Найти тему

Жемчужина Петровки: древний дом Татищевых-Катуаров

Оглавление

Древнейший дом на Петровском бульваре связан со многими историческими личностями — от Павла I до Леонида Андреева.

Усадьба Татищевых — Катуаров, фотография автора
Усадьба Татищевых — Катуаров, фотография автора

Пять домов

На бульвар смотрят главный дом (№8, строение 2), правый и левый флигели (строения 1 и 3). Полукруглый усадебный двор замыкают в глубине квартала две других постройки: юго-восточный флигель и конюшня. Позади них зеленел сад, застроенный в 1920-х, там теперь алжирское посольство.

Усадьба на Хотевском плане Москвы 1852 года
Усадьба на Хотевском плане Москвы 1852 года

Усадьба в стиле классицизм создана в 1786 году. Проект приписывают Матвею Казакову. Действительно, чертеж попал в Казаковские альбомы, однако мастер в них включал не только собственное творчество.

Фасад и разрез дома с флигелями в альбомах Казакова
Фасад и разрез дома с флигелями в альбомах Казакова

Флигели позже выстроили заново, зато центральный дом сейчас почти такой же, каким был двести с лишним лет назад. Некоторые его детали — декор боковых арочных окон, балкончик — восстановили после перестроек середины XIX века реставраторы, не восстановлен только оригинальный подъезд на колоннах.

Главный дом, фотография автора
Главный дом, фотография автора

Малым строениям мы посвятим отдельную статейку, но историю усадьбы в целом расскажем в этом тексте, вместе с очерком о главном здании.

Фотография до реставрации, 1963-75 годы
Фотография до реставрации, 1963-75 годы

Морские офицеры

В 1740-х этим двором владел князь Михаил Белосельский — вице-адмирал и фаворит царевны Екатерины Иоанновны. Карьеру он построил не благодаря, а вопреки своим амурам: узнав, что любовник покойной сестры не держал язык за зубами, императрица Анна Иоанновна сплавила моряка навечно в Оренбург — «строить флот» (в континентальном Оренбурге!).

Вечная ссылка оказалась кратковременной, и при Елизавете произошло что-то необъяснимое — князь Белосельский за семь лет выпрыгнул из майоров в вице-адмиралы. В конце 40-х Михаил Андреевич был докладчиком императрицы по всем адмиралтейским делам.

Михаил Белосельский, портрет на старой фотографии, goskatalog.ru
Михаил Белосельский, портрет на старой фотографии, goskatalog.ru

В 1749 году двор Белосельского перешел к флота капитану Грязнову, при котором среди деревянных хором появились не дошедшие до нас каменные «палатки». В 1770-х дочь Грязнова принесла это владение в род Татищевых.

Ростислав

Отец русской истории и уральской металлургии Василий Татищев здесь не бывал: дом появился после его смерти. Подобно многим сыновьям больших родителей, Евграф Васильевич прожил ничем не примечательную жизнь.

«Он был очень умный человек, и сердцем не то чтобы злой человек, но превзбалмошный и прегорячий: чуть что не по нем сделает человек, того и гляди что закричит: «Плетей» — и живо велит отодрать на конюшне».

Так говорит его внучатая племянница Елизавета Янькова в «Рассказах бабушки». Она же сообщает, что Евграф Татищев был хозяином «каменного дома на Петровском бульваре» и до своей смерти (1781) успел там принять наследника престола — будущего Павла I. Многие краеведы верят...

Похоже, бабушку подвела память (внук записывал за ней в 1850-х), ибо, по документу XVIII века, дом построили в 1786 году, участок же в 70-х получил через брак не сам любитель плетей, а его сын — Ростислав.

Ростислав Татищев на склоне лет
Ростислав Татищев на склоне лет

Имя из древних летописей, чрезвычайно странное для человека XVIII века, дал младенцу дедушка, трудившийся в ту пору над «Историей Российской» (1742 год).

Стендаль и Павел I

Павел I, портрет кисти Боровиковского, 1796 год
Павел I, портрет кисти Боровиковского, 1796 год

Возведя особняк, который удивил Москву, Татищев-внук мог в нем принять (возможно, в 1797 году?) Павла I.

«В этом доме была зала довольно высокая, но очень узенькая, с зеркальными дверьми и зеркальными окнами, что по тому времени, когда зеркала были в диковинку, считалось очень хорошо и нарядно».
В наши дни, отреставрированный интерьер. Фотография um.mos.ru
В наши дни, отреставрированный интерьер. Фотография um.mos.ru

Речь у Яньковой про второй этаж и зал в конце парадной анфилады: она действительно высока. В обоих этажах сделаны антресоли, и в каком-то смысле особняк можно назвать четырехэтажным.

А вот что пишет просвещенный иностранец:

«...мы осмотрели... красивый белый четырехугольный дом... где, по-видимому, жил человек богатый и любящий искусство. Он был удобно расположен, полон статуэток и картин. Были и прекрасные книги, в частности Бюффон, Вольтер, которого здесь можно найти всюду, и «Галерея Пале-Рояля»».

Это из дневника Стендаля! Если дом отождествляют правильно, то это значит, что французский классик здесь остановился в 1812 году. Огонь обошел стороной это владение.

Медальон с профилем Стендаля работы Давида д’Анже, 1892 год
Медальон с профилем Стендаля работы Давида д’Анже, 1892 год

Татищев-внук, собрав солидную коллекцию картин, дожил до 1820-го и передал усадьбу дочери Елизавете, в замужестве княгине Вяземской.

У князей

Княгиня Вяземская была начальницей Дома трудолюбия в Москве и, по одной из версий, основала будущий город Климовск. В ее доме вырос видный москвовед Сергей Любецкий — вероятно, незаконный сын кого-то из князей.

В левом флигеле (строение 3) квартировал вольнонаемный камердинер, в дочку которого, звезду столичной сцены, много лет спустя влюбится Достоевский. Шуберт-Яновская опишет в мемуарах ту усадьбу, где протекла часть ее детства (начало 1830-х).

«У княгини всем жилось хорошо. Дом был богатый, дворня большая, проживали на покое старушки, бывшие служанки княгини и ее родителей. Обращались со всеми хорошо, деликатно, звали по имени и отчеству, а молодых — Сонюшка, Танюшка и т. д. Ничего тут крепостного не было».
Главный дом со двора, фотография автора
Главный дом со двора, фотография автора

В парадные покои к Вяземской приходил кушать свой любимый грибной суп митрополит Московский Филарет. А для гостей иного рода — «странников и странниц» отвели один из флигелей.

«Одна монахиня, необыкновенно высокого роста, с подвязанными зубами»…

...оказалась мужчиной. После такой конфузии Вяземские отвадились пускать беспаспортных бродяг.

«Глава семьи, сам князь Сергей Сергеевич, жил отдельно в нижнем этаже, наверх выходил только в экстренных случаях и роли никакой в семье не играл».

Один из сыновей, Николай Вяземский, был однокашником Лермонтова в юнкерском училище и сохранил тетрадь с бесценными автографами поэта. Единственную дочь, Варвару, княгиня «сама кормила, холила и растила», а в 1837 году дала за ней в приданое усадьбу.

Усадьба Татищевых, вид со стороны Трубной площади. Самая старая из известных фотографий: 1857 год
Усадьба Татищевых, вид со стороны Трубной площади. Самая старая из известных фотографий: 1857 год

Варвара Ершова (урожденная Вяземская) стала известной благотворительницей. Первое время ее семья жила на Петровском бульваре, притом часть помещений заняли наемные квартиры.

Много лет спустя Варвара Ершова сделалась прототипом старушки-помещицы на знаменитой картине Василия Максимова «Все в прошлом», 1889 год
Много лет спустя Варвара Ершова сделалась прототипом старушки-помещицы на знаменитой картине Василия Максимова «Все в прошлом», 1889 год

Обещанное продолжение статьи:

Оглавление:

P.S. Возвращаюсь в Дзен после вынужденного отсутствия, буду регулярно и много писать.