Найти тему
Моя страна Россия

Юрьев-Польский. Жемчужина Владимирской области. Резиденция Юрия Долгорукого

Юрьев-Польский совсем невелик. Но в облике его главных святынь видится
совсем непровинциальное благородство, утонченная изысканность. Гордая осанка вековых памятников и тонкое кружево убранства белокаменных соборов
напоминают о том, что город был резиденцией Юрия Долгорукого и назван в его честь. Юрьев-Польский — древнерусский форпост с героической судьбой и особым характером.

Читайте на нашем Дзен-канале другие статьи про древние города России: Козельск, Каргополь, Ростов Великий, Тотьму, Юрьевец. А еще — совершите виртуальное путешествие в Муром за тертым калачом и отпразднуйте Масленицу в старинном Суздале.

В чистом поле да в резном убранстве

Город был заложен в 1152 году основателем Москвы князем Юрием Долгоруким в качестве одной из своих резиденций и форпоста Владимиро-
Суздальского княжества. Поселению, основанному на слиянии двух рек Колокши и Езы, живописные окрестности которых очаровали Долгорукого, он дал свое имя, а дополнительное слово «польский» здесь служит уточнением — в те далекие годы Юрьев на Руси был не один. «Польский» — от слова «ополье», так в старину называли просторные долины, характерные для этого края.

Памятник Юрию Долгорукому в Юрьеве-Польском
Памятник Юрию Долгорукому в Юрьеве-Польском

Поскольку город изначально задумывался как крепость, его возведение началось с постройки земляных валов, рвов и первых укрепленных стен, поначалу, конечно, деревянных. Первым сооружением, построенным внутри,
стала церковь во имя святого Георгия. Судя по насыпным валам, крепость
имела форму круга, длина которого не превышала 2 км. Могучие, в высоту
7 метров и более 12 метров в ширину, валы превратили город в хорошо
защищенное укрепление и почти в целости сохранились до наших дней.

-3

Впрочем, оборонительные сооружения не уберегли Юрьев-Польский от
множественных набегов и разорения. Татаро-монголы грабили город трижды — в 1238, 1382 и 1408 годах. В начале XVII века, в период Смутного времени, Юрьев-Польский сожгли поляки.

С середины XVII века начинается период роста экономики и социальной
значимости города, находившегося на развилке важных торговых путей,
связывавших суздальские земли с московскими. Процветание отражается
и на его внешнем облике — на рубеже XVII–XVIII веков здесь заново
отстраивается в камне Михайло-Архангельский монастырь, уничтоженный
еще при нашествии войск Батыя.

Удивительным образом почти не коснулись Юрьева-Польского потрясения
XX века, когда многие российские города лишились своих духовных реликвий и исторических ценностей. Город сохранил свой дух, аутентичность, богатое культурное и религиозное наследие.

Герб города Юрьева-Польского
Герб города Юрьева-Польского

Два лукошка с вишней На гербе Юрьева-Польского — очень мирное изображение: две корзинки с ягодами. Когда создавались гербы городов
Российской империи, к каждому из них давалось короткое пояснение. О Юрьеве-Польском было сказано, что «сей город изобилует вишней». Поэтому на гербе появились эти два лукошка, наполненные спелой ягодой.

-5

Георгиевский собор
По легенде, храм закладывался в те же годы, что и крепостные укрепления, ставшие основой города. Согласно этой версии, Георгиевский собор был заложен лично Юрием Долгоруким в том же 1152 году, считающемся
годом основания Юрьева-Польского. Святой преподобномученик Георгий
был небесным покровителем князя.

Дело Долгорукого продолжил его внук Святослав — сын Всеволода Большое Гнездо. В 1230 году он выступил не только инициатором и жертвователем средств на новый храм, но и сам занимался разработкой его архитектурного облика, лично руководил строительством. Взамен обветшалой старой церкви был выстроен новый собор, величественный, ослепительно белый, украшенный тонкой белокаменной резьбой.

Фрагмент резьбы по камню на стенах Георгиевского собора
Фрагмент резьбы по камню на стенах Георгиевского собора

Изящные замысловатые узоры, в которые причудливым образом вплетаются изображения растений, птиц и животных, символизируют Божиих тварей, славящих Его светлое имя. Узор украшал не только сами стены, но и каждую архитектурную деталь собора, в результате чего белоснежный храм казался чудом, целиком вырезанным из камня, испещренного сложным и загадочным рисунком.

-8

Георгиевский собор стал прототипом для Успенского собора в Москве. Однако выстроить в столице нечто схожее с Георгиевским собором так и не удалось — не нашлось умельцев, способных хотя бы приблизиться к высочайшему уровню мастеров Юрьева-Польского. Технологиями такой тонкой и изящной резьбы по камню, которая сплошным узором покрывала весь Георгиевский собор сверху и донизу, никто в те годы уже не владел.

Считается, что Георгиевский собор в Юрьеве-Польском стал на Руси последним храмом, построенным до татаро-монгольского нашествия. Его облик послужил прототипом для построенного в 1326–27 годах Успенского собора в Москве, который стал первым каменным храмом в столице.
-9

По мнению исследователей, прежде главными композиционными элементами, украшавшими собор, были «Преображение», «Троица», «Распятие» и «Вознесение», а также другие библейские сюжеты. Пролеты украшали фигуры святых, на одной из стен имелось рельефное изображение Георгия Победоносца в воинских доспехах.

-10

К XV веку Георгиевский собор сильно обветшал и начал разрушаться. Для
его восстановления были выписаны лучшие мастера, однако сохранить
исконный облик собора не удалось — сильно пострадал декор с белокаменной резьбой, а сам храм в результате перестройки значительно убавил в высоте, став приземистее и скромней. В последующие века его архитектурный облик дополнялся новыми сооружениями, которые откровенно доминировали в ансамбле и значительно вредили состоянию древнего храма. Только в XX веке собору вернули максимально возможный сегодня первоначальный облик.

Несмотря на все превратности судьбы, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском сумел сохранить свой средневековый величественный дух, особую самобытную былинную красоту, свою древнюю историю.

К сожалению, не сохранилось достоверных сведений о том, кто был тем великим мастером, что смог воплотить подобную красоту в жизнь в ее первозданном величии. Этот вопрос не давал покоя еще древним летописцам.
Точного ответа на этот вопрос нет по сей день. Помимо Святослава Всеволодовича, которому приписывается сама идея храма и непосредственное
участие в его создании, существует версия, что к собору приложил руку и владимирский епископ Митрофан, живший в те же годы, известный своей
высокой образованностью, знанием духовной литературы, почитанием искусств. Впрочем, очевидно одно: эта красота создавалась руками простых, но невероятно талантливых русских мастеров-резчиков по камню.

-12
Сегодня Георгиевский собор подобен музею. Внутри — заботливо собранные, частично отреставрированные фрагменты резного декора храма, археологические находки, сделанные на его территории, и другие исторические артефакты. Главная святыня — каменный Святославов крест, сохранившийся с XIII века.
Н.К. Рерих. Юрьев-Польский. Георгиевский собор. 1903
Н.К. Рерих. Юрьев-Польский. Георгиевский собор. 1903

«Истинная сказка…» Рериха Николай Рерих посетил Юрьев-Польский в 1903 году и написал четыре этюда. Все они были посвящены Георгиевскому собору,
которым художник откровенно восхищался. Вот как он сам писал в своих заметках несколько позднее, вспоминая встречу с этим древним сооружением:
«Из всей группы владимиро-суздальских храмов самое высокое изумление вызвал, конечно, собор Юрьева-Польского. Истинная сказка заложена в этих приземистых стенах, затканных белокаменною резьбою. Бесконечно разнообразною, брошенною от богатства, от творчества неиссякаемого.
Последыш самого красивого периода древней Руси, напитанный романскою волною».

-14

Юрьев-Польский кремль и окрестности

Помимо самого главного и самого древнего городского собора — Геор-
гиевского, на территории Юрьев-Польского кремля расположен комплекс
Михайло-Архангельского монастыря, а также Знаменская трапезная цер-
ковь и надвратная церковь Иоанна Богослова.

-15

Михайло-Архангельский монастырь
Считается, что обитель была заложена на территории кремля Юрьева-
Польского примерно в одно время с перестройкой Георгиевского собора, то есть при Святославе Всеволодовиче в XIII веке.

Каким был монастырь до прихода татаро-монгольских захватчиков, понять
сложно, ведь обитель разрушалась фактически до основания в своей истории четыре раза: при нашествии Батыя в XIII столетии, при нападении Тохтамыша в XIV веке, при вторжении Едигея в XV веке и в Смутное время.

Первые сведения о каменных постройках обители датированы только 1560 годом. Ряд историков полагает, что это связано с тем, что после разорения в XIII веке монастырь два столетия подряд стоял в руинах. Известно, что в восстановленном в XVII–XVIII веках монастыре хранилось большое число подарков от князя Дмитрия Пожарского, у которого неподалеку располагалась вотчина — селение Большелучинское.

Сегодня под одной крышей с монахами работает Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей — комплекс передан в совместное использование. Несмотря на то что здесь проходят службы, для туристов нет почти никаких ограничений в передвижении и осмотре живой «экспозиции».

Ансамбль Михайло-Архангельской обители хорошо сохранился и сегодня
с каждым годом привлекает все больше туристов и паломников со всей
России. Это действующий монастырь, освящение его главного собора —
Михайло-Архангельского, было совершено в 2006 году.

Покровская и Никитская церкви
Пешая прогулка от кремля Юрьева-Польского до Покровской и Никитской
церквей не потребует много сил и времени — обе достопримечательности
расположены поблизости друг от друга.

-16

Две церкви, построенные в конце XVIII века, возможно, не имеют столь богатой истории, как Георгиевский собор или Михайло-Архангельский монастырь, зато образуют собой целый храмовый комплекс с колокольней XIX века, которая благодаря своей высоте стала доминантой в архитектурном ансамбле всего города.

-17

Комплекс, который составляют две церкви, формировался на протяжении столетий. Благодаря эклектичному, прихотливо, но гармонично сочетающемуся
симбиозу стилей — классицизма Никитской церкви и старорусского белокаменного зодчества, в духе которого исполнена церковь Покрова Пресвятой Богородицы, ансамбль являет собой одну из главных достопримечательностей города, посещаемую наравне с Георгиевским собором и Михайло-Архангельским монастырем. Единение стилей отразилось в голубых куполах обеих церквей и колокольни.

Расположенный среди великолепных пейзажей, красота которых вдохновляла таких крупных художников, как Иван Репин и Николай Рерих, в советское время город попал и в кадры знаменитых кинолент — так улицы Юрьева-Польского стали местом действия советского фильма «Золотой теленок», снятого по произведению Ильфа и Петрова.

Усадьба Голицыных

Приблизительно в 20 км от Юрьева-Польского расположена усадьба Голицыных. Сам особняк здесь был построен еще в начале XVIII века, после того как Петр I подарил имение князю Михаилу Голицыну за его достижения и успехи в качестве полководца. Помимо просторного двухэтажного дома с флигелями, важной частью усадьбы являлся живописный парк, который окружает здание со всех сторон, а также искусственный пруд.

Усадебный дом Голицыных, в котором умер полководец П.И. Багратион
Усадебный дом Голицыных, в котором умер полководец П.И. Багратион

Семья Голицыных не единственная знаменитая фамилия, присутствием которой был отмечен этот дом. Случались и драматичные события. Здесь, например, провел свои последние дни еще один знаменитый полководец — Петр Багратион, приехавший на побывку после Бородинского сражения. Однако полученные им раны оказались смертельными. Могила Багратиона находится здесь же, над ней воздвигнут памятник в честь прославленного военачальника.

В усадьбе разместился музей, в котором представлены оружие и награды Голицына, а также центр народного творчества, соседствующий с библиотекой.

Из книги Ирины Кононовой "Малые города. Хранители наследия"

#юрьев-польский #владимирская область #георгиевский собор юрьев-польский #юрьев-польский кремль #юрий долгорукий #багратион #усадьба голицыных #древние города #куда поехать #интересные места #путешествия по россии