Оперативники, прибывшие на место преступления, обнаружили поистине невероятную картину - грабитель проник внутрь, буквально влетев в окно второго этажа! Это был дерзкий и необычный способ. Кто-то из милиционеров предположил, что в музее орудовал не кто иной, как знаменитый Карлсон, только немного повзрослевший и сменивший приоритеты. Дескать, если раньше этот обаятельный коротышка с пропеллером наводил страх на жуликов и воришек, то теперь, по всей видимости, и сам подался в их ряды, став идейным вдохновителем и активным участником ограбления музея. Увы, эта забавная гипотеза так и осталась не более чем шуткой, помогавшей сыщикам скрасить горечь профессионального фиаско на первом этапе расследования.
Таинственный взлом и пропажа бесценных сокровищ
1 июля 1971 года, когда часы пробили час ночи, а самые бдительные сторожа начали клевать носом, к зданию Ростовского краеведческого музея, перебравшись по крышам соседних домов, подкрался таинственный незнакомец в черном одеянии. Затаившись на время, он прикрепил к карнизу веревку и ловко спустился к окнам второго этажа.
Несколько раз злоумышленник пытался вскарабкаться на подоконник, но безуспешно. Тогда он принялся яростно раскачиваться. Через пару минут послышался оглушительный звон стекла, треск рамы, и незнакомец влетел прямо внутрь музейного зала. На пульте дежурного охранника пронзительно завыла сигнализация. Прошло несколько минут, и вор вновь показался в разбитом окне. Он молниеносно скользнул по тросу во внутренний двор, откуда со сноровкой ниндзя, о которых тогда еще никто и не слышал, перемахнул через забор и быстро скрылся в темноте...
На сигнал тревоги первой среагировала немолодая женщина-сторож. Несмотря на внезапность происходящего, она не растерялась. Поняв, что кто-то забрался в охраняемое помещение, женщина решительно начала действовать строго по инструкции. Она тут же позвонила в милицию, а затем оповестила директора музея.
Наряд вневедомственной охраны примчался к месту происшествия довольно быстро, буквально минут через пятнадцать. Но, увы, к тому времени загадочного преступника уже и след простыл. Милиционеры обшарили залы и коридоры музея, однако, не обнаружили ничего подозрительного, кроме разбитого окна и расколотой витрины одного из стендов. Оставалось лишь констатировать сам факт дерзкого проникновения.
Однако всё было не так просто, как показалось на первый взгляд. Прибывший по тревожному звонку сторожихи директор Зимовнов, осмотрел место преступления и чуть было не потерял дар речи. Из экспозиции бесследно исчезли бесценные артефакты - 7 золотых фаларов, или, говоря по-простому, богато украшенных бляшек от конской упряжи. Эти редчайшие предметы древности были найдены в 1962 году во время археологических раскопок кургана "Садовый" под Новочеркасском, где когда-то было захоронение знатного сарматского вождя. После кропотливой реставрации фалары поместили в экспозицию Ростовского музея, и они стали одними из самых притягательных экспонатов для посетителей.
Всего коллекция насчитывала 14 фаларов разного размера: самые большие, диаметром с чайное блюдце, и поменьше - от 12 до 15 сантиметров в поперечнике. Крупные бляхи, датируемые I веком до нашей эры, по оценке ученых представляли собой редчайшие образцы так называемого сарматского стиля. Подобных изделий в сокровищницах советских музеев на тот момент больше не было.
И вот теперь похититель прихватил с собой самые эффектные и дорогие экземпляры, оставив лишь 7 самых маленьких штук. Материальный ущерб превышал умопомрачительную по тем временам сумму в полмиллиона рублей. А художественная и историческая ценность украденных шедевров и вовсе была неизмерима.
В фантастическую версию о повзрослевшем Карлсоне не поверил никто
Раскрытием наглого преступления лично занялось высшее руководство ростовской милиции. На место происшествия бросили лучшие силы угрозыска. Работа закипела, но результаты оказались откровенно плачевными. Единственной уликой, оставшейся от взломщика, была та самая веревка, при помощи которой он проник в музей. Однако следователи сильно сомневались, что злодей мог попасть внутрь именно таким образом, ведь расстояние от веревки до окна было слишком большим. Да и вообще, было не совсем понятно, как преступник оказался на крыше, ведь чердачные люки оказались запертыми, а подходящей лестницы поблизости не наблюдалось.
Служебная собака, обнюхав следы под окнами ограбленного зала, уверенно привела оперативников к забору во внутреннем дворике. Но вот незадача - по другую сторону кирпичной ограды овчарка взять след так и не смогла. Кто-то из милиционеров в шутку предположил, что в музее орудовал не кто иной, как повзрослевший Малыш из известной сказки, который с возрастом из противника воришек превратился в их верного товарища и теперь помогал грабить. Увы, в эту смехотворную версию о Карлсоне, конечно, не поверил никто.
Раскрыть это дело по горячим следам сыщикам так и не удалось. С большой неохотой начальник областного УВД генерал Борис Елисов был вынужден доложить о случившемся в Москву. Реакция последовала жесткая и незамедлительная: "Взять расследование под личный контроль МВД СССР и Совета Министров. Виновных найти и задержать в кратчайшие сроки!"
Для поиска музейных грабителей в Ростове была экстренно создана специальная следственно-оперативная группа, в которую вошли лучшие асы из угрозыска и ОБХСС (Отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности). Сыщики не сомневались, что за дерзким налетом на музей стоит целая преступная группировка, в которую наверняка входили и свои люди из охраны и персонала. На это красноречиво указывала четкость и слаженность, с которой была проведена вся спецоперация.
Следствию предстояло отработать сразу несколько версий, среди которых приоритетными считались две.
- Согласно первой и самой пессимистичной из них, фалары были украдены по заказу какого-то богатого коллекционера, возможно, иностранца. А значит, найти их будет практически нереально. В пользу этого предположения говорил явный профессионализм музейных воров - они точно знали, за чем пришли и больше ничего не взяли, хотя в том же зале хранились другие редкие артефакты - античные серебряные чаши, старинный меч в золотых ножнах и прочие ценности.
- Вторая версия оперативников была попроще - ограбление дело рук обычных, хотя и очень ушлых домушников, которых привлек исключительно блеск золота. Значит, добычу они попытаются сбыть местным скупщикам или ценителям древностей. А это дает надежду вычислить злодеев по цепочке и вернуть бесценные реликвии государству.
Но кто же все-таки стоит за этим громким преступлением? Ответ не заставил себя долго ждать.
Дерзкий вор
В то самое утро, когда ростовский уголовный розыск стоял на ушах, пытаясь найти хоть какую-то зацепку, недалеко от Ростова, на берегу тихой речушки Усть-Койсуг преспокойно расположился главный виновник случившегося переполоха 23-летний Василий Антюшин. Он неторопливо и деловито орудовал плоскогубцами, безжалостно уродуя бесценные золотые фалары.
Вряд ли кто-то из милиционеров мог предположить, что за дерзким налетом, который они поначалу приписали целой банде матерых профессионалов, стоит всего лишь один молодой парень без какого-либо криминального опыта. Именно Василий Антюшин в гордом одиночестве умудрился спланировать и блестяще осуществить это резонансное преступление.
О том, что украденные им предметы являются уникальными произведениями древнего искусства, которым без малого две тысячи лет, Антюшин даже не задумывался. "Браслет он и в Африке браслет, только большой и старый. Главное, что из чистого золота! А уж за него-то отвалят хорошие бабки" - так рассуждал Василий, готовясь к взлому музея.
Деньги и мечты о красивой жизни - вот что было главным жизненным кредо Антюшина. И ради их достижения парень готов был пойти на что угодно. Правда, в списке возможных способов быстрого обогащения какая-либо честная работа отсутствовала напрочь.
Треть из своих 23 прожитых лет Василий посвятил попыткам сказочно разбогатеть. Увы, почти все его начинания заканчивались неудачно. Еще школьником Антюшин связался с дурной компанией и начал промышлять мелким воровством. За что вскоре и загремел в колонию для несовершеннолетних.
Выйдя на свободу, он, как и многие, подался на север, на заработки. Но тяжелый труд старателя на золотых приисках Якутии быстро отбил у Василия всякую охоту к честной жизни. Уже через 3 месяца он плюнул на все и вернулся домой несолоно хлебавши. Правда, не совсем с пустыми руками. Он умудрился-таки по случаю прикупить у спившегося старателя небольшой слиточек золота, который спрятал понадежнее.
Поначалу Антюшин планировал толкнуть этот слиток своему знакомому ювелиру, а вырученные деньги пустить на обзаведение семейным гнездышком. Василий как раз собирался жениться, а потому покупка кооперативной квартиры весьма поспособствовала бы укреплению и без того непрочных уз.
Но скоро его планы поменялись. Слиток Василий действительно продал, но не целиком. Часть металла пустил на массивный золотой перстень-печатку с собственными инициалами "ВАН". А вот вырученных денег, которых оказалось не так уж и много, хватило ненадолго. Василий с купеческим размахом спустил их на загулы по ресторанам, покупку шмоток и прочие радости жизни. Так что вскоре карманы Антюшина вновь опустели. Зато едва забытая на северах золотая лихорадка вновь вспыхнула с новой силой.
Первым делом Василий решил податься в моряки. Но не учел одну деталь, ведь с его уголовным прошлым дальше Таганрога ему не уплыть. Вот и пришлось ограничиться недолгими походами по Дону, драить палубу, пока парня окончательно не списали на берег. Потом Антюшин еще несколько раз менял род занятий, но нигде подолгу не задерживался. И вскоре плюнул на все и ушел в затяжной "творческий отпуск".
А преступный план по ограблению музея ему подсказала случайно увиденная заметка в газете, где подробно рассказывалось о ценных экспонатах из драгоценных металлов. Несколько раз прогулявшись по залам Ростовского музея, Василий приметил, что фалары - это самый компактный и, судя по виду, дорогой вариант добычи. Оставалось лишь продумать, как незаметно стащить золотые бляшки из-под носа ничего не подозревающей охраны. И такой момент вскоре представился.
Матерый сыщик Воскобойников берется за дело
Тем временем ростовская милиция, не щадя живота своего, рыла землю в поисках дерзких грабителей, нанесших сокрушительный удар по престижу всего советского музейного дела. В городе была объявлена беспрецедентная по своим масштабам операция "Сапфир".
На ноги были подняты практически все силы доблестной милиции. Они частым гребнем прошлись по злачным местам, притонам и малинам, где промышляли скупщики и перекупщики золота, теневые ювелиры, зубные техники-надомники и прочий криминальный элемент.
Непосредственно операцией руководил один из самых опытных и талантливых сыщиков городского отдела ОБХСС - майор Леонид Воскобойников. К началу 70-х годов он успел заслужить репутацию непревзойденного специалиста по борьбе с незаконными валютными операциями и хищениями драгметаллов.
Разномастную братию скупщиков золота и валюты, окрещенных в народе презрительным словечком "фарцовщики", Воскобойников знал как облупленных. И те отвечали матерому опер-ищейке взаимной "любовью", боясь его пуще огня. Ведь в те времена за нелегальные сделки с валютой и драгметаллами особо не церемонились - можно было загреметь на нары лет на 10-15, а то и вовсе поплатиться головой в случае такого отягчающего обстоятельства, как крупный размер.
Однако, несмотря на широкий масштаб операции "Сапфир" и десятки задержанных, никаких следов пропавших фаларов и их похитителей найти так и не удалось. Что ни фигурант - все в один голос заявляли, что ничего о краже не знают, а золотые древности сроду в глаза не видели. В милицейском главке постепенно стало укореняться мнение, что музейная добыча действительно уплыла за бугор к какому-нибудь богатенькому иностранцу. А значит, вернуть ее будет практически нереально.
Но Леонид Воскобойников не собирался так просто сдаваться. Он продолжал методично отрабатывать свои многочисленные связи в преступной среде. И вскоре на горизонте замаячила зацепка - трое колоритных дедков-старьевщиков, промышлявших мелкими спекуляциями с золотишком. Тем самым они существенно подправляли свое более чем скромное пенсионное довольствие.
Отставные лихие добытчики и их афера века
Общий возраст троицы зашкаливал далеко за 200. Старички целыми днями просиживали в кафе напротив комиссионки, где скупалось золото у населения. Вооружившись мощными театральными биноклями, они внимательно наблюдали за всеми, кто выходил из магазина. Приметив потенциального клиента (как правило, он был чем-то недоволен), ушлые деды пускались в обработку, выманивая "потерпевшего" на более выгодную для себя сделку. Навар от разницы в цене и составлял их основной доход.
- Главарем пенсионной ОПГ был матерый делец теневого рынка Иван Ермаков, промышлявший скупкой золотых побрякушек еще с дореволюционных времен. И хотя годы брали свое, но коммерческой жилки старик не утратил, продолжая без зазрения совести "разводить кроликов".
- Вторым членом ветеранской банды был бывший авиатор Василий Колеров. Всю Великую Отечественную он готовил к боевым вылетам самолет самого Алексея Маресьева. И частенько выступал в школах, повествуя о своей дружбе с легендарным летчиком. Однако в свободное время бравый ветеран не брезговал и левыми сделками с золотишком.
- Третьим был Борис Поляков - инвалид с темным прошлым и крайне сомнительной репутацией.
Многолетняя практика и отточенное взаимодействие позволяли пройдохам виртуозно разыгрывать комбинации, где у каждого была своя роль. Пострадавшие даже не подозревали, как ловко их облапошивали. Неудивительно, что ушлая троица долгие годы ускользала от внимания правоохранителей.
И вот теперь стариков взяли в плотную разработку. Но задерживать не спешили - мешали почтенный возраст и связи Колерова, который при случае не забывал козырнуть своей дружбой с самим Маресьевым. Нужны были железобетонные улики. Иначе дело рисковало развалиться еще до суда. В конце августа такой случай наконец представился.
Фарцовщики в западне
Пока сыщики отрабатывали свои версии, Антюшин времени зря не терял. Переплавив фалары в слитки, часть золота он сбагрил давнему знакомцу ювелиру Лозинскому. Тот трудился в Комбинате бытового обслуживания, но нередко путал госконтору со своей лавочкой, где за умеренную мзду выполнял левые заказы.
К задаче ювелир подошел творчески. Сперва аккуратно перелил полученные слитки в более мелкие. А затем пустил часть металла на изготовление всяких там колечек, крестиков и прочей золотой мелочевки. Готовые побрякушки он вручил Антюшину в качестве оплаты за золотишко.
Разжившись неожиданным богатством, Василий внезапно воспылал любовью к родственникам. Теще достались сережки, тестю колечко, жене крестильный крестик. Ну и, конечно же, на обмывку подарков Антюшин средств не пожалел, закатив несколько знатных пьянок.
А вот Лозинский поступил куда практичнее. Свою долю он толкнул старому корешу, зубному технику Голованову. Тот и вставил ювелиру целый набор золотых зубов.
Оставшиеся слитки парочка решила толкнуть проверенному скупщику. По иронии судьбы, им оказался старый знакомый Антюшина, однорукий Поляков. Лозинский договорился о сделке, но сам в условленное место прийти не смог - свалился с приступом редкой болезни. Пришлось Василию тащиться одному, даже не подозревая, чем для него закончится эта встреча.
В это же самое время Воскобойникову стало известно, что один из мафиози-старьевщиков готовится прикупить партию золотых слитков. Взять «товарища» с поличным и через него выйти на всю банду - чем не блестящая комбинация? Ведь с заурядной цацкой еще можно отбрехаться, якобы несу, мол, в комиссионку. Но вот слитки - это уже совсем другой коленкор. За них не отвертишься. В общем, грамотный захват спекулянта вместе с продавцом прямо на месте сделки представлялся лучшим вариантом.
И вот в назначенный час у Полякова возник молодой парнишка. Едва тот передал инвалиду сверток, как их обоих повязали. Поднаторевший в подобных делах Поляков сразу смекнул, что вляпался по самые уши и потому не стал брыкаться, когда опера извлекали из его кармана главную улику - два слитка грубой отливки. А вот молодой оказался порезвее и попытался сделать ноги. Впрочем, через пару минут он уже стоял, слегка помятый, перед грозным ликом Воскобойникова и скороговоркой выкладывал первые показания. Выяснив, кто таков незадачливый продавец и где проживает, группа захвата рванула к нему домой.
В ходе обыска в хате Антюшина были обнаружены еще два слитка, несколько явно самопальных ювелирных изделий и мелкие бирюзовые камешки. И тут случилось неожиданное - Василий возьми и сознайся в краже тех самых фаларов из музея!
Увы, вскоре выяснилось, что уникальные творения сарматских умельцев уже приказали долго жить - все, что от них осталось это бесформенные слитки, зубы и аляповатые побрякушки.
Преступники - на нары, директор - в отставку
Первый же допрос произвел на Антюшина ошеломляющее впечатление. Парень узнал, что цена утраченных по его вине древних артефактов составляет полмиллиона рублей, а подобные преступления караются по всей строгости закона. Теперь отчаянному воришке грозил немалый срок, а то и вовсе вышка.
Но будучи уже тертым калачом, Василий быстро смекнул, что идти в несознанку себе дороже. И сдал с потрохами всех, кто так или иначе был причастен к похищенному золоту. По его наводкам задержали ювелира Лозинского и зубного техника Голованова. В домах родственников Антюшина прошли повальные обыски с изъятием всех золотых подношений.
Не преминул Василий по случаю пройтись и по охране музея, обвинив руководство в халатности и попустительстве. И действительно, директор Зимовнов сетовал, что в точности соблюдал все инструкции Минкультуры по защите экспонатов. Но преступная ловкость Антюшина решила исход дела. В итоге незадачливого директора с позором отправили на пенсию.
А вот самому Антюшину несказанно повезло. Хотя его деяние подпадало под расстрельную статью (хищение в особо крупном размере), но искреннее раскаяние, чистосердечное признание и активное содействие следствию смягчили приговор. Василий отделался 10 годами лишения свободы. Отсидев от звонка до звонка, он вернулся в родной Койсуг и, говорят, завязал с криминалом, и стал вести жизнь законопослушного обывателя.
Лозинского тоже осудили, но с учетом тяжелой болезни и примерной трудовой биографии. Отмотав символический срок, он вышел на волю и продолжил честно трудиться в родном "Приборбытремонте".
Дело по треугольнику старьевщиков, включая однорукого Полякова, выделили в отдельное производство.
А вот майор Леонид Воскобойников за блестяще проведенную операцию удостоился ведомственной награды и благодарности министра. Хотя сам он и не гордился этим, считая делом чести вернуть людям бесценное сокровище. Увы, сделать это так и не удалось. Но история с фаларами вошла во все учебники для будущих советских сыщиков, как пример того, как важно не сдаваться и идти до конца, распутывая даже самые безнадежные дела.
Подписывайтесь на канал и читайте интересные истории: