До того, как храм в 2010-е годы начал разваливаться, выглядел он так:
Храм Воскресенья Господня в Сторожне (изначально – церковь Обновления Храма Господня Воскресения) был построен тщанием помещика Ивана Гаврииловичем Висковатова в 1773 – 1777 годах. Известно, что в 1866 году верх церкви перестраивали, тогда же создали и колокольню, на сегодняшний день руинированную. Композиция храма состояла из трех объемов (из четырех, если считать колокольню) – с запада на восток друг к другу последовательно примыкали:
- поздняя колокольня (в плане – квадрат),
- притвор (на Севере подобные помещения именовали трапезными),
- вытянутый основной сруб
- и затем алтарь.
В отличие от многих своих современниц, построенных в несколько ярусов, эта церковь клетская. Её основной вытянутый объем – четверик, то есть четырехугольный бревенчатый сруб. Этот сруб был крыт двускатной кровлей; а уже из кровли вырастал декоративный восьмигранный барабан (устроенный из досок, а не из бревен). Сейчас этот барабан – с еще одним, маленьким восьмериком на нем – можно видеть рухнувшим, лежащим прямо посреди храма, под открытым небом.
Но центральный сруб (тот самый, на котором стояла глава) – не так прост, как кажется на первый взгляд! Его нижние бревна, примерно до середины высоты, длиннее верхних. Эти нижние бревна продолжаются на запад, то есть они являются одновременно и бревнами трапезной. Но зачем нужен такой прием – прямо скажем, необычный? Дело в том, что именно на этих удлиненных бревнах держались другие, поперечные бревна, в свою очередь поддерживавшие хоры храма!
Однако мало того, что церковь своими нижними брёвнами как бы "заползает" на трапезную - трапезная была двухэтажной, и второй этаж ее тоже "заползал" в храм, становясь хорами, открытыми в интерьер! На фотографии 2009 года различим один из проемов хор, уже порядком заваленный.
Посмотрите, на какую длину хоры продолжались: они покрывали собою ровно столько пространства, что оставшийся участок храма - оказывался ровно квадратным! И верхние окна главного объема - на южной и северной стенах - размещались именно по центру боковых сторон квадрата!
И вот представьте: два, друг над другом, прохода с запада, с востока невысокий иконостас - и если смотреть нижние части храма, то все выглядит продолговатым, вытянутым. А если только поднять взгляд чуть выше - тотчас вырисовывается уходящий вверх идеальный квадрат, с двух сторон ярко освещенный большими окнами.
При этом никаких восьмигранных и уж тем более круглых форм не задействовано - но простейшими приемами воссоздается почти тот же эффект, что в больших каменных купольных храмах!
Единственная граненая часть храма - это пятистенный алтарь: такая форма (навроде половины восьмигранника) - давняя в деревянном зодчестве, ещё во второй половине XVII веке плотно и широко укоренившаяся - очень помогает создать "округлость" алтаря, ведь при помощи бревен, как ни старайся, не выложить идеального круга. Но тут не все стороны гранёного алтаря одинаковы: в Стороне алтарный сруб удлинен, и даже многогранная кровля алтаря, смыкаясь со стеной церкви, перетекает в небольшую продолговатую двускатную кровлю.
Диагональные стенки алтаря - глухие, то есть без окон. А вот в каждой прямой стенке (с юга, севера и востока) - по одному окну: свет в алтаре падал на престол - что, конечно, символично - с трёх сторон, из трёх окон. Окно в дальней, восточной стене алтаря - говорит о времени постройки храма: у более поздних церквей, уже со следующего десятилетия, алтари часто будут с глухими восточными стенами: станут распространены большие запрестольные иконы, занимающие огромную часть стены - а зачем делать окно в той стене, которая почти целиком закрыта иконой?
Из наружных решений, пожалуй, важно сказать об очертаниях трапезной-притвора. Видите, как двускатная кровля снизу, немного сузившись, вдруг перерастает в прямые вертикальные стены, а затем снова становится двускатной кровлей? То есть – кровли у трапезной были каскадные.
На настоящее время церковь – единственный на Псковщине частично сохраняющийся памятник деревянного зодчества, обладавший такой архитектурной формой. Видимо, в этой форме – отдаленное эхо поперечно-ярусных церквей Псковщины и Новгородской области, до нас не доживших, но известных по зарисовкам путешественника середины XVII века, Августина фон Мейерберга (около 1661 г.). Правда, там поперечно-ярусными были основные срубы – а тут именно трапезная-притвор. И там были церкви XVI – XVII столетий, а здесь остаточный отголосок традиции – причем уникальный!
Храм в Сторожне относится к памятникам местного значения с 1998 года и охраняется государством, его состояние на сегодняшний день аварийное, а западная часть (с хорами и трапезной) уже около десяти лет пребывает в руинированном виде – еще на фотографиях художника Д. Дроздецкого 2009 года трапезная и основной объем сохранялись.
Лично я храм видел 5 августа, когда путешествовал по Псковщине с семьей. Сейчас я занят начинанием по его сохранению – планируется соорудить временный навес, чтобы уцелели еще держащиеся части храма. Подробнее об этом пишу у себя на страничке в Вк: https://vk.com/id168149167?w=wall168149167_573%2Fall
На момент публикации этой статьи в Дзене удалось собрать 47 838 р. из запланированных 100 000 р.
Заранее большое спасибо всем, кто поддержит, заинтересуется, откликнется!
----
Реквизиты для перевода: По номеру карты 5469 5500 4114 4764 (Сбер), либо по привязанному к ней телефону +7(911)236-32-99; ИЛЬЯ ИГОРЕВИЧ П. Назначения платежа указывать не нужно.