Не многие русские города вписали в историю государства столько величественных и славных страниц, как Козельск. Несколько раз он был сожжен дотла, полностью разрушен — и каждый раз возрождался из пепла.
Впервые Козельск упоминается в Новгородской летописи в 1146 году. «Мал Козельск городок, да старше Москвы на годок», — с гордостью говорят козельчане о своем городе. А гордиться им действительно есть чем, ведь
именно Козельск в 1238 году целых семь недель держал у своих стен татаро-монгольское войско, в то время как другие города Руси хан Батый брал за шесть дней. Как же удалось жителям города так долго сопротивляться врагу?
Расположенный на высоком холме город со всех сторон был окружен водой: с востока текла река Жиздра, с запада — Другусна, а на севере жители
прорыли между реками искусственный канал, замедлявший их течение и приводивший к заболачиванию местности. Именно так выглядел Козельск весной 1238 года, когда войска кочевников приблизились к городу. Крутые обрывы по обеим сторонам холма, вода, болото, защитный насыпной вал и деревянный частокол с башнями, из которых стреляли лучники, — все это не давало врагу близко подобраться к городу или использовать осадные машины. Ни снаряды, ни огненные стрелы татаро-монголов не достигали цели. Предположительно, неприступная крепость Козельска пала из-за предательства жителей деревни Дешовка, находящейся рядом с городом. Запуганные татаро-монголами, они показали им слабые места в обороне крепости. И только после этого город был взят.
Воины Батыя поднялись на вал, разрушили часть стен, и тогда жители открыли городские ворота и вышли, чтобы дать отпор врагам. В ходе их героической вылазки погибло четыре татарских полка и были убиты три татарских полководца, из-за чего Батый пришел в ярость, приказал убить всех оставшихся в живых жителей и сжечь город дотла. Название Козельска он запретил произносить, переименовав его в Злой город. Есть предание о том, что часть жителей сумела покинуть горящую крепость по подземному ходу. После ухода врагов они похоронили убитых и поставили на могиле знаменитый Козельский каменный крест, ставший символом города.
Почти двухмесячная осада Козельска пошатнула боевой дух армии Батыя, и, чтобы не утратить свое влияние, хан был вынужден объявить главной своей целью половецкие степи, а не русские княжества.
Со временем Козельск отстроился заново, но в 1480 году его сжег дотла хан Ахмат после долгого стояния на Угре против русских объединенных сил. Город вновь поднимается из пепла. К началу XVI века Козельск становится стратегическим форпостом обороны Московского княжества от татарских набегов.
Вновь город был сожжен поляками в Смутное время. До начала XVII века
оставался пограничным городом. К началу XIX века в нем появляется промышленность — открыты две фабрики по производству парусины, ставшие
вскорости известными за пределами Калужской губернии, в состав которой
Козельск вошел в XVIII веке.
Козельск всегда имел особое стратегическое значение, поскольку граничил со степью и был изначально построен как надежно укрепленный форпост
для защиты от хазар, печенегов и половцев. Не случайно Козельск называли «смотрящим на восток».
Козельск вновь прославился своим мужеством и героизмом в годы Великой Отечественной войны. В октябре 1941 года наступавшие войска фашистов подожгли город, взорвали старинный железнодорожный мост. Козельск был освобожден 28 декабря 1941 года в ходе контрнаступления, начавшегося в результате битвы за Москву.
В декабре 2009 года Козельску присвоено почетное звание «Город воинской славы». Сегодня он по-прежнему остается городом-защитником. Здесь находится 28-я гвардейская ракетная дивизия, которая надежно защищает мирную жизнь российских граждан.
Прогулки по городу
Знакомство с Козельском лучше всего начать с городского парка культуры,
на территории которого расположена часть крепостной стены со смотровой башней времен татаро-монгольского нашествия. С башни открывается потрясающий вид на Оптину пустынь, на сияющие золотом купола храмов. Поднявшись на башню, есть шанс проникнуться особым духом этого места: в воображении легко рисуется картина боя козельцев с татаро-монголами: летящие стрелы, крики раненых защитников крепости, проявивших невероятное мужество…
Но прежде чем осмотреть город сверху, стоит прогуляться по улочкам Козельска и отыскать старинное двухэтажное здание XIX века — бывшее имение купца Цыпулина. Сегодня это Козельский краеведческий музей, где представлена диорама, посвященная событиям 1238 года.
В Мемориальном парке Козельска есть необычный памятник — с вращающимся гранитным Кольцом времени и Стеной истории. На этой стене в рисунках представлены все вехи истории города. А начинается она с изображения… козлов.
Появление названия города трактуется неоднозначно. По одной версии,
оно происходит от косуль, которые обитали в окрестностях Козельска, да
и по сей день водятся в окружающих город лесах. Местные жители называли косуль козлами. По другой версии, название городу дал «козл» — сооружение для собранного хлеба в поле.
Церковь Сошествия Святого Духа
Одна из самых известных действующих церквей Козельска — церковь Сошествия Святого Духа, построенная в конце XVIII века купцом Петром Месняевым. В начале XIX века к ней пристроили каменную трехъярусную
колокольню. В храме было три престола: в честь Сошествия Святого Духа,
Космы и Дамиана, святителей Афанасия и Кирилла.
К 750-летию битвы с татаро-монголами здесь разместили диораму «Оборона Козельска от татаро-монгольских полчищ», а в 1994 году здание вновь
передали церкви. В настоящее время храм полностью восстановлен, здесь
регулярно проводят богослужения.
Свято-Никольская церковь
Свято-Никольский храм построен во первой половине XVIII века. Нарядные фасады выстроенного в итальянском стиле здания были богато украшены
орнаментами из резного белого камня и лекального кирпича. После пожара 1777 года храм был восстановлен и расширен.
Особо почитаемыми храмовыми иконами были образа Святителя Николая и Иоанна Воина — обе древнего письма, а также Иверская икона Божией Матери. В 1995 году началось восстановление церкви.
Успенский собор
Храм был построен в первой половине XIX века на месте деревянной церкви, в которой, по преданиям, в 1238 году укрылись последние защитники Козельска, сгоревшие в огне, но не сдавшиеся врагу. В 2001 году, после передачи храма Калужской епархии, началось его восстановление.
Оптина пустынь
В 2 км от Козельска находится одна из главных святынь Руси — Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь. О мудрости и богатстве души старцев, проживающих в ските, было известно далеко за пределами края. Паломники приходили сюда на протяжении нескольких веков за исцелением болезней и душевных тревог, за утешением и ответами на свои вопросы.
Кем и когда был основан монастырь, неизвестно. Одно из преданий гласит, что основателем обители стал раскаявшийся разбойник по имени Опта, принявший при пострижении имя Макарий.
В XIX веке при старце отце Амвросии Оптина пустынь достигает расцвета.
В разные годы здесь побывали Гоголь, Аксаков, Жуковский, Тютчев, Тургенев, Толстой и многие другие представители русской интеллигенции. В обители останавливался Достоевский, запечатлевший одного из оптинских старцев в образе старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы».
Оптина пустынь славилась не только и не столько чудотворными реликвиями и иконами, сколько духовными беседами преподобных отцов с мирянами. Основой внутренней жизни пустыни становится духовное подвижничество. Н.В. Гоголь после посещения монастыря писал: «Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное».
Лишь в 1987 году Оптину пустынь вернули верующим. Обитель восстанавливается, реставрируются сохранившиеся исторические постройки:
Введенский собор (1771), Казанская церковь (1811), церковь Марии Египетской (1858), Владимирская колокольня (1804), деревянная церковь Иоанна Предтечи (1822). Сегодня Оптина пустынь вновь превратилась в сокровищницу христианской мудрости и любви, притягивающую паломников со всех концов России.
Из книги Ирины Кононовой "Малые города. Хранители наследия"
#козельск #оптинапустынь #монастырироссии #мужскиемонастыри #святыеместа #русскиегорода #малыегорода #древниегорода #старинныегорода #городакрепости