Любой склад (производственный, оптово-розничный и др.) требует автоматизации. В противном случае его «задавят» конкуренты, у которых основную работу выполняют не люди, а устройства и программы.
Конечно, покупка специализированного оборудования и ПО повлечет дополнительные расходы. Но это не настолько сложно и дорого, как считают некоторые предприниматели. К тому же автоматизация быстро окупится за счет повышения эффективности складской логистики.
На повестке дня: организация склада. Расскажем, как вести учет товаров быстро и эффективно.
Организация оптового склада: преимущества автоматизации перед «ручным» учетом
Автоматизация бизнес-процессов на складе имеет явные преимущества перед «ручным» учетом. Давайте сравним:
«Ручной» учет
- Заказы на складе обрабатываются медленно. Сотрудники долго ищут товары, визуально сверяют данные с документами, часто путаются и допускают ошибки. В результате клиенты уходят к конкурентам.
- Из-за человеческого фактора работа на складе выполняется некачественно. Новые сотрудники не могут разобраться, что и где хранится, не понимают, что есть в наличии. Более опытный персонал допускает ошибки из-за усталости или невнимательности.
- На проведение инвентаризации порой уходит несколько дней. Сотрудники переписывают в тетрадь или заносят в таблицу Excel тысячи наименований. Регулярно выявляют недостачу и пересортицу из-за ошибок при ручном учете.
Автоматизированный учет
- Сбор заказов происходит быстро и без ошибок. За человека «думает» программа: она автоматически сверяет данные, зашифрованные в штрих-кодах, с данными в электронных документах. При обнаружении несоответствий сообщает о них пользователю.
- На автоматизированном складе все под контролем. Чтобы принять товары, достаточно считать с них штрих-коды, подтвердить операцию и выгрузить данные в товароучетную систему. В любой момент можно увидеть остатки по той или иной позиции. Организация хранения на складе максимально эффективная.
- Аналогичная работа проводится всего за пару часов. Вероятность недостачи или пересортицы стремится к нулю, а если и обнаруживается, то остатки быстро выравниваются.
Чтобы ускорить работу склада, управляющий порой принимает решение расширить штат. Наем новых сотрудников — это дополнительные расходы. Кроме того, придется тратить время на их обучение. Гораздо выгоднее автоматизировать складские бизнес-процессы.
Примечание! Если склад работает с продукцией, подлежащей обязательной маркировке (товары подконтрольны системе «Честный ЗНАК»), то при ее приемке или отгрузке нужно обязательно считывать идентификаторы Data Matrix с помощью специального оборудования. Соответственно, без автоматизации не обойтись.
Особенности адресного хранения на складе
Адресное хранение — способ организации размещения товаров на складе по ячейкам. Часто применяется на предприятиях с большим и разнообразным ассортиментом. Принцип адресного хранения на складе:
- Помещение разбивается на зоны (ячейки).
- Каждой присваивается штрих-код с уникальным номером.
- При приемке товары распределяются по адресам. Каждая продукция находится на своем месте, и при необходимости найти ее не составляет труда.
При считывании штрих-кода ячейки с помощью специального оборудования можно узнать, какие товары в ней содержатся. Без автоматизации невозможно организовать работу склада с адресным хранением.
Оборудование для автоматизации складских процессов
Автоматизация складских бизнес-процессов — внедрение на предприятии оборудования и программного обеспечения, с помощью которых осуществляется организация работы склада. Далее расскажем, какие устройства используются для учета товаров.
Принтер этикеток — для печати штрих-кодов на самоклеящихся стикерах. С их помощью маркируют продукцию или ячейки (если речь идет об адресном складе). Различают два вида печатающего оборудования:
- Термопринтер — поддерживает прямую термопечать. В качестве расходного материала применяют бумажные этикетки, чувствительные к нагреву.
- Термотрансферный принтер — работает по принципу термопереноса. В качестве расходных материалов используют бумажный или синтетический носитель и риббон.
Термопринтер можно применять для маркировки «скоропорта» (продукции с небольшим сроком годности). Этикетки, созданные с его помощью, уязвимы к влаге, солнечному свету и трению, но их печать обходится сравнительно дешево. Примеры моделей: TSC DA210 и Godex DT4. Оба устройства — настольного класса.
Термотрансферный принтер печатает этикетки для продукции с долгим сроком реализации. Они устойчивы к климатическим и механическим воздействиям. Пример модели настольного класса — Godex G500.
Примечание! Если требуется организация оптового склада с большим ассортиментом товаров, то стоит выбрать принтер этикеток промышленного сегмента. Например, TSC MX240P. Такие устройства отличаются высокой скоростью печати.
Терминал сбора данных — устройство для автоматизации складской логистики. Используется для приемки, отгрузки, инвентаризации продукции, комплектации заказов. ТСД оснащен 2D-сканером, сенсорным экраном, питается от аккумулятора. Работает в паре со специализированным софтом, например, DataMobile. Применяется для решения бизнес-задач на предприятиях в сфере производства, торговли, складской логистики. Примеры моделей ТСД:
- Mindeo M40 — с клавиатурным блоком. Устройство защищено по классу IP68. Рекомендации по использованию: организация учета склада с высоким уровнем запыленности и влажности, работа на открытых площадках, в том числе под дождем.
- Chainway C61 — с клавиатурным блоком и аккумулятором на 6 700 мАч. Подходит для интенсивной эксплуатации — выдерживает от 12 часов без подзарядки.
- Point Mobile PM84 — без механических кнопок. Комплектуется 5,45-дюймовым сенсорным экраном, батареей на 4 950 или 7 020 мАч.
Все рассмотренные ТСД поддерживают мобильную связь (4G) и могут использоваться для управления складом без Wi-Fi.
Также понадобится товароучетная система. Рекомендуем конфигурацию «1С», она интегрируется с приложением DataMobile без драйверов.
Организация работы склада с помощью ТСД и ПО DataMobile
ТСД с программой DataMobile используется для организации товароучета и управления складским хозяйством. Задачи мобильного терминала — считывание штрих-кодов с помощью встроенного 2D-сканера, хранение данных во внутренней памяти, подключение к ПК для информационного обмена. Софт отвечает за идентификацию продукции, обработку сведений о ней и связь с «1С».
Для ведения учета алкоголя и товаров с кодами Data Matrix к основному ПО нужно подключить программный модуль Маркировка. Для управления движением продукции с радиометками — модуль RFID. Существует 4 версии DataMobile:
- Стандарт — для решения простых задач в сфере торговли и складского хозяйства (приемки, отгрузки, инвентаризации продукции).
- Стандарт Pro — для выполнения основных операций на складе, организации адресного хранения, работы с упаковочными листами, серийными номерами.
- Online Lite — «умеет» все, что и предыдущие версии, плюс позволяет ставить приоритеты при работе с документами.
- Online — дополнительно обеспечивает организацию групповой работы с документом.
ПО первых двух версий обменивается данными с «1С» в офлайн-режиме, последних — онлайн.
Рассмотрим принцип работы ТСД и программы DataMobile при управлении складом на примере приемки груза:
- Из «1С» на ТСД приходит задание — накладная со списком прибывших на склад товаров.
- Сотрудник считывает штрих-коды с продукции. Для этого использует встроенный в терминал 2D-сканер. Если будет обработан код, которого нет в задании, устройство уведомит пользователя.
- Сотрудник подтверждает операцию и выгружает данные в «товароучетку».
Участие человека минимальное. Все, что требуется, — подносить ТСД к штрих-кодам и нажимать на кнопки.
Процесс организации склада на реальном примере
Если вам нужно автоматизировать складской учет, можете обратиться к нам — в «Компанию Сканпорт». У нас хороший выбор оборудования и ПО. На нашем счету — множество реализованных проектов под ключ.
Чтобы не быть многословными, рассмотрим реальный пример — процесс организации склада компании «Хозсфера». Это производитель товаров повседневного спроса, официальный дистрибьютор Energizer, «ГРИНФИЛД РУС», «Щекиноазот» и др. На момент обращения к нам складская логистика на предприятии заказчика не была автоматизирована. При приемке, инвентаризации продукции, комплектации заказов сотрудники пользовались бумажными документами. В результате тратили уйму времени и совершали ошибки из-за человеческого фактора.
Перед нами стояла основная задача: внедрить оборудование и ПО для быстрого и эффективного управления процессами на складе. Кроме того, требовалось автоматизировать учет сырья и готовой продукции на производстве.
Для решения задач клиента мы внедрили в компании «Хозсфера» ТСД и программу DataMobile версии Online. Заказчик купил 13 лицензий и столько же терминалов АТОЛ Smart.Slim.
На момент реализации проекта на предприятии использовалась товароучетная система «1С:Управление торговлей 11». Мы провели интеграцию программ для обмена данными в онлайн-режиме.
В результате автоматизации складской логистики и производственных процессов у сотрудников компании «Хозсфера» уходит гораздо меньше времени на приемку товаров и сбор заказов, а пересортица сократилась более чем в 5 раз. Им больше не приходится вручную заполнять документы, за них это делает программа.
Если вам понравилась статья и вы хотите узнавать больше информации об автоматизации товароучета на складе или в магазине, подписывайтесь на наш канал! У нас — самые свежие, интересные и полезные материалы.