Многие автовладельцы считают, что в нашей северной стране важнее иметь в автомобиле хорошую печку, чем хороший кондиционер. Они правы, но только отчасти. Глобальное потепление никто не отменял и никто не поборол. Все чаще летом приходит аномальная жара и все дольше эта аномальность длится, иногда неделями. Старожилы уверяют, что раньше такого не было. Жителям России проще переносить сильный мороз, чем адское пекло. Обратите внимание, чем дольше длится летний зной в 30-40 градусов, тем чаще, завывая и сверкая маячками, по городу носятся реанимационные автомобили.
Машина, долго простоявшая на сильном солнце, напоминает духовку. Температура в салоне градусов на 20 выше, чем на улице, духота страшная. Ехать в такой парилке тяжело. Можно опустить все окна, но это слабо помогает, раскаленный и душный воздух с улицы не способствует комфортному и безопасному передвижению. Нелегко даже крепкому человеку, а если у водителя проблемы со здоровьем, больное сердце, сосуды, диабет, гипертония, то езда становится просто опасной. По результатам исследований, повышение температуры в салоне автомобиля от «комнатной» до 32°C увеличивает опасность возникновения ДТП примерно на 15%, а при достижении 37°С – уже на 35%. Такие автомобили представляют опасность не только для их водителя и пассажиров, но и для остальных участников движения. Ведь машина, водителя которой хватил сердечный приступ или просто тепловой удар, становится неуправляемой.
И тут на помощь приходит полезнейшее изобретение человечества – автомобильный кондиционер. На подавляющем большинстве современных автомобилей кондиционер – одна из основных опций. С его помощью можно сделать передвижение в автомобиле при приятной прохладе весьма комфортным, а главное – безопасным. В странах Средней Азии, например, водители часто предпочитают передвигаться просто с открытым окном, так как это позволяет их организм, адаптированный к условиям жары. А наши водители, более адаптированные к холоду, в большинстве жару переносят хуже. Получается, что нам, жителям России, кондиционер в машине более важен, чем обитателям южных стран, и не менее важен, чем хорошая печка.
Но, избавившись от одних проблем, хорошо было бы не получить другие. Некоторые водители, даже имея кондиционер в своей машине, никогда его не включают, считают что вредно. И действительно, простудные заболевания в летнюю жару – обычное дело. И виноваты зачастую именно вентиляторы и кондиционеры — источники насморка, ларингита и ангины. Поэтому важно соблюдать некоторые правила пользования кондиционером.
Самой большой опасностью для водителя и пассажиров в жару будет работа кондиционера на полную мощность. Сам по себе холод не так страшен, выше всего риск — простудиться от сильного перепада температуры воздуха на улице и в машине, когда из городского зноя вы садитесь в холодное кресло под дующий прямо на вас прохладный ветер. Особое внимание, если среди пассажиров есть дети, пожилые или больные люди. Сердечник может получить свой приступ, как от сильной жары, так и от температурного контраста. Чтобы не простудиться, понижайте температуру постепенно (не включайте вентилятор на максимальные обороты), дав своему организму возможность привыкнуть к новым условиям. Как бы жарко ни было на улице, не нужно устанавливать перепад температур более 10 градусов. Более высокую разницу человеческий организм переносит с трудом: для него это слишком сильный стресс. В салоне должна быть лёгкая прохлада, а не жуткий мороз.
Само собой, пользоваться кондиционером следует при закрытых окнах и люке в крыше, нет смысла охлаждать улицу. Не стоит направлять холодный поток воздуха себе в лицо, это прямой путь через нос и рот к Вашим легким, и, соответственно, прямой путь к возможной простуде. Лучше направить поток через центральные и боковые дефлекторы, настроив их вверх и немного в сторону от себя и пассажиров. Холодный воздух тяжелее теплого, и, таким образом, он, опускаясь сверху вниз, равномерно распределяется по всему салону. Не стоит злоупотреблять режимом рециркуляции, который предназначен только для кратковременного использования. Рециркуляция в сочетании с кондиционером сильно сушит воздух, а это вредно для слизистых оболочек организма человека. Кроме того, при такой схеме работы кондиционера в автомобиле постепенно снижается содержание кислорода, а это может привести к сонливости и потере внимания.
Источником многих бактерий может быть и сам кондиционер. Скапливающийся конденсат и пыль являются хорошей средой для множества бактерий и спор грибов, обычно их выдает характерный запах плесени или гнили. Для борьбы с этой неприятностью можно приобрести баллончик с очистителем кондиционера и почистить самостоятельно. Ну, или заехать в сервис, правда, там попросят за это отсыпать немало монет. Конечно, салонный фильтр должен быть чистым, нужно не забывать его регулярно менять.
Кондиционер нужен не только в жару: он эффективно подсушивает воздух в салоне, устраняя запотевание стекол. В сильный дождь рекомендуется его включить на малые обороты. Но, если это не помогает, тогда наоборот, кондиционер выключаем и включаем печку на стекла. А еще для профилактики кондиционер стоит хотя бы пару раз в месяц ненадолго включать зимой, чтобы смазать все элементы и прокладки системы и уберечь их от коррозии.
Езда с включенным кондиционером вызывает увеличение расхода топлива, примерно на 10-15%, на столько же падает мощность двигателя, получившего дополнительную нагрузку. Машина при этом будет хуже ускоряться и менее охотно станет отзываться на нажатие педали акселератора. Однако чем выше мощность двигателя, тем этот эффект менее ощутим, и наоборот. С двигателем, объемом 2-3 литра и мощностью 150-200 сил влияние кондиционера практически не чувствуется. Но если Вы на малолитражке с 1-литровым движком в 60-70 лошадок решились, например, на затяжной обгон на трассе, кондиционер лучше выключить на это время.
Многие новички за рулем беспокоятся по поводу возникновения лужи под машиной в жаркий летний день. Это не значит, что вам тут же стоит ехать в сервис и искать неисправности. Система кондиционирования в автомобиле устроена таким образом, что в процессе работы на ее испарителе, обычно расположенном за передней панелью в салоне, конденсируется влага. Она отводится по специальной дренажной трубке и стекает прямо на дорогу. Если автомобиль долго стоял с работающим кондиционером, под ним обязательно появится лужа воды. И чем выше разница температур на улице и в машине, тем больше влаги вы увидите.
Если кондиционер работает, но охлаждает салон не так эффективно, как раньше, может потребоваться не ремонт, а его заправка. Хладагент со временем улетучивается (даже во вроде бы герметичной системе), его количество снижается, а вместе с ним снижается и эффективность работы кондиционера. Еще одна причина снижения эффективности кондиционера — забитый снаружи грязью радиатор. Тем более что в «пакете» охладителей за бампером он всегда стоит первым. Его, как и основной радиатор охлаждения, нужно периодически чистить. Но фреон может испариться из системы полностью — например, если в одной из трубок появилась сквозная коррозия. Тогда кондиционер не охлаждает воздух в принципе. И вне зависимости от температуры за бортом ремонтом лучше заняться как можно быстрее.
Так что, передвигайтесь с комфортом, но не забывайте о своем здоровье и здоровье своих пассажиров. Счастливого пути!
Читайте также в нашем блоге:
Какие автомобили чаще останавливают инспекторы ГАИ