через который зритель мог отправиться во внутреннее путешествие, столкнуться с темной стороной, с “Лесником”.

Саша Слепчук:

Мы трактуем наш проект как аудиовизуальный опыт и назвали его «Refraction: Mith and shadows». Если тенью занимался Дима, то я знакомила зрителя с мифом о Деметре и Персефоне. В центре повествования именно скорбь Деметры о похищенной дочери. Как все живое страдает вместе с ней. Ее утешает и развлекает Баубо, простая смертная женщина, которая помогает ей справиться с горем с помощью непристойных шуток. Что я и постаралась изобразить в видео-арте. У меня анимационный бэкграунд. Я режиссер анимации. Этот проект - мое личное переосмысление этого медиума (анимации). Уральская школа анимации - очень мрачная, художественная, странноватая и необычная. Это фестивальное кино, которое не продается. Там, в резиденции MeMeraki, сразу было озвучено, что вместе с нами будут работать крутые художницы из США - Лидия Грир и Явэн Чьен. И что мы будем у них учиться. Так что я шла туда учиться у сильных. Для меня это было возвращение к истокам. Дело в том, что для меня работа с анимацией была болезненной темой. После института у меня был долгий перерыв. Я давно мечтала к ней вернуться. Лидия и Явэн мне помогли раскрыться. Я делала много разных кусочков в разных техниках. И это возвращало меня в мою юность, в институтские годы, это всколыхнуло старый пласт моей любви. Я вернулась к любимому делу.

Видео-инсталляция “Refraction: Mith and shadows” в арт-резиденции MeMeraki. Автор фото Александр Бганцев
Видео-инсталляция “Refraction: Mith and shadows” в арт-резиденции MeMeraki. Автор фото Александр Бганцев

Алиса Селезень:

Проект получился очень зрелищным! Как вы взаимодействовали друг с другом? Как вообще художники в коллаборации работают над подобными проектами?

Дмитрий Скользкий:

Надо сказать, что в первую неделю ничего не складывалось. У меня изначально был подход классически-драматургический. Я занимаюсь комиксами и нарративным искусством. Я предлагал Саше сделать историю от начала и до конца. И мы решили работать параллельно - разделить медиумы: Саша занималась светом и анимацией, я занимался объемом и инсталляцией. Так каждый занимался тем, чем хотел.

Саша Слепчук:

У меня не было опыта работы с другими художниками. Это большое испытание для меня - наступить на собственное эго. Очень часто я себя пыталась убедить, что Дима мне не враг. Я переживала, что кто-то из нас перетянет одеяло на себя. Что, например, я могу перекрыть своей работой часть Димы.

Саша Слепчук и Дмитрий Скользкий на фоне своего проекта. Автор фото Александр Бганцев
Саша Слепчук и Дмитрий Скользкий на фоне своего проекта. Автор фото Александр Бганцев

Дмитрий Скользкий:

Здесь Саша затронула тонкий момент. Когда мы работаем над общим концептом, ответственность лежит только на нас. Никто над нами не стоит и ничего не требует. Мы одновременно на одном холсте. Кто что успел, то и сделано. Мой опыт работы в коллабах начался еще в подростковом возрасте. Очень нелегко найти людей, с которыми можно что-либо совместно создавать. Есть художники, которые больше беспокоятся о собственном “Я”, есть те, кто просто не понимают правила игры, а есть те, кто начинает раздавать советы и учить меня быть художником. Так что в данном случае мне здорово повезло. Это магическое совпадение, когда ты встречаешь людей, которые готовы окунуться с тобой вместе в эту игру и не пытаются тебя потопить. Да, это большая редкость.

Как художники мы нашлись два года назад (2022) - нас с Сашей “повесили” в одном зале на общей выставке. И так мы начали общаться. Спустя 2-3 месяца Саша предложила создать арт-группу: Я, Саша и Маша Адамова. У нас родился “джаз-бэнд” (смеется).

Саша Слепчук:

Я скажу честно, мне было очень неловко. Я выбрала Машу и Диму по принципу “мне нравится, что они делают”. Я хотела у них поучиться. Да и вообще хотелось найти свою стаю, обсудить вопросы о карьере, о своих мучениях, найти своего. Когда мы начали встречаться, мы рисовали часами и говорили без остановки. Так, у нас сначала состоялась общая соло-выставка в Morfi осенью, потом мы участвовали в стрит-арт фестивале как арт-группа, у нас есть мурал на площади Университета в Лимассоле. И участвовали вместе в групповой выставке “RE:SOURCE 2.0: Nature”. Теперь вот резиденция!

Видео-инсталляция “Refraction: Mith and shadows” в арт-резиденции MeMeraki. Автор фото Александр Бганцев
Видео-инсталляция “Refraction: Mith and shadows” в арт-резиденции MeMeraki. Автор фото Александр Бганцев

Алиса Селезень:

Кем вы вдохновляетесь из видео-художников?

Дмитрий Скользкий:

Мой большой любимчик - Мэтью Барни. Для меня он - верх мастерства. То, к чему хочется прикасаться.

Саша Слепчук:

У меня это кинематограф и анимация. Моя мрачноватая уральская школа анимации на меня на меня очень сильно повлияла в свое время. Я училась у Алексея Борисовича Караева и у Оксаны Леонтьевны Черкассовой, а они в свою очередь учились у Норштейна. Мне нравится мрачняк, мне в нем комфортно и он в моих работах прослеживается. Еще в самом начале нашей совместной работы над проектом я предложила Диме исследование страха. Есть ряд фильмов, дарящих это тревожное чувство - “Сияние” Кубрика, например. Вообще история кинематографа, если мы говорим об учебном плане творческих ВУЗов, - это не для слабонервных.

Дмитрий Скользкий и Саша Слепчук, поделившись своим опытом, помогли мне в написании материала о таком медиа как видео-арт. Продолжение наших рассуждений на эту тему вы можете прочесть в этом Дзене.

Познакомиться ближе с творчеством этих художников вы можете в их соцсетях:

https://www.instagram.com/sasha_slepchuk/

https://www.instagram.com/divine_skolzki/

Если вам интересно послушать подкаст ребят “Чайный гриб”, то прошу сюда: https://www.youtube.com/@DivineSkoLzki/podcasts

Дисклеймер: Друзья, если вам понравилась статья, поддержите лайком. А если хотите больше, подпишитесь, чтобы я знала, что стараюсь не зря. Это очень важно!

Где еще вы меня можете найти:

Instagram alisa.selezen

Telegram t.me/aliceselezen_art

Группа в VK vk.com/alisa.selezen

А также приглашаю вас на свой канал: www.youtube.com/@alisaselezen