Найти в Дзене
IQ Ladies – Женская территория

Запрет на эмоции: кто и зачем запрещает нам чувствовать — и к чему это приводит?

Оглавление

«Я не понимаю, чего я хочу и что чувствую», «Я словно живу не свою жизнь», «Не ощущаю себя женственной и привлекательной…», «Мне очень сложно строить отношения». Мы часто отмахиваемся от своих эмоций и считаем их чем-то мешающим в жизни. Но на самом деле эмоциональный интеллект — одна из самых важных составляющих нашей психики. И если мы ее блокируем, это приводит к серьезным последствиям и для ментального здоровья, и для отношений. Разбираемся, по каким причинам у нас могут подавляться эмоции, к чему это приводит — и как «разблокировать» свои чувства.

Кто и как запрещает нам чувствовать?

Запрет на эмоции — это нарушение, при котором мы испытывает трудности с пониманием, анализом и выражением своих эмоций и чувств, ощущаем проблемы с эмпатией и социальными навыками.

Это нарушение зачастую формируется еще в детском и юном возрасте на фоне установок, которые внушают нам окружающие люди.

Родительский запрет на эмоции

Чаще всего блокировка эмоционального интеллекта формируется в детстве на фоне дисфункционального воспитания.

Для многих родителей хороший ребенок — это «удобный» ребенок: очень спокойный, послушный, рассудительный. Чтобы добиться такого поведения, родители используют запрет на эмоции как метод воспитания: с детства приучают малыша скрывать и подавлять чувства, прививают ему стыд и вину за его переживания.

Хватит хныкать, не будь плаксой!
Хорошие девочки не злятся, живо успокойся!
Не смейся так громко, веди себя прилично, не позорь меня!
Не капризничай, обними и поцелуй бабушку!
Мало ли чего ты хочешь! Мечтать не вредно…
Нам лучше знать, что для тебя хорошо!

А еще многие родители блокируют восприятие физических сигналов, и тем самым прививают недоверие к своим телесным ощущениям. И это усугубляет блокировку эмоций, ведь восприятие телесности — важная часть эмоционального интеллекта.

Не драматизируй, тебе вовсе не так больно! Перестань реветь!
Доедай до конца, ты еще не наелась!
Нет, ванна вовсе не горячая, полезай! Нет, тебе вовсе не жарко, не смей снимать кофту!
Терпи, ты же девочка! Занимайся и тренируйся через «не могу»!
-2

Социальные стереотипы

Еще один фактор подавления эмоций — это особенности нашего воспитания в социуме. То, как наше близкое окружение (в семье, в отношениях, на работе) относится к проявлению эмоций.

Не высовывайся, будь поскромнее, будь потише!
Не рассказывай ничего о себе, не делись важным — используют против тебя!
Не делись радостью — сглазят!
Не давай волю чувствам! Эмоции — это постыдная слабость, взрослые люди должны быть полностью рациональны!

Подобные установки прививают нам отношение к миру как к пугающему и небезопасному месту, в котором нельзя «открываться» и проявлять какие-либо чувства.

-3

Гендерные стереотипы

Наконец, подавление эмоций связано и с гендерными стереотипами. Часто можно услышать о том, что мужчинам с детства прививают запрет на эмоции, и это действительно так.

Ну что ты как девчонка, не плачь, держи себя в руках!

Но и девочек это тоже касается. Женскому полу часто приписывается излишняя эмоциональность, и в патриархальном обществе «как девочка\как баба» означает «слабая, истеричная, не умеющая рационально мыслить». Поэтому многие девушки привыкают подавлять любые проявления эмоций — чтобы «вписаться в рабочий коллектив» или «привлечь мужчину».

Я не такая, как все эти девочки со своими глупостями, я полностью рациональна и могу работать наравне с мужчинами!
Я не такая, как остальные девушки, я не истеричка и полностью контролирую свои эмоции, никогда их не показываю любимому мужчине!

Признаки и последствия запрета на эмоции

Эмоциональный интеллект крайне важен и для нашего ментального и жизненного развития, и для взаимодействия с окружающими. Поэтому внутренний запрет на эмоции провоцирует множество проблем в самых разных сферах жизни.

Проблемы с самоощущением. Увы, у нашей психики не работает в полной мере опция «отключить» только один вид эмоций — например, только обиду или печаль. Подавление отдельных эмоций зачастую приводит к подавлению самой возможности испытывать и понимать весь эмоциональный спектр. Поэтому первая проблема запрета на эмоции — сложности с определением своего состояния. И это касается не только психологического, но и телесного самоощущения.

Я не понимаю, что я чувствую… Внутренние ощущения такие запутанные и пугающие…
Что я испытываю к этому человеку?... Не могу понять.
Я плохо чувствую свое тело… Я словно деревянная, какая-то неуклюжая и неуверенная. Не чувствую себя гибкой и привлекательной…
-4

Блокировка потребностей и желаний, самореализации. Проблема блокировки самоощущения вызывает следующее нарушение — низкую способность тонко чувствовать и понимать свои потребности и желания. И отсюда — трудности в самореализации, планировании, принятии важных жизненных решений.

Я не знаю, чего я хочу…
Что мне выбрать? Как для меня лучше?.. Я не понимаю, поэтому лучше спрошу совета о том, как мне жить и что делать.

Слабые личные границы. «Неразбериха» с эмоциями и желаниями также мешает нам полноценно осознать и проанализировать свои ощущения, а также спокойно отстаивать себя и свои интересы, пресекать дискомфорт и нарушение личных границ.

Вечно я терплю до последнего, а потом взрываюсь гневом или просто заканчиваю общение…
А может, это я сама себя накручиваю, и на самом деле он не сделал ничего плохого? Вдруг я просто истеричка?.. Надо просто научиться терпеть и принимать…
Наверно, коллеги правы, и я слишком остро реагирую. Все соглашаются на переработки, и я тоже должна. Так правильно!
Я уже взрослая, но родители продолжают руководить моей жизнью. Но, наверно, так и должно быть…
-5

Проблемы с эмоциональной саморегуляцией. Если мы долгое время подавляем эмоции, мы не получаем навыков саморегуляции. Поэтому стресс и любые негативные ощущения мы пытаемся любыми способами подавить. И точно так же пытаемся вызывать у себя резкие эмоциональные всплески не самыми здоровыми способами.

Сигареты меня успокаивают! Алкоголь нужен мне, чтобы расслабиться и повеселиться!
Сладости помогают мне успокоиться и поднять настроение, поэтому я часто переедаю.
Сериалы вызывают у меня яркие ощущения, поэтому я смотрю их «запоем», в ущерб работе и другим делам.

Проблемы в отношениях. Здоровые отношения — они прежде всего про создание доверительной эмоциональной связи, разделение чувств и жизненного опыта, обоюдную поддержку и внимание. Но этого довольно тяжело добиться, когда один или оба партнера не могут полноценно ощущать и регулировать свои эмоции, а также спокойно доносить свои переживания до партнера. Кроме того, блокировка телесного самоощущения мешает в развитии интимной жизни.

Я не знаю, что мне нужно, и не могу это объяснить… Но он должен сам догадаться и дать мне это, ведь он же меня любит и обязан понимать все без слов!
Я устаю от отношений. Мне кажется, будто я постоянно вынуждена носить какую-то «маску», создавать нужный образ. А если я не буду этого делать, человек уйдет…
А может, он прав, и нам нужно просто это попробовать? Я не хочу, но вдруг я на самом деле этого хочу?.. Мне неприятно, когда он так делает, но может, я просто чего-то не понимаю?..
Не знаю, как объяснить ему, что мне на самом деле нужно… Я не получаю удовольствия, не могу достичь нужной точки…
-6

Проблемы с родительством. Блок на эмоции у родителей также влияет на воспитание детей. Если мама или папа сами не могут понимать свои переживания и справляться с ними, то им будет нелегко научить этому ребенка. Кроме того, родителю с блоком на эмоции тяжело полноценно обеспечить ребенку безусловную любовь и принятие, закрыть его психологические потребности.

Да успокойся ты! Не реви! Терпи! Ну что ты как маленький…
Твои проблемы, страхи и переживания — это просто смешно! Ты скоро поймешь, что зря переживаешь. До свадьбы заживет! А сейчас — не отвлекай меня глупостями.
-7

Как «разблокировать» свои эмоции и разрешить себе чувствовать?

Эмоциональный интеллект — это совокупность навыков, которые мы можем комплексно развивать.

1. Знакомимся с эмоциями и учимся их понимать

Блокировка эмоций заставляет нас излишне рационализировать свое состояние. В результате в нашем «словаре самоощущения» не хватает слов для отображения чувств. Но это можно исправить.

Для начала попробуйте изучать словарь эмоций — концентрируйтесь на каждом отдельном слове и пытайтесь соотнести его со своим жизненным опытом.

Я уже переживала это чувство? Когда, по какой причине? Как оно ощущалось?

-8

2. Ведем дневник эмоций

Следующий этап, который помогает постепенно включать в свой привычный «рациональный» подход эмоциональную составляющую — это ведение дневника эмоций.

Старайтесь каждый день записывать в отдельную тетрадь наиболее яркие эмоции и чувства за день. При этом заполняйте дневник по следующей схеме:

  1. Эмоция — что я в тот момент почувствовала?
  2. Ситуация — почему я ощутила эту эмоцию\чувство?
  3. Реакция — к чему привела моя эмоция?
  4. Мысли — о чем я в тот момент подумала?

Эта практика не только помогает отслеживать влияние эмоций на нашу жизнь, но и отображает причины эмоций — ситуативные триггеры и образ мышления.

-9

3. Принимаем эмоции, но не «тонем» в них

Еще одна полезная мыслительная практика для людей, склонных к блокировке эмоций — «смотреть на эмоции со стороны».

Чаще всего негативные эмоции вызывают у нас 2 реакции:

  • Избежать — подавить эмоцию, забыть о ней, отделить ее от себя.
  • «Утонуть» — позволить эмоции полностью собой завладеть, раствориться в этих ощущениях.
Я не должна так сильно злиться на родителей, любимого человека или ребенка, не должна завидовать коллеге! Это плохие мысли, нельзя их себе позволять!
Ох, как же я зла! Я просто в бешенстве! Нужно все им высказать, нужно накричать, устроить скандал!

Так происходит, потому что из-за низких навыков эмоциональной саморегуляции нам тяжело отделить себя от эмоции, спокойно ее принять и проанализировать. Поэтому мы либо убегаем, либо тонем.

Чтобы этого не происходило, нужно научиться смотреть на свою эмоцию с позиции стороннего наблюдателя. Самое удобное упражнение — представить, что вы смотрите на свою эмоцию, стоя на берегу бурной реки. Что вы видите в воде? Не закрывайте глаза, не отворачивайтесь, но и не прыгайте в воду — позвольте себе просто смотреть и анализировать, а после этого примите решение относительно ситуации, или не принимайте его вовсе.

Да, я злюсь, я завидую, я обижаюсь. И это нормально. Это не делает меня плохим человеком. Это часть меня — но это не вся Я. Почему я начала это чувствовать? Что именно случилось? Нужно ли что-то предпринимать в этой ситуации, действовать? Возможно, мне стоит успокоиться и обсудить то, что меня тревожит? Или мне стоит подумать, почему я не ощущаю удовлетворенности от того, как живу и что делаю?
-10

4. Пробуждаем телесное самовосприятие

Вместе с блокировкой эмоций мы часто теряем и полноценный контакт с нашим телом, ведь телесность и эмоциональность взаимосвязаны, и эта связь двусторонняя. Поэтому эту часть самоощущения тоже важно развивать.

Чувства в теле. Помните упражнение со словарем эмоций? Давайте его модифицируем! Помимо самого переживания, важно отмечать, как это чувство отзывается в теле. Попробуйте как можно чаще прислушиваться к себе и описывать, как тело реагирует на чувства. Например:

  • Злость — у меня напряжены мышцы, сжимаются кулаки, зажата челюсть, частое дыхание и пульс. Я словно горю и электризуюсь изнутри!
  • Обида — я чувствую ком в горле, зажатость в мышцах груди и шеи. Внутри словно какие-то острые уколы или глухие удары, прямо дыхание сводит!
  • Радость — я ощущаю легкость и энергию во всем теле, часто дышу, и сердце бьется активнее. Так и хочется подпрыгнуть!
  • Нежность — мое дыхание становится глубоким и мягким, внутри разливается волна тепла, в груди что-то слегка сжимается, очень приятно и тонко… Хочется прикосновений, объятий, поцелуев…
  • Возбуждение — дыхание стало глубоким и слегка сдавленным, внизу живота разливается приятное тягучее тепло, хочется сжимать и разжимать мышцы таза… Я чувствую себя очень чувственной, гибкой, грациозной, манящей…
  • Спокойствие — я ощущаю ровное дыхание, спокойный пульс, умеренно расслабленные мышцы. Я словно чувствую уверенную опору в своем теле, его устойчивость.

Сигналы от тела. Старайтесь ежедневно (хотя бы полчаса-час в день, можно выделить отдельное время для этой практики) внимательно прислушиваться к ощущениям и сигналам в теле, — и по возможности следовать им. Сделать вдох полной грудью, прикоснуться к чему-то мягкому или прохладному, умыться холодной водой, съесть конфету, лечь на кровать или на пол, обнять подушку…

И, наконец, повысить чувственную связь с эмоциями и телом, полноценно раскрепоститься и сосредоточиться на своем состоянии нам помогают практики релаксации. В нашей московской студии мы проводим спа-курс «Гармония»: это расслабляющий массаж в разных техниках от макушки до самых пяточек, ароматерапия, приятные уходовые бьюти-процедуры и многое другое. Будем рады вас видеть)

А насколько вы близки со своими эмоциями и телом? Поделитесь своим опытом в комментариях!

Другие статьи по теме:

Сексуальный интеллект: как повысить чувственность и улучшить отношения?

Как на самом деле работает психосоматика? Мифы, виды и признаки

Милые девушки! Вы — наш главный источник вдохновения. Подписывайтесь, делитесь своим опытом в комментариях, задавайте вопросы!

И мы с радостью ждем вас в нашем женском пространстве IQ Ladies.

Любим вас)