Найти в Дзене

Храм Воскресения в Сторожне. Архитектура

До того, как храм в 2010-е годы начал разваливаться, выглядел он так:

Фотография храма до обрушения основного сруба (2000-е, фото из группы «Сторожня»)
Фотография храма до обрушения основного сруба (2000-е, фото из группы «Сторожня»)

Храм Воскресенья Господня в Сторожне (изначально – церковь Обновления Храма Господня Воскресения) был построен тщанием помещика Ивана Гаврииловичем Висковатова в 1773 – 1777 годах. Известно, что в 1866 году верх церкви перестраивали, тогда же создали и колокольню, на сегодняшний день руинированную. Композиция храма состояла из трех объемов (из четырех, если считать колокольню) – с запада на восток друг к другу последовательно примыкали:

  1. поздняя колокольня (в плане – квадрат),
  2. притвор (на Севере подобные помещения именовали трапезными),
  3. вытянутый основной сруб
  4. и затем алтарь.
Чертеж храма, выполненный псковскими исследователями из Комиссии по охране памятников в советское время (ок. 1970-х)
Чертеж храма, выполненный псковскими исследователями из Комиссии по охране памятников в советское время (ок. 1970-х)
Тот же чертеж: но выделены, с запада на восток: колокольня 1866 г., притвор-трапезная, основной объем (основной сруб, т.е. сама церковь) и алтарь.
Тот же чертеж: но выделены, с запада на восток: колокольня 1866 г., притвор-трапезная, основной объем (основной сруб, т.е. сама церковь) и алтарь.

В отличие от многих своих современниц, построенных в несколько ярусов, эта церковь клетская. Её основной вытянутый объем – четверик, то есть четырехугольный бревенчатый сруб. Этот сруб был крыт двускатной кровлей; а уже из кровли вырастал декоративный восьмигранный барабан (устроенный из досок, а не из бревен). Сейчас этот барабан – с еще одним, маленьким восьмериком на нем – можно видеть рухнувшим, лежащим прямо посреди храма, под открытым небом.

Интерьер церкви и рухнувший барабан в мой визит, 5 августа 2024 года
Интерьер церкви и рухнувший барабан в мой визит, 5 августа 2024 года

Но центральный сруб (тот самый, на котором стояла глава) – не так прост, как кажется на первый взгляд! Его нижние бревна, примерно до середины высоты, длиннее верхних. Эти нижние бревна продолжаются на запад, то есть они являются одновременно и бревнами трапезной. Но зачем нужен такой прием – прямо скажем, необычный? Дело в том, что именно на этих удлиненных бревнах держались другие, поперечные бревна, в свою очередь поддерживавшие хоры храма!

Фотография храма сбоку (Д. Дроздецкий, 2009 г.)
Фотография храма сбоку (Д. Дроздецкий, 2009 г.)
Та же фотография - видно, насколько выступал основной сруб своими нижними бревнами. Пунктир показывает, какой могла бы быть ширина, если бы плотники избрали обыкновенное решение (в виде равностороннего четверика)
Та же фотография - видно, насколько выступал основной сруб своими нижними бревнами. Пунктир показывает, какой могла бы быть ширина, если бы плотники избрали обыкновенное решение (в виде равностороннего четверика)
В правом верхнем углу моего фото- те самые поперечные бревна, на которых когда-то держались хоры
В правом верхнем углу моего фото- те самые поперечные бревна, на которых когда-то держались хоры

Однако мало того, что церковь своими нижними брёвнами как бы "заползает" на трапезную - трапезная была двухэтажной, и второй этаж ее тоже "заползал" в храм, становясь хорами, открытыми в интерьер! На фотографии 2009 года различим один из проемов хор, уже порядком заваленный.

-8
Хоры, «накладывавшиеся» поверх пространства основного объема
Хоры, «накладывавшиеся» поверх пространства основного объема

Посмотрите, на какую длину хоры продолжались: они покрывали собою ровно столько пространства, что оставшийся участок храма - оказывался ровно квадратным! И верхние окна главного объема - на южной и северной стенах - размещались именно по центру боковых сторон квадрата!

И вот представьте: два, друг над другом, прохода с запада, с востока невысокий иконостас - и если смотреть нижние части храма, то все выглядит продолговатым, вытянутым. А если только поднять взгляд чуть выше - тотчас вырисовывается уходящий вверх идеальный квадрат, с двух сторон ярко освещенный большими окнами.

При этом никаких восьмигранных и уж тем более круглых форм не задействовано - но простейшими приемами воссоздается почти тот же эффект, что в больших каменных купольных храмах!

Единственная граненая часть храма - это пятистенный алтарь: такая форма (навроде половины восьмигранника) - давняя в деревянном зодчестве, ещё во второй половине XVII веке плотно и широко укоренившаяся - очень помогает создать "округлость" алтаря, ведь при помощи бревен, как ни старайся, не выложить идеального круга. Но тут не все стороны гранёного алтаря одинаковы: в Стороне алтарный сруб удлинен, и даже многогранная кровля алтаря, смыкаясь со стеной церкви, перетекает в небольшую продолговатую двускатную кровлю.

Диагональные стенки алтаря - глухие, то есть без окон. А вот в каждой прямой стенке (с юга, севера и востока) - по одному окну: свет в алтаре падал на престол - что, конечно, символично - с трёх сторон, из трёх окон. Окно в дальней, восточной стене алтаря - говорит о времени постройки храма: у более поздних церквей, уже со следующего десятилетия, алтари часто будут с глухими восточными стенами: станут распространены большие запрестольные иконы, занимающие огромную часть стены - а зачем делать окно в той стене, которая почти целиком закрыта иконой?

Из наружных решений, пожалуй, важно сказать об очертаниях трапезной-притвора. Видите, как двускатная кровля снизу, немного сузившись, вдруг перерастает в прямые вертикальные стены, а затем снова становится двускатной кровлей? То есть – кровли у трапезной были каскадные.

Фотография XX в. Как вы можете видеть, тут кровля трапезной переходит в стену (причем стену с окошком), а затем вновь продолжается как двускатная. (Трапезная - на этой фотографии слева)
Фотография XX в. Как вы можете видеть, тут кровля трапезной переходит в стену (причем стену с окошком), а затем вновь продолжается как двускатная. (Трапезная - на этой фотографии слева)

На настоящее время церковь – единственный на Псковщине частично сохраняющийся памятник деревянного зодчества, обладавший такой архитектурной формой. Видимо, в этой форме – отдаленное эхо поперечно-ярусных церквей Псковщины и Новгородской области, до нас не доживших, но известных по зарисовкам путешественника середины XVII века, Августина фон Мейерберга (около 1661 г.). Правда, там поперечно-ярусными были основные срубы – а тут именно трапезная-притвор. И там были церкви XVI – XVII столетий, а здесь остаточный отголосок традиции – причем уникальный!

Храм в Сторожне относится к памятникам местного значения с 1998 года и охраняется государством, его состояние на сегодняшний день аварийное, а западная часть (с хорами и трапезной) уже около десяти лет пребывает в руинированном виде – еще на фотографиях художника Д. Дроздецкого 2009 года трапезная и основной объем сохранялись.

Лично я храм видел 5 августа, когда путешествовал по Псковщине с семьей. Сейчас я занят начинанием по его сохранению – планируется соорудить временный навес, чтобы уцелели еще держащиеся части храма. Подробнее об этом пишу у себя на страничке в Вк: https://vk.com/id168149167?w=wall168149167_573%2Fall

На момент публикации этой статьи в Дзене удалось собрать 47 838 р. из запланированных 100 000 р.

Заранее большое спасибо всем, кто поддержит, заинтересуется, откликнется!
----

Реквизиты для перевода: По номеру карты 5469 5500 4114 4764 (Сбер), либо по привязанному к ней телефону +7(911)236-32-99; ИЛЬЯ ИГОРЕВИЧ П. Назначения платежа указывать не нужно.