Экономическое положение в постсоветские годы.
К началу 1990-х Гуслицы выглядели удручающе. Практически сразу встала вся ткацкая промышленность, почему-то именно ранее украденные у фабрикантов предприятия разорились первыми. Зарплаты задерживали, цены на продукты взлетели. В общем как и везде по стране. Сохранилось письмо 1992 года от работников Давыдовского машиностроительного завода президенту России Б.Н. Ельцину: «Коллектив Давыдовского завода сельскохозяйственного машиностроения принял решение со второго квартала 1992 года прекратить выпуск машин для внесения извести и минеральных удобрений. Завод третий месяц не выплачивает зарплату рабочим, так как машины не реализуются из-за непомерно высокой цены». В 1997 году обанкротился ЛиАЗ. Не лучше обстояло дело и у других предприятий. На селе колхозы, совхозы и иные предприятия почти все были ликвидированы, а занимаемые ими помещения и храмы окончательно запущены. Мало-мальски имеющееся имущество быстро растащили. Так, в Ильинском храме сумели украсть даже чугунный пол и срезать отопление. Вообще добыча (в сущности воровство) черного и цветного металла стала характерной чертой тех лет. Тогда окончательно разобрали узкоколейку, иногда рельсы снимали даже с действующих железных дорог с широкой полосой.
Местное население выжило во многом за счет ненавистной Москвы. Здесь свою положительную роль сыграло выгодное географическое положение: небольшая удаленность от быстро растущей столицы при хорошей транспортной доступности. С одной стороны, местные нанимались к дачникам на строительство домиков и террас. С другой – стали вахтово и посуточно работать на московских и пригородных предприятиях. Развернувшееся дачное строительство стало сильно менять облик Гуслиц. Появился новый мощный поток горожан, которые приобретали здесь дома под летние дачи. Сформировалась характерная для Подмосковья сезонная маятниковая миграция: летом численность населения заметно возрастала, а с осени снова падала. Численность же постоянного населения продолжила падать, как в деревнях, так и в городах – местное население не только вымирало, но и старалось уехать в Москву или другие крупные города на постоянное жительство. Стала привычной картина заброшенных избушек в селах и даже некоторых многоэтажных зданий в поселках.
Но не все оказалось так безнадежно. Близость Москвы, включение Гуслиц в орбиту влияния многомиллионного города помогло всколыхнуть экономику. На фоне дачного оживления стала возрождаться строительная промышленность и торговля. Как грибы около населенных пунктов стали возникать строительные магазины и рынки, а на промышленных предприятиях стали производить цемент, плитку, кирпич, металлочерепицу и т.д. Многие предприятия были выкуплены более крупными компаниями. Так, в поселке Мисцево Гвоздильный завод выкупила компания Армсет, производящая строительные сетки, проволоку, винтовые сваи столбы и т.д. ЛиАЗ в 2005 году был куплен группой ГАЗ. Не прекратил свою работу и Давыдовский машиностроительный завод, производящий сельскохозяйственную и пожарную технику. Частично предприятие было выкуплено французским концерном Мишлен и стало производить с начала нулевых автомобильные шины, в той же промзоне появился итальянский завод Тегола и Акватон. С 1991 года появился даже новый отечественный машиностроительный завод «Тонар» около деревни Губино, который производит прицепную, кузовную и холодильную технику. В целом машиностроительная отрасль, в отличие от ткацкой, выжила. Пережив трудности, смогли устоять и сохраненные в советское время предприятия художественной промышленности в Гжели и Дулёво. Пришли известные торговые сети: Пятерочка, Магнит, Дикси и т.д. Все это давало новые рабочие места и пополняло местный бюджет.
Хуже дела обстояли в сельском хозяйстве. Из-за накопившихся еще в советское время проблем совхозная система в Гуслицах рухнула фактически сразу после развала страны. Почти все гуслицкие совхозы в 90-х разорились и перестали существовать. Совхозная земля, примыкающая к деревенским дворам, была поделена местными жителями, что не обошлось без многочисленных локальных конфликтов. А более отдаленные угодья были заброшены и стали быстро зарастать березняком и сосняком. С большим трудом выжил только Шатурский АПК, который до сих пор использует некоторые гуслицкие угодья, и Совхоз в Губино, который ныне называется Орехово-Зуево Молоко. Оба они специализируются на молочном животноводстве. Есть и оригинальные истории смены профиля сельскохозяйственных предприятий. Так, птицефабрика в деревни Новая с 2010 года переквалифицировалась в предприятие по выращиванию лабораторных животных. Возникли и некоторые новые сельскохозяйственные предприятия, которые, однако, не могут сравниться по мощности с разрушенными совхозами. Наиболее крупное из них до сих пор успешно действует в Дрезне - ЗАО «Аграрное», специализирующееся на тепличном и полевом животноводстве, а также на молочно-мясном животноводстве. В целом же сельское хозяйство почти полностью ушло в личные подсобные хозяйства (ЛПХ). Почти в каждой живой деревне можно найти 1-2 двора, где держат скотину: коров, свиней, коз, овец и т.д. На порядок больше тех, кто разводит для своего внутреннего потребления птицу. И почти каждый занимается садом и огородом. В последние годы стало развиваться новое интересное направление, связанное с сельским хозяйством: экологический туризм. В разных местах Гуслиц стали появляться конюшни и экофермы, предлагающие различные услуги туристам: фермерские продукты, общение с животными, отдых на природе и т.д.
Торфяные залежи также не были заброшены окончательно. Его больше не добывают в промышленных масштабах и поэтому никто не осушает для этого оставшиеся болота. Советские места добычи в основном затоплены, выгорели в пожарах, застроены дачами или попросту зарастают лесом. Однако на оставшихся осушенных полях торф добывают для дачников, которые активно используют его на своих участках для повышения плодородия бедных гуслицких почв. Добычей торфа занимаются местные предприниматели. Они же в последние годы активизировали добычу песка, который используется в строительной сфере. Но добыча эта ведется варварским и часто незаконным способом вблизи деревень. Бывшие сельскохозяйственные поля испещрены большими ямами и карьерами, которые кардинально меняют ландшафт местности и быстро замусориваются, что вызывает справедливый гнев многих неравнодушных жителей Гуслиц.
Культурное состояние в постсоветские годы.
Наконец, некоторый ренессанс наступил и в религиозной сфере Гуслиц. Стали активно возрождаться Православные и Белокриницкие приходы, последние с 1988 года стали называться старообрядческими (РПСЦ).
Воскресенский храм села Ильинский Погост был в полуразрушенном состоянии передан верующим в 1990 году, началась его долгая реставрация, незаконченная и поныне. В 1998 году возрожден Гуслицкий монастырь, который вновь стал заниматься просветительской и миссионерской деятельностью, создана православная подростковая организация «Гуслицкое братство» и служба милосердия «Преображение». Первые священники, назначенные настоятелями в полуразрушенные церкви с нищими немногочисленными приходами, были настоящими подвижниками. Протоиерей Олег Пэнэжко заметил по этому поводу: «Именно в 1990-е годы были восстановлены наиболее значительные храмы, а многие священники, не выдерживали нагрузки, рано умирали». Кстати, сам отец Олег, тоже был таким подвижником и о нем хочется рассказать отдельно.
Отец его Григорий Иванович был героем Великой Отечественной войны, прошел всю войну, получив при этом 11 ранений, да еще сумел написать книгу воспоминаний, которая вышла уже в 1947 году, как одна из первых мемуаров о войне. В 1976 Олег Григорьевич закончил МГТУ им. Баумана и устроился во «ВНИИнефтемаш». Был знаком с многими московскими диссидентами и довольно скоро пришел к вере. В эти же годы его увлекло краеведенье, чему способствовали частые командировки в разные регионы страны. С 1980-х он начал ездить по Подмосковью в заброшенные храмы, фотографировать их и собирать информацию. Накопившейся материал в последствии был использован в его краеведческих книгах, которых издано уже более ста. Первая его книга была посвящена православным храмам Гуслиц и называлась «Православная Гуслица». И это неслучайно, т.к. именно в этот край отец Олег был направлен священником после своей хиротонии, в самом начале 1990-х. В 1992 году он стал настоятелем заброшенного храма св. Иоанна Богослова в г. Ликино-Дулево. Началось его тяжелое служение, связанное с очень разносторонней деятельностью: просветительской, педагогической, миссионерской, хозяйственной, краеведческой… Вскоре отцу Олегу поручили возрождать еще несколько храмов в Гуслицах. Вот как об этом он вспоминает: «При нашем храме чего только не было: воскресная школа, несколько хоров, свой ансамбль, театр на базе Мельниковского клуба, музей, краеведческое общество, культурно-просветительский центр Иоанна Кронштадтского с небольшим залом. Мы воссоздали колокольню по старому проекту, которую не успели построить из-за революции. Я сам участвовал в строительных работах: копал, плотничал, заливал фундаменты. У нас была крепкая община. Я служил каждый день утром и вечером, совершал огромное количество треб между службами. С 1995 года мне дали еще второй храм, третий, а потом и четвертый. По воскресеньям и праздникам служил сразу в нескольких церквях. Всего с помощью нашей общины мы восстановили и построили шесть храмов». Таким образом, он возродил из руин и построил следующие храмы: Троицкий храм в пос. Мисцево, Всехсвятский храм в г. Ликино-Дулево, Покровский храм в с. Яковлевское, Покровский храм в с. Пашнево, Казанский храм в д. Запутное. Он воспитал целое поколение гуслицких священников, которые теперь продолжают его дело, в их числе и благочинный Ликино-Дулевского церковного округа отец Анатолий Рыжаков, который в детстве служил алтарником у протоирея Олега Пэнэжко.
Вслед за обычными приходами, стали возрождаться и единоверческие, и даже появляться новые: храм св. Иоанна Лествичника в Куровском 2000 года постройки, церковь Рождества Пресвятой Богородицы 2000 года постройки в селе Мисцево.
Строятся и освящаются новые храмы РПСЦ: Крестовоздвиженский в Давыдове (2001), Покровский в Молокове (2004), Рождества Пресвятой Богородицы в Селиванихе (2011) и Успения Пресвятой Богородицы в Беливе (2017). Благодаря Богомолову Сергею Петровичу, краеведу из Беливо, вспомнили и о Беливских скитах – на их месте стали ежегодно проводить водосвятный молебен, летом 2006 года сюда перенесли прах архимандрита Геронтия, бывшего игумена Белокриницкого монастыря.
Для последних лет истории Православной церкви вообще характерно некоторое сближение со старообрядчеством. Происходит острожная переоценка деятельности Православных иерархов XVII века в самой РПЦ. Так, еще в 1971 году в Московском патриархате поместным собором были отменены запрещения и клятвы, наложенные на староверов в 1656 и 1667 году, была признана ненужность и насильственный характер церковной реформы XVII века. В 2000 году на архиерейском соборе Русская зарубежная церковь (РПЦЗ) принесла покаяние перед старообрядцами и в этом же году происходили праздничные и научные мероприятия в связи с 200-летним юбилеем создания единоверческих общин в лоне РПЦ. 2 января 2013 года впервые за 350 лет в Успенском соборе Московского Кремля была совершена Божественная литургия древним чином. В переполненном храме было немало как единоверцев, так и старообрядцев.
Большим достижением для возрождающейся церковной жизни в Гуслицах стало присоединение в 90-х гг. практически всех неокружников, во главе с У.Г. Андрияновой, к единоверию. Вообще удивительно как много смогла она сделать для родного края за годы своей активной деятельности (годы жизни 1923-2010). Помимо совхозной и мелиоративной деятельности, она занималась по собственной инициативе и культурной: основала в начале 1980-х в родной Степановке краеведческий музей, организовала здесь же памятник участникам ВОВ с мемориальным парком, состоящим из голубых елей, способствовала открытию храмов и моленных домов в Куровской, Мисцево и других населенных пунктах и т.д. Неоценима её роль в краеведенье и фольклоре. Стараниями Устиньи Григорьевны были возрождены гуслицкие кадрили, местные школьники стали облагораживать могилы и памятники, не только захоронений ВОВ, но и более старинных (например восстановили надгробия рода Муравлевых, которые первыми в 1843 году стали выпускать ткань в промышленных масштабах), принимала активное участие в сохранении старинного парка Лопухиных, каскада старинных прудов Старицких, Лопухиных и Дубовицкого, являлась активным членом редакционной коллегии и автором многих материалов историко-краеведческого альманаха «Гуслицы», смогла привлечь к изучению края известных ученых. Низкий ей поклон за сохранение местной культуры и светлая память!
Тающие разногласия между РПЦ и РПСЦ обессмысливали многовековое противостояние на низовом уровне. Правда некоторая неразбериха все равно присутствует. Статус многих единоверческих приходов не определен, не выработан единый чин перехода староверов в РПЦ. Более того многие гуслицкие староверы по-прежнему настороженно относятся к православным и единоверческим общинам. Впрочем, это не мешает им иногда посещать и православные приходы. Так, в престольные праздники в Рудненский храм поклониться местной святыни – древней иконе Казанской Божией Матери, приходит много староверов. Иногда вообще сложно понять к какому согласию человек себя относит, бывает, что ходит он в несколько храмов разных согласий, а чаще не ходит никуда. Значительный костяк приходов, особенно православных, составляют дачники. Во многом на их деньги эти приходы были восстановлены за прошедшие 20-30 лет. Местное молодое и среднее поколение в большинстве своем безрелигиозно и заходит в храм только на самые крупные праздники (Рождество, Пасха) и для отправления насущных треб (крестины, поминки и т.д.). То есть можно констатировать, что религиозное возрождение Гуслиц во многом обеспечивается пришлым населением, что говорит о существовании духовного и культурного кризиса края.
Не способствовало выходу из этого кризиса и пресловутая оптимизация 10-х годов XXI века. Во многих деревнях и даже крупных селах стали массово закрывать детские сады, школы и больницы: школы в Титово, Дуброво и Панарино, детский сад в Мисцево и Чистое-Южное, больницу в Рудне-Никитском и Чистое-Южное и т.д. Это в очередной раз ударило по состоянию деревень. Если в 90-х люди потеряли работу рядом с домом, то теперь они лишались возможности учить детей в родном селе. Это также вынуждает мигрировать сельских жителей в города, что активно происходит и в наше время. Так, в Мисцево в 1926 году проживало 1423 человек, а в 2006 году только 336 человек. В Хотеичах в 1926 году – 2390 человек, в 2010 году – 694 человека. В Слободище в 1926 году – 1445 человек, в 2010 году – 234 человека и т.д. Однако, в последние годы наметились процессы субурбанизации: в сёла на постоянное жительство переезжают городские жители, в основном пенсионного возраста. Это либо ранее уехавшие отсюда коренные жители, имеющие недвижимость в Москве, Орехове-Зуеве и других городах, либо пришлые дачники, уставшие от городской суеты, но также имеющие стабильный заработок на стороне или живущие на пенсии. Данная категория жителей составляет значительную часть населения деревень и имеет тенденцию к увеличению.
Более благоприятная обстановка сложилась в городах и поселках Гуслиц, особенно тех, которые имеют прямое сообщение с Москвой. Именно в них в первую очередь началось торговое и строительное оживление. Новые многоквартирные жилые кварталы выросли в Орехово-Зуеве, Ликино-Дулево, Куровском, даже в относительно небольшом Авсюнине. Недорогое по сравнению со столицей жилье привлекло сюда новую волну мигрантов, теперь уже не дачников, а горожан на постоянное проживание с намерением работать в Москве. В сущности, эти города отчасти стали отдаленными спальными районами разрастающейся московской агломерации. Это несет в себе еще одну проблему межэтнического плана. В последние годы в Гуслицах появилось довольно много мусульман из среднеазиатских республик и Кавказа. Они покупают здесь жилье по той же причине, что и русские москвичи – дешево и до центра недалеко. Сейчас в Авсюнино нередко можно встретить женщин в хиджабе и даже в парандже с многочисленными детьми – зрелище ранее невероятное для этого глухого края. Есть такая семья даже в деревне Мисцево. Интересно, как коренные гусляки к ним относятся? Я их не спрашивал. Хотя, в последние годы пыл местных жителей заметно поугас...
Но не все так грустно. В глобальных темах всегда можно найти как отрицательные, так и положительные тенденции. Несмотря на общую экономическую разруху конца XX века, в это же время в Гуслицах стала возрождаться культурная и краеведческая деятельность, основанная на сбережение народных традиций и фольклора. Стали открываться краеведческие музеи не только в Степановке, но и в Ильинском Погосте, Давыдове, Ликино-Дулеве, Куровском и других населенных пунктах. Научный интерес к Гуслицам, как к уникальному старообрядческому центру, стал проявляться во второй половине XX века. Первые археографические экспедиции в этот край были предприняты институтом русской литературы АН СССР в 1958 году. Затем состоялись экспедиции научно-исследовательского отдела Государственной библиотеки им. Ленина и научной библиотеки им. А. М. Горького Московского государственного университета. Шло постепенное углубление знаний. Исследования затрагивали все большее число культурных аспектов края: от фольклора перешли к изучению народных промыслов, рукописным книгам, иконам, медной пластики и т.д. Именно тогда гуслицкая книжная роспись была выделена как самостоятельное явление народного искусства. В научной среде наступило время «собирать камни», которые так бессмысленно и жестоко были разбросаны в первой половине XX века. Этнографическая работа не прекратилась и в тяжелые постсоветские годы. Так, в 1995-2001 годы московским педагогическим колледжем №12 была проведена масштабная фольклорно-этнографическая экспедиция в Восточное Подмосковье. Методом сплошного обследования было пройдено 187 населенных пунктов пяти районов Восточного Подмосковья: Павлово-Посадского (дважды), Раменского (дважды), Щелковского (дважды), Орехово-Зуевского и Шатурского. Большая часть записей производилась на Троицу (дважды - в Семик), в ситуации реально исполняемого обряда. Научный сотрудники этого учебного заведения, а также из МГУ и других ВУЗов работали здесь и в последующие годы.
Но изучение и возрождение культуры Гуслиц происходило не только благодаря столичным этнографам. Большую роль в этом сыграли местные неравнодушные краеведы. Помимо упоминавшийся выше Андрияновой У.Г., О.Г. Пэнэжко и Богомолова С.П., культурным возрождением Гуслиц занимались В.С. Лизунов, В.И. Смирнов, Ю.А. Карякин, В.Н. Алексеев и многие другие. Они проводили собственные обследования и экспедиции, собирали старинные артефакты, документы и иные материалы, издавали книги, проводили конференции и т.д. Собственно, благодаря их кипучей деятельности, к Гуслицам было привлечено внимание ученых из Москвы и других городов, которые охотно сотрудничали с местными краеведами.
Благодаря всем этим людям гуслицкие художественные промыслы не были забыты окончательно. После 1991 года поднялась новая волна интереса к народной культуре уже без каких-либо идеологических ограничений. В НХП, не смотря на экономический кризис и ликвидацию курирующего всю народную промышленность НИИХП, вдохнули свежие силы. В первую очередь, был снят запрет на религиозную тему, что сразу же привело к возрождению иконописи в исторических центрах (Мстера, Холуй и т.д.). Заметную роль в развитии НХП стали играть частные мастера, не привязанные к какой-либо определенной местности. Некоторые из них решили послужить и малой родине. Так, художник А.В. Хлебников, родившейся в 1953 году в Егорьевске, дед которого был родом из Ильинского Погоста, спроектировал часовню в деревнях Ивановская и Чёлохово, а также часовню с купальней в деревне Гридино на реке Шувойке.
Предыдущие части смотрите в подборке.