Премьера сезона 2024/2025.
«Гораций, в мире много кой-чего,
Что вашей философии не снилось».
Яркой чертой театра «Около» является абсурдистская эстетика. И поэтому для меня вполне закономерным стало появление спектакля «Гамлет» в репертуаре этого театра. Разберемся, почему.
Спектакль основан на фельетоне В.М. Дорошевича о том, как проходила работа над постановкой «Гамлета» в дореволюционном МХТ, когда К.С. Станиславский решил отклониться от курса реалистического искусства и пригласил поставить пьесу Шекспира «Гамлет» английского режиссера Эдварда Гордона Крэга. Постановка (репетиции шли три года с 1908 по 1911) просуществовала всего год. Крэг уехал, и с этого времени в Советском Союзе на всех сценах всех театров властвовал только реализм до тех пор, пока не грянула перестройка и не открылся железный занавес. Что же объединило фельетон и трагедию в спектакле?
Казалось бы, пьеса написана в 16 веке. Гамлет - человек эпохи Ренессанса, он студент Виттенбергского университета, человек мысли и рефлексии. В единичном событии - предательстве брата его отца и жены, он увидел упадок нравов, поворот в сторону от светлых идеалов Ренессанса к индивидуализму. «Порвалась дней связующая нить. Как мне обрывки их соединить!» - восклицает Гамлет. Герой мучается от несовершенства мира, хочет его исправить и понимает, что бороться в одиночку с убийцей отца и менять прогнившее датское королевство, когда весь двор подчинен тирану, нельзя. И он надевает на себя маску безумия.
На конфликте идеалов Гамлета с новой реальностью и строится вся трагедия героя, осложненная его внутренним скепсисом. Герой начинает сомневаться, так ли человек разумен, прекрасен и подобен Богу, как считали гуманисты.
В спектакле театра «Около» действие происходит в современную нам эпоху, с захватом дореволюционного времени, когда Крэг ставил свой спектакль. Выбранные отрывки из пьесы Шекспира не отражают эпоху драматурга, но связаны с фельетоном и нашим временем важной темой смысла жизни и темой безумия. Некоторые роли исполняют одни и те же актеры: Гамлета и Качалова - Алексей Сидоров. Полония и Станиславского - Алексей Чернышев. Короля и г. Вишневского - Алексей Курганов. Это заостряет еще одну важную тему спектакля - тему творчества как четвертого измерения, хотя сами герои бьются над тем, чтобы осознать границы нашей реальности.
Гамлета узнать трудно. Он не рефлексирующий шекспировский герой, не мыслитель, а улыбчивый зэк и бард. Через весь спектакль рефреном проходит песня Михаила Круга «Владимирский централ» в исполнении Гамлета. Он мало похож на канонический образ, созданный И. Смоктуновским, но все еще на переднем плане борьбы со злом, как и его великий предшественник.
А вот что касается зла, с этим совсем трудно. Ну нельзя же на самом деле считать, что все зло в короле, с синим носом клоуна, и королеве? Или что, сразившись с Лаэртом, можно восстановить нравственность и гармонию? Кому мстить? Некому. Нет одного или группы людей, ответственных за зло в мире. Реальность буквально уходит из-под ног, хоть и хочется ее как-то присобачить, пришпилить, выпустив на сцену хотя бы датского дога, на чем настаивает реалист Константин Сергеевич. Но нет. После того, как жизнь человека утратила всякий смысл в масштабах мира и человек в любую минуту может отправиться по этапу или еще куда подальше, реальность разлезается на куски как старое одеяло.
Границы трехмерного пространства помогают удерживать застолье на троих с гранеными стаканами и наличие чемпионов в спорте. Чемпионы хотя бы как-то телесно обозначают свое существование. Все остальные под вопросом. Крэг, например, пришел к мысли, что все - призраки, но этого реалист К.С. Станиславский никак допустить не мог, он эту реальность будет держать до последнего, как граненые стаканы в подстаканниках, которые он услужливо всем разносит по ходу спектакля. Крэг же уезжает, совсем потеряв границы реальности. Вопрос Гамлета: «Быть или не быть?», в спектакле трансформирован в вопрос более острый для нашего времени: где быть и что значит быть? Каковы границы нашей реальности?
Нет, трехмерность работает по-прежнему. Время идет. Скорости и перевозки на север и восток нашей необъятной родины растут. «Весна опять пришла», - поет Гамлет. Весны бегут, но все повторяется: ветер с севера и Владимирский централ, а еще кубок чемпионов. Он придает вес, особенно когда из кубка пьешь. Заземляет. Могилы открыты. Из них то и дело выскакивают клоуны с красными носами. Вместо гитары на сцене лопата и горькая фраза: «Знай, прах, свое место». Поэтому никаких сцен фехтования, только звуки фехтующих рапир, а еще голоса великих из великого кино Г.М. Козинцева «Гамлет», когда вопрос, для чего жить, еще имел значение.
Современный Гамлет вопросами не мучается. Исход ясен задолго - тотальная власть смерти: «Пред кем весь мир лежал в пыли, Торчит затычкою в щели». И все-таки душа поет: «Опять защемит грудь…» . Все те же Эрос и Танатас. Миф и слово правят миром, как и тысячи лет назад, но это не вписывается в реальность трехмерную. Действие на сцене протекает дискретно, прерывисто, иногда без видимой связи. А ее и нет в нынешней жизни. Что причина и что следствие? Пойди разберись. Поэтому и сцены из трагедии тоже даны не в той последовательности, как в пьесе.
В начале спектакля Офелия (Элен Касьяник) уже оплакивает отца: «Надеюсь, все к лучшему. Надо быть терпеливой. Но не могу не плакать, как подумаю, что его положили в сырую землю». А Полоний, живой, чуть позже, в костюме Станиславского в самый разгар раздумий Крэга (Юрий Павлов) отправляется за ковер (он же - занавес МХТ) подслушивать разговор Офелии и Гамлета. Его сражает рапира Гамлета, которой мститель ткнет в могилу (дыру в полу), но достанет-таки до отца Офелии. А Гамлет докажет, что он не просто улыбчивый паренек, а на действие способен, поэтому и едет по этапу.
Есть в спектакле и тема войны. Отряд Фортинбраса снова и снова проходит по сцене. Из трагедии помним, что норвежец Фортинбрас (Наум Швец) ведет отряд в двадцать тысяч отвоевывать клочок земли, захваченный Польшей. Двадцать тысяч за клочок земли - это ли не абсурд?! Почему солдаты - девушки в прекрасных платьях? А почему бы и нет? И почему бы во время войны не устроить дефиле? Абсурд и есть основной принцип современного мира. Кто-то воюет, у кого-то дефиле на Патриарших. А можно и дефиле на войне. И зачем нужен Гамлет и был ли Шекспир? Тоже вопрос вопросов в наше абсурдное время. И почему собственно Гамлет не скаковая лошадь? Это вопрос задает Крэг, уезжая из России.
Вопрос напоминает сцену из романа Роберта Мюзиля, когда главный герой, человек без свойств, без принципов, но стремящийся к славе, обнаруживает в газете статью про гениальную скаковую лошадь. Ну если лошадь гениальна, восклицает он, то каков же критерий гениальности? И Роберт Музиль в романе «Человек без свойств» (действие в романе начинается в 1913 году в Австро-Венгрии) дает исчерпывающую характеристику нарождающегося времени: главный вектор современной жизни направлен не на поиски смысла, быть или не быть, а на достижение результата: быстрее, выше, сильнее. Тогда понятно, что вы живы. Вы чего-то достигли. А без него вы, извините, - Гамлет. Вопрос « Быть или не быть?» перестал быть актуальным, потому что понятие реальности отменено.
А все-таки режиссеры спектакля: Юрий Погребничко, Алексей Чернышев, Максим Солопов и актеры согрели душу, создав свою парадоксальную реальность, свое измерение. Здесь можно дирижировать снегом, открывать занавес МХТ, откопать Станиславского и Немировича-Данченко с сотоварищами и проводить наконец короля до двери… Великолепные костюмы созданы Надеждой Бахваловой.
Браво всей труппе театра!!!