Никогда не задумывались, почему вы живете обычной жизнью, а граждане западных стран считают вас безмолвно агрессивным существом, без права на собственное мнение? Все дело в формировании картины мира, которую строят их системы массовой информации.
На этом канале мы разбираем устройство информационных технологий. Информация — это не только компьютеры, а в первую очередь общество. Технология формирования картины мира, для своего населения, является одной из самых старых и хорошо отточенных технологий.
Что такое формирование картины мира?
Десять лет назад, профессиональный редактор новостей использовал 15 разных источников информации в своей ежедневной деятельности. И два дня в неделю он отдыхал от этого информационного потока, чтобы разгрузиться.
Сегодня, у каждого из нас, только в одном Телеграме, примерно по 100 каналов, на которые мы подписаны. А читаем мы их без перерыва, каждый день. Примерно 80% этих каналов являются новостными:
- блогеры;
- военкоры;
- федеральные СМИ;
- иностранные СМИ и т.д.
О чем это говорит? Мы полностью отдаем своё восприятие о происходящем вокруг нас в руки новостей из различных источников. Они формируют картинку в нашей голове, так называемый “слепок дня”. Даже в собственном городе мы предпочитаем получать информацию о событиях подписавшись на канал “Зеленокрышенск сегодня”.
Это не хорошо и не плохо, нужно воспринимать это как факт.
Остается лишь один вопрос, а насколько точная картина мира отражается во всех источниках информации, которые мы читаем? Вот здесь и кроется ответ на вопрос, что такое формирование картины мира.
Ни один журналист, никогда, не сможет осветить все события, даже в самом небольшом участке территории. Даже школа из 300 учеников, это как минимум 300 различных событий в один момент времени, ведь кто-то:
- отвечает у доски;
- списывает контрольную;
- решает примеры;
- пишет смс “мама, забери меня отсюда” и т.д.
Все это мало кому интересно, а во-вторых, невозможно описать все эти события в одном информационном блоке, т.к. время ограничено. Поэтому включается такая штука, как “редакционная политика”.
Редакционная политика — это грубо говоря свод правил, где описано, какие события интересны для эфира, а какие нет. А вот как работает редакционная политика, сейчас разберем на примере.
Репортаж западного журналиста в России
Представьте ситуацию, что в западных СМИ определили редакционную политику на пару месяцев, где из каждого утюга должны рассказываться о том, как в России все плохо со свободой слова. Хотя, зачем это представлять, если так и есть. 🙂
И вот в одном из городов работает некий репортер, которые собирает вести с полей и отправляет их на запад. Репортер должен создавать репортажи, иначе его уволят с работы. Поэтому он выходит в город, идет на площадь и видит вот такую картинку.
Что здесь происходит? Обычная городская суета:
- кто-то едет по делам;
- люди гуляют на площади;
- ходят в магазин, музей и т.л.
Как-то слишком хорошо. Поэтому репортер включает режим фокусного зрения. Он из этого обычного городского состояния должен сделать репортаж подходящий под редакционную политику. Режим фокусного зрения включен:
Репортер убрал лишнее и выделил только пару участков, с которыми будет работать. Следующий шаг детализация.
По каждому из этих двух областей делается детальный обзор. Первую область выбирают ту, на которой много людей:
Много людей, это всегда какое-то событие в журналистике, даже если эти люди просто гуляют. Теперь нужно найти какого-то странного человека в толпе, который выделяется.
Здорово! Репортер уже почти сформировал нужную картинку. Но очень мало визуальных событий, нужно обработать вторую локацию, которая выделена на общем виде площади. Там стояла машина скорой помощи.
Что делает там эта скорая помощь? Просто семья решила на закате дня, прогуляться по площади города. Взяли с собой свою пожилую бабушку, чтобы она немного развеялась, а у неё вдруг подскочило давление. Вызвали скорую помощь, для этой бабушки.
Но все эти детали абсолютно неважны. Репортер уже собрал весь необходимый материал. Ему осталось его правильно оформить, убрать лишнее, оставить нужное и дело в шляпе. После чего он передает репортаж на канал, и его ставят в новостной эфир.
Новостной эфир
Ведущая новостей выходит в эфир и рассказывает о репортаже:
В России, в городе Зеленокрышенск, происходят вопиющие события притесняющие свободу слова граждан. Сегодня множество горожан вышли на главную площадь, чтобы высказать свое недовольство.
Но полиция всех разогнала, кого-то арестовала. К сожалению, кому-то из людей пришлось вызывать скорую помощь. Это ужасно! Невероятное притеснение свободы слова.
При этом на экране показывают сопровождающие кадры снятые репортером.
И вот западный зритель вкушает кадры сопровождающиеся ужасным текстом об ужасах в России. И у него в голове формируется четкая картина того, как обстоят дела в России.
А вы при этом живете в этом городе и ничего не подозреваете, т.к. не смотрите западные СМИ, ваш мир ограничен только вашими подписками. Западный зритель ограничен только теми источниками новостей, которые есть у него в подписках.
В результате все думают, что они в курсе всех событий, а по факту бабушка с давлением уехала на скорой, а парень делал фотку в соцсети по приколу. Полиция при этом просто ходила рядом, кушала мороженку и следила за порядком, но в кадр мороженное не попало (специально).
Выводы
Формирование картины мира — это вычленение только тех событий, которые вписываются в новостную повестку, обозначенную редакционной политикой. Именно это по недоразумению называют “пропагандой”, хотя слово пропаганда переводится как “распространение”.
Просто словосочетание “формирование картины мира”, звучит не так агрессивно, как слово “пропаганда”, поэтому даже термин используется в искаженной, негативной коннотации.
Как потреблять новости решайте сами, мы же просто обсудили технологию.
Подписывайся на канал, чтобы продолжать погружаться в мир информационных технологий, т.к. здесь сложные вещи объясняются простым языком.
А пока прочти следующую статью, ссылка ниже: