Эта статья написана в продолжение разбора сказки «Русалочка». О том, как она, например, может проигрываться в женских жизненных сценариях я говорила ЗДЕСЬ. Часть анализа сказки об отношениях главной героини с Отцом находится ТУТ, а про её отказ от хвоста и голоса и про сексуальность – вот ТУТ.
Сегодня речь пойдёт о таких персонажах истории, как Принц и Ведьма.
Про Ведьму
Ведьма, с которой Русалочка заключает сделку, играет важную роль в её трансформации и олицетворяет собой архетип Тени, если учитывать концепции юнгианской психологии. Тень символизирует те аспекты личности, которые мы отвергаем, не видим в себе или подавляем, часто считая их неприемлемыми. Тогда Колдунья представляет тёмную сторону нашей психики, манипулирующую нашими желаниями и страхами, подталкивающую к решениям, которые кажутся заманчивыми, но могут привести к серьёзным страданиям и потерям.
Здесь Ведьма намекает на часть нас, готовую идти на крайние меры ради достижения желаемого, даже если это сопряжено с риском утраты чего-то важного. В рассматриваемой нами сказке сделка с Ведьмой отражает внутреннюю борьбу с теми частями себя, которые мы не осознаём или боимся признать.
Русалочка делает выбор, не осознавая всех последствий своего решения, что довольно выпукло демонстрирует то, как мы порой поступаем под влиянием бессознательных желаний и страхов, не понимая, что наши действия могут привести к непредсказуемым и часто болезненным результатам, с тяжелыми, а бывает, и необратимыми последствиями.
Про Принца
Принц в этой сказочной истории — не просто объект любви Русалочки. В психоаналитическом контексте он представляет собой архетип Анимуса— мужского аспекта женской психики. По Юнгу, Анимус олицетворяет собой разум, логику, активность и способность к действию, что так необходимо для достижения целей и движения к обретению полноты личности. Влюблённость Русалочки в Принца, пожалуй, стоит интерпретировать и как её бессознательное стремление к интеграции с этими качествами.
Однако влюблённость этого женского персонажа остаётся безответной, что может говорить о внутреннем конфликте и невозможности в конкретный период достичь состояния мира в душе. Принц олицетворяет недостижимый идеал. Стремление к нему приводит к разочарованию и боли. Он является воплощением того, что кажется Русалочке нужным и желанным, но в то же время остаётся для неё недоступным, как и достаточное объединение с её собственным Анимусом.
Образ Принца также, видимо, имеет смысл рассматривать в качестве символа Тени (золотой) — той части личности, которую мы не обнаруживаем в себе и, соответственно, отвергаем. Русалочка видит в Принце прекрасное, но не может полностью признать наличие этого прекрасного в себе, что указывает на внутренний разлад. Тень — ещё и те хорошие аспекты себя, которые она отвергает или боится их в себе. Принц становится проекцией её внутренних стремлений, её желания достичь чего-то высшего, но в то же время недоступного.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Автор: Нестерова Лариса Васильевна
Психолог, Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru