На самом деле год назад я уже публиковал видеоролик, посвящённый разбору песни Егора Летова «Русское поле экспериментов». Кто его не видел, могут пройти по указанной ссылке. Ну, а для тех, у кого нет времени смотреть ролики, я сделал разбор этой песни в текстовом варианте.
Сразу надо прояснить, что обычно я разбираю в песне те моменты, которые поддаются логическому анализу – прежде всего, использованные отсылки, термины и цитаты. Брать на себя ответственность и заявлять на голубом глазу, что Летов имел в виду конкретно то-то и то-то, было бы излишней самонадеянностью. Да и сам Егор не раз заявлял, что многие его песни - это своеобразный поток сознания, который он и сам до конца не понимает... А «Русское Поле Экспериментов» - и есть именно такой огромной поток сознания.
Е. Летов, «Газета», 2004:
«Я своё творчество объяснять не могу. Есть такой писатель японский, Харуки Мураками. Так вот он на своем сайте объясняет все свои произведения, что он в них вложил, как сочинил «Охоту на овец», допустим. И когда я это всё прочитал, то, честно говоря, сильно разочаровался. Большой облом у меня был, и я понял, что перечитывать Мураками мне больше неохота. Во всяком случае, те книжки, которые он объяснил по-своему. Поэтому я свои вещи тоже не объясняю, потому как они для меня самого часто становятся понятны лет через пять-семь. А из некоторых до сих пор непонятно, что я в принципе создал».
Е. Летов:
«Я это называю "колодец" (наверное, то же самое, что Башлачёв называл). То есть, это открывается такая некая "пробка", то, что было закупорено до этого. И идёт просто фонтан!».
Прежде, чем мы перейдём к тексту песни, стоит кратко коснуться её истории. Разумеется, дотошные поклонники Летова прекрасно знают, что «Русское поле экспериментов» было написано в 1988 году. В декабре того же года песня была впервые зафиксирована на одноимённом акустическом сольнике. Запись осуществил звукорежиссёр Ленинградского рок-клуба и один из самых известных летописцев русского рока - Сергей Фирсов.
В тот период ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА как раз пыталась обосноваться в Питере, но, по воспоминаниям Фирсова, не очень вписалась в местную рок-тусовку. По сути, "понаехавшие" сибиряки крепко сдружились только с группой АУКЦЫОН.
Из воспоминаний Сергея Фирсова, «Специальное радио», октябрь 2016:
https://specialradio.ru/art/615/
«Вся эта сибирская тусовка меня поразила — я до сих пор обожаю этих людей, они совсем другие. Джеф, Кузьма — я влюбился в них навсегда. Летов был очень своеобразный. По тем временам они были очень энергичны. Наши уже все ходили расслабленными, а это были настоящие революционеры».
Что касается акустического альбома, то это была некая солянка из песен разных лет. Были там и новые композиции - «Всё совсем не то», «Философская песня о пуле», «Праздник кончился», «Мёртвый сезон» и собственно "магнум опус" Летова - «Русское поле экспериментов». Вот, что рассказывал об этой записи сам Егор в своих "ГРОБ-хрониках":
«Песенки, беспечно исполненные под электрогитару мной, изнемогающим от температуры и жестокого насморка, и проникновенно записанные (Серегой Фирсовым у себя дома в декабре 1988 года на кассетник. Полученное самим Серегой названо «Русское Поле Экспериментов», и в таком бутлеговском виде имеет неудержимо широкое самовольное хождение. Летом 90-го я наложил на запись реверс, частично порезал фон, вырезал щелчки между песнями и, сделав из нее такую выборку, как бы «официализировал» в виде вот такого альбома».
Несмотря на состояние здоровья Летова, альбом получился, как по мне, достаточно качественным (на фоне прочих записей ГО) и очень эмоциональным. Не случайно, песню «Русское Поле Экспериментов» я часто предпочитал слушать именно в этой версии.
Тут надо сказать, что к тому времени Егором овладело стремление к "гигантомании". Если раньше он записывал "короткие злые песни", то потом услышал Александра Башлачёва с его "Егоркиной былиной" и тоже стал писать пространные композиции, которые текли как бы сами по себе и строились на каком-нибудь монотонном риффе.
Судя по всему, именно «Русское Поле Экспериментов» стало для Летова первым опытом создания глобальных полотен. За ним последуют такие композиции, как 8-минутная «Как в мясной избушке умирала душа» и 10-минутный «Прыг-Скок».
Однако, они так и не смогли превзойти «Русское Поле» по популярности среди слушателей. В «Мясной избушке» практически не было музыки, а «Прыг-Скок» вышел чересчур монотонным. На этом фоне песня «Русское Поле Экспериментов» казалась более мелодичной и, скажем так, нескучной. Благодаря тому, что мелодия и энергетика здесь постоянно меняются, 14 минут пролетают почти незаметно. Да и сам Летов признавал, что эта песня - самая "знаковая" в его творчестве.
Е. Летов, 1990 г.:
«Я вообще замечаю, что подошёл к некоей условной грани — к некоему, как бы высшему для меня уровню крутизны, за которым слова, звуки, образы уже «не работают», вообще, всё, что за ним — уже не воплотимо (для меня, во всяком случае) через искусство. Я это понял, когда написал «Русское Поле Экспериментов». Оно для меня — вышак. Предел. Красная черта. Дальше — у меня нет слов, нет голоса. Я могу лишь выразить равнозначное этому уровню, просто являя иной его ракурс. Это и «Хроника пикирующего бомбардировщика» с «Мясной избушкой» и «Туманом», и «Прыг-скок» с «Песенкой про дурачка» и «Про мишутку». Выше них для меня — зашкал, невоплощаемость переживаемого, вообще — материальная невоплощаемость меня самого. А вот именно туда-то и надо двигать».
Своё электрическое воплощение «Русское Поле» обрело уже в 1989 году. А так как электрический альбом тоже был назван по этой песне, Фирсову пришлось переименовать акустический сольник в «Русское поле экспериментА» - чтобы слушатели не запутались.
Стоит также отметить, что на альбомах 1989 года ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА впервые за долгое время выступила, как полноценная группа - до этого Летов три года записывался практически в одиночку, сам играя на всех инструментах.
Кроме того, в то время Егор сильно увлёкся "нойсом", поэтому частенько вставлял в песни всякие индустриальные шумы. Случались во время записи песни и казусы.
Егор Летов, из комментариев к переизданию альбома, июнь 2007:
«Во время записи «Русского Поля Экспериментов» во второй части (там, где «За открывшейся дверью пустота...» произошёл некий электрический (энергетический?..) скачок во всей воспроизводящей и записывающей системе - потому как ничем иным объяснить его не можем - слегка сместился гитарный звук. Запись останавливать мы не стали. Писали живьём с одного дубля».
На этом с историей записи закончим и, наконец-то, перейдём непосредственно к тексту песни. В принципе, это такой образцовый текст Летова, где он применяет все свои фирменные поэтические приёмы.
Во-первых, єто переиначенные русские поговорки. Например, «Устами младенца глаголет истина» превратилась в «Устами младенца глаголет яма, устами младенца глаголет пуля…», а «Кашу маслом не испортишь» - в «Кашу слезами не испортишь, нет…».
Во-вторых, это парадоксальные метафоры, которые на первый взгляд, абсурдны, но очень быстро врезаются в память и даже становятся мемами. Взять, хотя бы, «трогательный ножичек», «отважное смакование леденцов» или просто блестящие «нерукотворные пи*дюли».
За открывшейся дверью — пустота
Это значит, что кто-то пришёл за тобой
Это значит, что теперь ты кому-то
Понадо-понадо-пона-надобился...
Объективности ради, отмечу, что не все образы в песне показались мне удачными. Например, у Летова то на поле "валится" иней, то идёт снег, то русское поле само этот снег "источает". Я понимаю - поток сознания и всё такое - но ведь автор этот поток всё равно, так или иначе, редактирует.
Полно в песне и отсылок к прочитанному и просмотренному. Ну, и, конечно, не обошлось без политики.
Да, в «Русском Поле» нет таких прямолобых политических заявлений, как, например, в песне «Здорово и Вечно». Но значительное количество образов и метафор не оставляют сомнений, что «Русское Поле Экспериментов» создавалось всё в том же антисоветском дискурсе.
Уже само название песни содержит в себе две красноречивые отсылки. Первая - это известная антисоветская идеологема про то, что большевики просто проводили над русским народом жестокий социальный эксперимент - ну, как Павлов над своими собаками...
То, что, так называемые, социальные эксперименты веками проводились во всех странах мира - никого не волновало. Две противоположные мысли – «Такое могло быть только у нас!» и «При чём тут другие? Меня волнует только наша страна» - до сих пор легко уживаются в головах отдельных "мыслителей".
Справедливости ради, надо сказать, что по поводу благословенного Запада, Летов особых иллюзий никогда, вроде бы, не питал. Но на Советский Союз набрасывался с яростью, коей мог позавидовать даже Солженицын.
Вторая отсылка, спрятанная в названии, горько-ироническая. Как любой советский человек, Летов прекрасно знал песню «Русское Поле», написанную Яном Френкелем на стихи Инны Гофф специально для фильма «Новые приключения неуловимых» (1968).
Впрочем, песня оказалась столь хороша, что её сразу взяла в оборот советская эстрада. Кто только её не пел - Юрий Гуляев, Валерий Ободзинский, Лев Лещенко, Иосиф Кобзон... Не удивительно, что в 1980-е годы она уже воспринималась с лёгкой долей иронии, как поднадоевший идеологический официоз. Вот Летов и сделал некий микс из двух идеологем - советской и антисоветской.
По поводу же падающего на поле снега у меня имеется одно - вполне убедительное - предположение. Те кто слышал проект Летова под названием КОМММУНИЗМ, возможно, знают, что Егор там не раз цитировал русского философа Василия Розанова - в частности, его сборник заметок "Уединённое". Так вот, в этом сборнике можно найти такой красноречивый отрывок:
В. Розанов «Уединённое»:
«И увидел я вдали смертное ложе. И что умирают победители, как побеждённые, а побеждённые, как победители.
И что идёт снег и земля пуста…
И победа побледнела в моей душе. Потому что побледнела душа. Потому что, где умирают, там не сражаются. Не побеждают, не бегут.
Но остаются недвижимыми костями, и на них идёт снег».
Как я уже сказал, прямых антисоветских отсылок в остальном тексте песни почти нет - зато намёков хватает. Люди моего возраста прекрасно помнят почётные эпитеты "краснознамённый" и "орденоносный", которым в СССР награждали дивизии, ансамбли и много чего другого. Ну, а у Летова эти эпитеты звучат так:
Орденоносный Господь победоносного мира
Заслуженный Господь краснознамённого страха...
Тем не менее, даже после того, как Летов изменил свои ПОЛИТИЧЕСКИЕ (именно ПОЛИТИЧЕСКИЕ, а не МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ) взгляды, он не отказался от этой песни и продолжал исполнять «Русское Поле Экспериментов» почти на всех своих концертах вплоть до самой смерти.
А в 1994 году Егор окрестил этим названием и первый сборник стихов, и CD-издание избранных песен 1989 года. Кстати, обратите внимание, что слишком конкретные антисоветские песни были из этого CD исключены.
Егор Летов, реплика на концерте в Киеве «Праздник кончился», 1990:
«Бытует мнение, что то, чем мы занимались долгое время — в 86-м году, в 87-м — это некое политическое действие. За что нас там Троицкий грязью поливает до сих пор — это, якобы, то, что мы занимаемся политикой в чистом виде. Я несколько раз давал интервью и говорил, что все эти политические символы, которые у нас встречались — на 70% это вообще не политика. Скажем так… Это некие образы или символы, как отношение к некому мироустройству или миропорядку, который существовал и существует всегда.
Просто в то время было легче и более понятнее для всех — для нас, для масс – всё это так или иначе трансформировать в политические символы. Т.е. это даже разговор не о том, что наши песни там антисоветские или не антисоветские — это песни антисоциальные».
В итоге, политические метания лидера ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ привели к тому, что его творчества в равной мере используют в своих целях, как условные коммунисты, так и условные, либералы. Например, в 2019 году антисоветское творчество Летова взяло в оборот откровенно "либеральное" (Боже, как же запомоили это слово!) интернет-издание "Медуза". Под его эгидой был записан трибьют ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, а также ролик, где различные персонажи читают текст «Русского Поля Экспериментов».
К счастью, посыл песни оказался несколько шире антисоветской "повесточки" и затрагивал такие вечные вопросы, как неистребимая тяга человека к насилию.
В дверной глазок, в замочную щель -
Гениальные мыслишки, мировые войнушки
Неофициальные пупы Земли
Эмалированные части головных систем...
Если бы меня попросили охарактеризовать песню «Русское поле экспериментов» одним словом, то я, наверное, бы выбрал эпитет "мизантропическая". Летов здесь явно пребывает в ужасе от того, что "венец природы" со всей его цивилизацией и моралью, так и не изжил жестокость по отношению к окружающему миру и себе подобным.
О том же самом говорит и саркастическая строчка песни «Слово «люди» пишется с большой буквы...». Похожая издёвка звучит и в другой песне Летова того же периода, которая называлась «Человек - это звучит гордо». Песня эта. как по мне, совершенно проходная, но очень показательная. Ведь здесь Летов глумится над другой популярной советской идеологемой, берущей свои истоки в пьесе Максима Горького "На дне".
М. Горький «На дне»:
«САТИН: …Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век!».
Весь этот транслируемый Летовым ужас от деяний рук человеческих и придаёт его песням ту самую "мрачную безысходность", в которой частенько обвиняют творчество ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ.
И тут важно понимать, что отдельное произведение искусства не является единственно верным слепком мировоззрения творца. Вспомните, в скольких стихах и песнях, посвящённых какой-нибудь любовной трагедии, авторы пишут от том, что весь мир рухнул, а жизнь потеряла смысл. То есть, поэты и писатели довольно часто берут какую-то проблему или эмоцию и усиливают её, порой доводя до крайности. Отсюда и желание постоянно эпатировать обывателя.
А свою любовь я собственноручно
Освободил от дальнейших неизбежных огорчений
Подманил её пряником
подманил её пряником
Изнасиловал пьяным жестоким ботинком
И повесил на облачке, словно ребёнок
Свою нелюбимую куклу!
Свою нелюбимую куклу!
Что уж говорить, о Летове, который вообще проявлял интерес к людям, которые находятся в "пограничных состояниях" и экстремальных ситуациях. Да и не только он. Массовый успех фильмов в стиле "Игра на выживание" - яркое тому подтверждение.
Конечно, Егор и сам не раз лил воду на мельницу тех, кто обвинял его творчество в человеконенавистничестве.
Е. Летов, «УРЛАЙТ», 02.12.1988:
«В моем понимании рок — это движение античеловеческое, антигуманистическое, — некая форма изживания из себя человека как психологически жизнеспособной системы. Человек — это существо, которое наделено логическим сознанием — и в силу этого не может жить ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. Поэтому он погружен в прошлое или в будущее. ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС живут только дети».
Е. Летов, «Московский Бит», 1997:
«Троицкий очень хорошо в свое время где-то заметил, что ему не импонируют такие люди, как ГО, потому как мизантропы. Ну это правильно, в некоторой степени. Мне больше животные импонируют. Я могу это констатировать, можешь даже в статье это напечатать. Да, я хожу ежедневно в лес, потому что в лесу гораздо лучше, уютнее, реальнее, чем на улицах, в жилищах. В лесу я себя чувствую ДОМА (смеется), на улицах я себя чувствую, ну как медведь по улице идет. Как слон. Как мышь. Как гроб на колесиках».
Заметьте, что оговорку «в некоторой степени» журналисты не заметили и ради хайпа назвали статью «Я - мизантроп, мне больше импонируют животные».
Я, конечно, не знал Егора лично, но, по наблюдениям со стороны, он мало походил на классического мизантропа - имел немало друзей, был весьма общителен и вообще вёл довольно активную жизнь. Возможно, обывателей он и недолюбливал, но уж точно не был ни затворником, ни социопатом.
Что касается «Русского Поля Экспериментов» - то там мизантропия, скорее, такая... профилактическая. В духе - «Посмотри на себя в зеркало и ужаснись». Летов сам говорил, что подобными песнями он показывает, как делать не надо, а его группа - это демоны, охраняющие рай.
Набить до отказа собой могилу,
Это значит наследовать Землю
Что же такое наследовать Землю?
Это значит исчерпать терпение!
Так что главный посыл «Русского Поля», несмотря на витиеватый текст, в целом ясен. Нам же осталось лишь прояснить ещё несколько строчек, которые поддаются анализу. Пойдём прямо по тексту...
Целеустремлённо набивать карманы
Мёртвыми мышатами живыми х*ями...
Надо отметить, что образ «Мёртвых мышат» до этого встречался в творчестве Летова уже не раз.
Первый раз он появился, в коротком стишке 1984 года, а спустя пять лет перекочевал в альбом проекта КОММУНИЗМ - «Игра в самолётики под кроватью».
Небо цвета мяса
Когда ты споткнулся
О мёртвую мышь.
В 1986 году "мёртвые мышата" появляются уже в двух текстах Летова - «Деревья»:
Я видел деревья
Они свисали с небес, как карманы,
полные мёртвых мышат...
и «Следы на снегу»:
..А мертвая мышь в кармане гниёт
А мертвая мышь гниёт в кармане
И теперь никто никого не найдёт
Ведь я не оставляю следов на свежем снегу...
Ну, а теперь, значит "мёртвые мышата" перекочевали в «Русское Поле Экспериментов».
Из ответов Е. Летова на вопросы посетителей
официального сайта ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ gr-oborona.ru, 05.04.2005:
«— Что означает строчка «набивать карманы мёртвыми мышатами»?
— Песня написана после того, как я посмотрел два документальных фильма — «Морда дьявола» и «Лики смерти», в которых много и долго убивали разных животных. Это один из поворотных пунктов вообще моего творчества. Я чуть с ума не сошел. У меня было два состояния: либо умереть, либо идти убивать налево-направо. При этом Янка и мои согруппники, смотревшие то же, что и я, сидели на кухне, смеялись, курили, как будто ничего не произошло. Когда я попытался что-то им… — на меня посмотрели, как на идиота. И продолжали весело жить дальше. Вот тогда, в течение этой ночи, я сочинил эту песню. Эта песня — про все про это. Как все это имеет милое свойство отвратительно продолжаться в любых условиях. И нету этому конца».
Если о фильме «Морда дьявола» я никакой информации найти так и не смог, то фильм «Лики смерти» оказался довольно известным.
Он был снят Джоном Аланом Шварцом ещё в 1978 году и навёл тогда немало шороха. В первую очередь, крайне шокирующими и натуралистичными кадрами, изображающими разные аспекты смерти - корриду, скотобойню, собачьи бои, самоубийство, каннибализм, казнь на электрическом стуле и, конечно же, войны и Холокост.
Назвать фильм полностью документальным нельзя, потому что в нём были и постановочные кадры. А рассказчиком выступал, якобы, паталогоанатом, который проводил мысль, что "человек - это единственное существо, убивающее из-за алчности".
Разумеется, такой человек, как Летов, фильмом очень впечатлился.
А то, что на бойне умертвили бычка —
На то всеобщая радость, всеобщая гордость
Всеобщая ненависть, всеобщая воля
Всеобщая воля, да всеобщая старость...
Что касается отношения лидера ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ к убийству животных, то тут всё не так однозначно.
С одной стороны, Егор действительно любил всякую живность. Особенно котов, которые постоянно жили в его квартире.
Е. Летов:
«Я люблю жить, я люблю жизнь. Не просто любую жизнь, а мне нравится Жизнь с большой буквы. У нас очень много животных у каждого. У меня вот три кота - просто лично... Собираюсь собачку завести. По большому счёту, я б и какую-то жабу завёл, и ещё какого-нибудь зверька...».
Из ответов Е. Летова на вопросы посетителей
официального сайта ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ gr-oborona.ru, 24.11.2004:
«У нас 3 кота. Два рыжих — Тиша и Степа, один черно-белый — Пёсик. Одного добыли на болоте, другого из новосибирского метро, третий, самый младший, принесен Женей Махно в перчатке».
С другой стороны, к "веганам" Егор тоже не относился, а о вегетарианстве отзывался так.
Из ответов Е. Летова на вопросы посетителей
официального сайта ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ gr-oborona.ru, 24.11.2004:
«Есть 2 типа вегетарианства — у одних людей организм просто мяса не принимает, а другие не едят его по убеждениям. Они, я считаю, просто дураки, потому что убийство зверей от этого нисколько не останавливается. а вот отсутствие веществ, содержащихся в мясе, приводит к физическим и психическим патологиям самого агрессивного свойства (как, например, и питие мочи). И, кроме, того, любые запреты (вегетарианство, сухой закон, запреты религиозного или политического свойства) всегда кончаются такой х*йней, что и эпитетов не подберешь. Я, например, вообще без мяса не наедаюсь, не могу ни играть, ни сочинять, во всяком случае, ничего путнего».
Из ответов Е. Летова на вопросы посетителей
официального сайта ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ gr-oborona.ru, 23.02.2006:
«— Какую еду Вы предпочитаете? Какое Ваше любимое блюдо? Как относитесь к японской кухне?
— Никак не отношусь, ибо консервативен. Ем мясо, острое и жареное, очень люблю кавказскую и арабскую кухню.
— Егор, ты пишешь, что равно ценишь все евангельские тексты, включая апокрифы, и пишешь, что не одобряешь вегетарианство, хотя в Евангелии мира от ессеев написано что заповедь не убей, распространяется и на животных и что плоть есть нельзя. Как же с этим быть?
— Евангелие от ессеев я не читал. Да и дело не в них. Хоть бы мне сам Иисус говорил, что мясо есть нельзя, всё равно бы его ел. Я по природе хищный человек. Или животное, не знаю уж, кто. Знаю только, что убийство оправдано только как необходимость, как у хищных зверей. Мне трудно рассуждать о птицефабриках — это всё ужасно — забоях свиней и коров и тому подобном... Это часть замкнутого круга цивилизации, в которой мы находимся. Это всё из области, как это ни мрачно и погано звучит, самообеспечения (хотя в идеале можно прожить и без этого). Кто меня по-настоящему бесит, кого бы я убивал своими руками, живьём зарывал в землю — это охотники. Те, у которых нет нужды в мясе. Те, которые убивают ради удовольствия. Что я бы сделал, если б у меня была власть — это открыл бы охоту на них самих. Говорю это как представитель дикого леса, коим себя считаю. Объявляю охоту на охотников — от имени медведей, лис, барсуков, волков, тех, кого не останется вовсе».
Но вернёмся к тексту «Русского поля». Далее нам попадается строчка, из-за которой Летова частенько обвиняли в призыве к самоубийству.
На патриархальной свалке устаревших понятий
Использованных образов и вежливых слов,
Покончив с собой уничтожить весь мир,
Покончить с собой уничтожить весь мир...
Из интервью с Егором Летовым под названием "Приятного аппетита!", 10.09.1990:
«Я, вот, где-то читал про одного самурая, который перед тем, как сделать себе харакири, написал: «Уничтожу весь мир!». Так вот, я свято и закоченело верю и знаю, что он его этот «весь мир» и уничтожил, расхуярил, величественно, безвозвратно и однозначно. Введенский правильно пишет, что чудо — остановка времени, возможная лишь в момент смерти. Сытый индивидум, существующий в липкой протяженности будней, надежд, желаний, ожиданий и т. д. и т. п., не сотворит чуда, не «остановит мир». На это способен лишь тот, кому нечего терять. Это тот сокрушительный залп, когда уже «кончились патроны». Пусть в глазах всего мира это — разгромное поражение, зато для тебя и для твоего мира это — полный и окончательный мат, триумф и торжество! Имеющий уши слышать — услышит. Если ты посмел и не отрекся, не предал в глубине души сам то, во имя чего ты жертвуешь — то никогда не проиграешь».
После выражения этого - крайне индивидуалистичного и, как по мне, бессмысленного - бунта, мы встречаем, наверное, самую загадочную строчку песни: «Вечность пахнет нефтью».
Как оказалось, эта строчка - ещё одна отсылка. На этот раз - к работе английского философа Бертрана Рассела «История западной философии». Правда, там эта фраза звучит не столь эффектно.
Бертран Рассел «История западной философии», глава XV «Теория идей»:
«Каждый, кто занимался каким-либо видом творческого труда, находился в большей или меньшей степени в таком состоянии духа, когда после продолжительного труда истина или прекрасное представляется или кажется, что представляется, во внезапном озарении, – это может произойти в отношении к какому-нибудь незначительному вопросу или в отношении к Вселенной. Такое переживание бывает в эти моменты очень убедительным; сомнение может возникнуть позже, но в указанные моменты бывает чувство полной уверенности. Я думаю, что большинство самых творческих произведений в области искусства, науки, литературы и философии является результатом таких моментов. .
[...]
Я убежден, что такие переживания необходимы для хорошей творческой работы, но их одних недостаточно. В самом деле, субъективная уверенность, которую они дают, может роковым образом ввести в заблуждение. Уильям Джеймс описывает человека, который испытал действие веселящего газа; всякий раз, когда он находился под воздействием этого газа, он знал тайну Вселенной, но когда приходил в себя, то забывал ее. Наконец ему удалось путем огромного усилия записать эту тайну до того, как видение исчезло. Совершенно очнувшись, он бросился посмотреть то, что записал. Это было: "Повсюду пахнет нефтью". То, что кажется внезапным проникновением, может вводить в заблуждение, и его необходимо трезво проверить, когда пройдет божественное опьянение».
В общем, там, где философ видел просто нелепицу, Летов узрел мощный подсознательный образ, который мог включать в себя несколько разных смыслов - на любой вкус. Это мог быть и образ чёрной липкой лужи, в которой веками барахтается человечество. И чисто научный факт о том, что нефть - очень древнее полезное ископаемое, которое формировалось сотни миллионов лет.
Однако, учитывая политизированность творчества Летова, многие слушатели сразу вспомнили о пресловутой "нефтяной игле", на которой, якобы, сидел СССР, начиная с 1970-х годов.
Я не случайно сказал "якобы". Да, торговля нефтью действительно стала занимать в поздней советской экономике значительное место. Но это, если сравнивать с предыдущими годами. На самом деле выручка от экспорта нефти и газа в целом не превышала 10% от доходной части советского бюджета. В то время, как в современной России этот показатель составляет около 40%.
Об этом говорил и сам Летов в интервью журналу «FUZZ» 1997 года:
Из интервью Е. Летова, журнал «FUZZ», июнь 1997:
«Россия сейчас скатывается к положению сырьевого придатка Запада. Процессы в геополитике и геофизике происходят столь стремительно и непредсказуемо, что говорить о том, что произойдет через год, просто невозможно».
Что касается строчек:
География подлости, орфография ненависти
Апология невежества, мифология оптимизма...
то из этой череды метафор, наверное, стоит пояснить лишь слово "апология", которое переводится с древнегреческого, как «оправдание» или «защитная речь». Именно такую речь произносил подсудимый философ Сократ в работе Платона «Апология Сократа».
Поехали дальше...
Мастерство быть излишним подобно мне,
Мастерство быть любимым,подобно петле,
Мастерство быть глобальным, как печёное яблоко,
Искусство вовремя уйти в сторонку
Искусство быть посторонним...
Искусство быть посторонним....
Здесь мы встречаем отсылку к ещё одному философу - французскому философу-экзистенциалисту Альберу Камю. Конкретно, к его повести "Посторонний", где судят человека, который застрелил араба - причём безо всякой причины, в результате внезапного помутнения, вызванного жарким солнцем.
Вся эта история нужна была Камю, чтобы показать, как общество пытается навязать подсудимому СВОЙ взгляд на произошедшее убийство, найти в его поступках аморальность и призвать к религиозному покаянию. Однако герой взирает на происходящее отстранённо и не желает играть в эту игру по правилам общества.
А. Камю «Посторонний»:
«Из бездны моего будущего в течение всей моей нелепой жизни подымалось ко мне сквозь еще не наставшие годы дыхание мрака, оно всё уравнивало на своём пути, всё доступное мне в моей жизни, такой ненастоящей, такой призрачной жизни. Что мне смерть "наших ближних", материнская любовь, что мне бог, тот или иной образ жизни, который выбирают для себя люди, судьбы, избранные ими, раз одна-единственная судьба должна была избрать меня самого, а вместе со мною и миллиарды других избранников, даже тех, кто именует себя, как господин кюре, моими братьями. Понимает он это? Понимает? Все кругом - избранники. Все, все - избранники, но им тоже когда-нибудь вынесут приговор».
Честно говоря, читал я эту повесть ещё в юности и помню, что даже тогда она меня особо не впечатлила (другая повесть Камю - "Чума" - запомнилась гораздо лучше). Но вот на Летова мысли Камю об абсурдности человеческого бытия, которое всё равно закончится смертью, видимо, производили сильное впечатление. Хотя он и переосмысливал их по-своему.
Из интервью Е. Летова, «РИО» №38, октябрь 1989:
«— Ты не задавался вопросом, для чего — или, иначе — почему ты поешь?
— Я уже писал об этом в «Урлайте». Если же с другой стороны зайти, то всё, что мы делаем, это «отстранение». Как некая, громко говоря, религия. То, о чем Камю говорил в «Постороннем».
— А как же насчет, общинного мировоззрения?
— Ну да. Это единственная естественная возможность расширения своего эго, личности. А с ним сразу же начинается и отстранение от реальности. Сначала от себе подобных, потом вообще от каких-то существующих форм, а в принципе, и от самой жизни. Конечный результат его — смерть.
— Но это может быть не физическая смерть, а, так сказать, личностная: растворение индивидуума, в человеческой массе…
— Нет, это как раз полное выключение из массы. Любое осмысление вызывает отстранение. Отстранение это отчуждение. Отчуждение дается перевариванием: человек что-то понимает, преодолевает какой-то уровень, и он для него отпадает. По сути, это всё напоминает пирамиду. Естественно, что итог — смерть на её вершине. Хотя, с другой стороны, — это и не смерть, в обычном значении. Я считаю себя живущим человеком. Для меня смерть — это и есть то, что жизнью называется, такая концентрация энергии, которая уже в физической форме невозможна — и человек тело отбрасывает, начинается существование на другом уровне.
Почему то, чем мы занимаемся, таково? Потому, что такова реальность. Даже честному человеку здесь жить негоже. А нормально жить — это значит взвалить на себя такую массу всего, такую сумму греха, что можно умереть духовно очень быстро, просто как лампочка перегорает…».
Фух! Честно говоря, спустя годы витиеватые рассуждения Камю и Летова кажутся мне уж точно не менее абсурдными, чем человеческое бытие.
Но... идём дальше.
А поутру они неизбежно проснулись,
Не простудились, не замарались,
Называли вещи своими именами,
Сеяли доброе, разумное, вечное,
Всё посеяли, всё назвали,
Кушать подано — честь по чести,
На первое были плоды просвещения,
А на второе — кровавые мальчики...
В этом куплете - целая россыпь цитат и отсылок.
Например, «А поутру они проснулись» - это строчка из знаменитого старинного романса «Шумел камыш», который одни очень любят исполнять во время застолий, а другие считают образчиком мещанской пошлости.
Из песни «Шумел камыш»:
А поутру они проснулись…
Кругом помятая трава.
Там не одна трава помята,
Помята девичья краса…
«Сеяли доброе, разумное, вечное» - это цитата из стихотворения Николая Некрасова «Сеятелям», которое знал почти каждый советский школьник. В этом стихотворении Некрасов обращался к так называемым народникам - подвижникам второй половины XIX века, которые считали, что вывести Россию из тьмы и деспотии можно лишь просвещая народ прогрессивными идеями.
Сеятель знанья на ниву народную!
Почву ты, что ли, находишь бесплодную,
Худы ль твои семена?
Робок ли сердцем ты? слаб ли ты силами?
Труд награждается всходами хилыми,
Доброго мало зерна!
Где ж вы, умелые, с бодрыми лицами,
Где же вы, с полными жита кошницами?
Труд засевающих робко, крупицами,
Двиньте вперед!
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ...
Отсюда проистекает и следующая ироничная строчка «На первое были плоды просвещения, а на второе — кровавые мальчики». Мол, ваши благие намерения в итоге привели к кровавой революции.
На всякий случай добавлю, что выражение «кровавые мальчики» перекочевало в песню прямиком из драмы Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов» (1825). Как известно, Годунова обвиняли в узурпации царской власти и убийстве малолетнего наследника Ивана Грозного - царевича Дмитрия.
В драме Пушкина Борис Годунов прямо в этом не обвиняется. Но из его монолога мы понимаем, что он всё-таки причастен к убийству.
А. С. Пушкин «Борис Годунов»:
Ах! чувствую: ничто не может нас
Среди мирских печалей успокоить;
Ничто, ничто... едина разве совесть.
Так, здравая, она восторжествует
Над злобою, над темной клеветою. —
Но если в ней единое пятно,
Единое, случайно завелося,
Тогда — беда! как язвой моровой
Душа сгорит, нальется сердце ядом,
Как молотком стучит в ушах упрек,
И все тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах...
И рад бежать, да некуда... ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.
Далее в тексте Летова мы встречаем следующие строчки:
Свастика веры стянула лица
Вавилонская азбука налипла на пальцах...
Не знаю, стоит ли пояснять строчку о "Вавилонской азбуке". Ведь в этой метафоре может быть заключён целый букет смыслов.
Начнём с того, что азбука в Вавилонском царстве, конечно, была. Но, разумеется, Летов имеет в виду нечто иное. Либо библейскую историю о том, как Бог "смешал языки" вавилонян, которые в гордыне своей решили построить башню до неба (в итоге строители перестали понимать друг друга и проект так и не был доведён до конца).
Либо это отсылка к растаманской философии, где под "Вавилоном" понималась западная цивилизация - как обитель греха и скверны.
Из песни Боба Марли «Babylon System»:
Машина Вавилона — это кровопийца, да (кровопийца)
Питающаяся кровью детей каждый день, да.
Машина Вавилона — это кровопийца, гниющая империя,
Питающаяся кровью страдальцев...
Е. Летов:
Однажды утром
в Вавилоне
пошёл густой снег.
Е. Летов, журнал «FUZZ», июнь 1997:
«...мне кажется, что наша страна, наша культура — последняя, где ещё осталось сопротивление вавилонскому хаосу, силам энтропии. Поколение, воспитывающееся в хаосе, мерзостях нынешних, уже потеряно, проиграло. И всё равно, мы — единственная великая держава в мире, способная ещё воевать и побеждать, ещё сопротивляющаяся натиску вавилонской — европейской и американской — культуры».
Ну, вот, наверное, и всё, что я мог рассказать про «Русское поле экспериментов». Если у вас есть СВОИ мысли по поводу «Русского поля экспериментов» - делитесь ими в комментариях. Ведь с высоты прожитых лет я воспринимаю всё под несколько другим углом, нежели в юности...
Впрочем, не будем забывать, что и сам Егор во время создания «Русского поля» был 24-летним юношей. С возрастом лидер ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ становился куда спокойнее и добрее. Да и человечество не считал таким уж безнадёжным.
Из интервью Егора Летова изданию «Комок» № 36, 11.09.1997.:
«Есть притча: пока ты поднимаешься на гору, думаешь, что это самое главное, но вот поднялся, а там спуск, и еще одна гора, еще выше и страшнее первой, и далее. Я верю, что история человека и человечества не круг, а спираль, стремящаяся всё выше и выше вверх».
Егор Летов, сентябрь 2007:
Всё, что мне удалось передать по наследству
То не святость, не букость,
То здоровая дурость,
Уверенность
в том, что запросто можно
исчерпать океаны бессилия,
Да не просто ладонью,
А своею собственной.
Поздравление в канун Нового года:
«Е. Летов: - Просто хочу, чтоб всё было хорошо у всех...
Н, Чумакова: - У всех хороших...
Е. Летов: - Нет. Вообще у всех. И у плохих тоже».
P.S. Интересные каверы
Проект «Симфоническая оборона»:
Электрокабаре "Артплей":
Уличный музыкант:
***
Ссылки на мои другие статьи вы можете найти ниже.
Автор: Сергей Курий