Найти в Дзене
7Дней.ru

Триумф Альмодовара и арт-драма с Эдрианом Броуди: что смотреть после Венецианского кинофестиваля — 2024

В Венеции закончился 81-й по счету кинофестиваль. Рассказываем о победителях, о фильме с Николь Кидман, который приедет в Россию, и еще немного — о слоне смотра.

   «Бруталист» Кадр из фильма
«Бруталист» Кадр из фильма

Каждый год на фестивале в Венеции — новая афиша. В этом году на ней красовался разноцветный слон, и вот что он символизирует. Во-первых, слон — правда слон (на Венецианском карнавале 1981 года по городу действительно водили слона, и это событие запомнилось на десятилетия вперед). Во-вторых, его разноцветность — обещание того, что на этом фестивале кино будут смотреть самое разное: и авторское, и жанровое, и для девочек, и для критиков, и для всех.

   «Мария» Кадр из фильма
«Мария» Кадр из фильма

Так и получилось. 81-й фестиваль действительно не шел на поводу у модных трендов. Так называемым «простым» зрителям было на нем столь же интересно, как и кинокритикам — к примеру, нового «Битлджуса» Тима Бертона, или «Марию» Пабло Ларраина с Анджелиной Джоли в роли Марии Каллас, или «Джокера: Безумие на двоих» Тодда Филлипса с Леди Гагой смотрели и те, и другие. А потом обсуждали за стаканчиком типично венецианского коктейля «беллини» — кто на площади Сан-Марко, кто в лобби дорогого отеля.

   «Комната по соседству» Кадр из фильма
«Комната по соседству» Кадр из фильма

Главный приз, «Золотого льва», отдали Педро Альмодовару за «Комнату по соседству». Что ж, Альмодовар как Вуди Аллен: если он в конкурсе, ему нельзя не дать. Во многом «Комната…» — это summary всего творчества Альмодовара: сложное переплетение чувств с непременной женской оптикой, жертвенная любовь, страх смерти. И, разумеется, две шикарные актрисы в главных ролях: Тильда Суинтон и Джулианна Мур (вторая сопровождает первую в ее последнем пути «за черту»). Мы, конечно, ждем не дождемся, когда «Комнату…» привезут в Россию.

   «Плохая девочка» Кадр из фильма
«Плохая девочка» Кадр из фильма

А вот что точно привезут, так это «Плохую девочку» Халины Рейн. Николь Кидман сыграла в ней взрослую, скажем так, женщину, закрутившую роман с подчиненным, лет на двадцать моложе. «Плохая девочка» — сатирический триллер, который некоторые критики упрекнули в дурновкусии, но кто провел 90-е годы за просмотром «Ядовитого плюща» или «Рокового влечения», тот не бросит в авторов камень. Тем более теперь, когда Кидман получила «Кубок Вольпи» за лучшую женскую роль.

Кубок за лучшую мужскую роль отдали еще одному народному любимцу, харизматичному Венсану Линдону — в «Тихом сыне» Дельфин и Мюрьель Кулен он сыграл родителя, пытающегося найти общий язык со взрослым ребенком.

   «Тихий сын» Кадр из фильма
«Тихий сын» Кадр из фильма

И, наконец, приз за лучшую режиссуру получил Брэйди Корбет с его opus magnum под названием «Бруталист». У Корбета уже есть небольшая, но преданная фан-база — из тех зрителей, кто смотрел его «Детство лидера». «Бруталист» расширяет художественные возможности Корбета: это массивная, дорогая, круто придуманная арт-драма про никогда не существовавшего архитектора-еврея, сбежавшего из Европы в Америку после Второй Мировой (буквально все увидели сходство героя Эдриана Броуди с его же персонажем в «Пианисте» Полански). «Бруталист» — искусство больших форм, которое идет почти четыре часа и общей стилистикой напоминает Пола Томаса Андерсона (не все его фильмы, но некоторые – «Нефть», «Мастера» и «Призрачную нить»). Именно «Бруталист» — тот самый слон, который своим масштабом произвел впечатление на Венецию и которого будут помнить еще годы спустя. Или нет — слонами теперь мало кого удивишь.