Знаете, как создаются громкие заголовки, которые разлетаются по всем новостным сайтам? А знаете насколько они правдивы? Сейчас все разберем на одной популярной новости.
8 сентября 2024г. разлетелась новость о том, что на Александра Сладкова завели уголовное дело. Это крайне неожиданное заявление, поэтому такая новость стала резонансной.
Для тех, кто не знает Сладкова:
☞ род деятельности: военный корреспондент;
☞ где работает: с 1993 года на телеканале “Россия”;
☞ какие конфликты освещал: Приднестровский, Таджикский, Грузино-Абхазский, Чеченский и т.д.
☞ фильмография: 18 фильмов на тему военной корреспонденции;
☞ книги: издал 3 книги;
☞ продолжает работать военкором.
Переходим к разбору.
Как преподносится новость?
Журналисты — это люди, занятые поиском интересных событий. Не всегда происходят события, которые заинтересуют читателей. Значит текущие события нужно преподнести под таким углом, чтобы они вызвали интерес у публики.
Есть разные способы усилить незначительное событие, чтобы превратить его в новость. Но самым эффективным является приём “вырвать цитату из контекста”. Этот прием был использован в новости об уголовном деле на Сладкова. Возьмем одну из популярных статей:
С точки зрения журналистики, всё составлено грамотно:
- упоминание известной личности;
- неожиданное заявление;
- эмоциональная подача;
- подтверждение слов цитатой из первоисточника;
- усиление эмоций дополнительными деталями;
- недосказанность.
Что из этой новости следует понимать читателю?
Сладков отличный и честный военкор, он сам сказал о заведенном на него уголовном деле, значит его скоро арестуют и не будет хороших репортажей. А тех кого действительно нужно арестовать гуляют.
Естественно новость сработала и люди начали высказывать свое возмущение в комментариях.
Цель журналистов достигнута: новость в трендах, её обсуждают, эмоциональная повестка подобрана верно.
Все это здорово, для журналистов. Но каково читателям? Ведь они из-за таких новостей попадают на эмоциональные качели. Об этом можете узнать в статье про когнитивные воины:
Чтобы не реагировать на такие новости, сразу переходите к первоисточнику. К сожалению, большинство, останавливается на прочтении новости и включая режим сарафанного радио распространяет её среди своих знакомых:
Представляешь, Сладкова хотят арестовать…
А теперь посмотрите, что бывает, когда решаешься пойти в первоисточник.
Проверяем новость
В статье дали цитату на телеграм канал Сладкова, значит по ней можно найти пост, из которого её скопировали. Находим пост:
Подчеркнул участок процитированный журналистом. Оказалось одно предложение взятое из середины абзаца. Прочитав только абзац становится понятно, что речь идет о былых временах. Но осилив весь пост можно погрузиться в контекст и понять, что журналисты манипулируют.
Прокрутив немного вниз, вы увидите кружок, где Сладков дал опровержение.
Стенограмма кружка:
Друзья, дорогие! История с уголовным делом была в прошлом году. Уголовного дела уже нет. В этом году все нормально 🙂
Вот так вырвав из контекста часть предложения или фразу, можно создать достаточно популярную новость. Главное соблюсти все правила журналистики.
Выводы
Проверяйте новости в первоисточнике. Если нет ссылки на первоисточник или цитату, то новость можете закрывать, она скорее всего является вбросом.
На момент написания статьи данная новость продолжает оставаться популярной в поисковых запросах. Это означает, что большинство людей не пошли в первоисточник и впитали это как факт.
Думаете журналист выдал фейк? Фактически, журналист ничего такого не сказал, все домыслил читатель. Он не указал каких-то точных дат или последствий. Журналист вырвал одно предложение из целого поста Сладкова, а все остальное сопроводил эмоциями, которые создали новость.
Подписывайтесь на канал, чтобы сохранить чистоту понимания и владеть информационными технологиями.
А пока прочитайте еще одну полезную статью: