Найти тему
Книгоед

Романы-пародии

Оглавление

Литература в нашем представлении – это часто нечто серьезное, требующее концентрации и серьёзного подхода. Но есть целый жанр произведений, ориентированный исключительно на сатирический аспект литературы, на высмеивание каких-то её черт или, как вариант, на иронический подход к писателям и их работам. Пародийные произведения иногда относят к низкому жанру, считая их лишёнными оригинальности и собственных идей. Тем не менее, романы-пародии уже давно стали отдельным жанром, среди представителей которого, конечно, есть как “проходные”, так и великие творения. Сегодня мы разберёмся в понятии этого жанра, его самых известных представителях и попытаемся всё это охарактеризовать.

Что такое романы-пародии?

-2

Романы-пародии представляют собой литературные произведения, которые комически или сатирически переосмысливают уже существующие жанры, сюжеты или произведения. Цель пародийного романа – не просто вызвать смех, но и критически осмыслить и переосмыслить оригинал, обнажая его слабости, стереотипы или чрезмерности.

«В качестве критики пародия передразнивает язык и логику произведения, заимствуя слова или целые фразы, либо характерный ход рассуждений для того, чтобы вывести на передний план как недостатки замысла, так и способ его воплощения»

[Frye et al. 1985: 387]

В определениях литературной пародии отмечаются два основных признака: искажение оригинального произведения и сочетание критики с оригинальным авторским видением. Пародия оценивает оригинал, используя его же приемы. Некоторые исследователи, например русский прозаик и драматург Тынянов, считают, что пародируется сам стиль произведения, который охватывает не только язык, но и темы, образы и композицию. Это мы увидим далее при разговоре об одной из самых известных существующих пародий – «Дон Кихоте». Понимание пародии требует внимательного анализа как пародируемого текста, так и самой пародии.

Теория пародии в основном рассматривает примеры из поэзии, а с прозой ситуация оказывается сложнее из-за её идеологичности и социальной ориентированности. А вот поэзийная пародия охватывает более прямые сатирические моменты: прямые отсылки к оригиналам, неприкрытые высмеивания и так далее. Как пример можем рассмотреть следующее произведение.

«Видение на берегах Леты» (1809), Константин Батюшков

-3

Немного о контексте. Лирический герой засыпает, читая поэта-архаиста Семёна Боброва, известного своим сложным слогом и едва ли скрываемым алкоголизмом. Во сне он видит царя Миноса, посмертно судящего современных литераторов. Все литераторы Батюшкова легко узнаваемы, хотя их имена и не называются, и все они обречены на вечное забвение в Лете – то есть никто никогда их больше не вспомнит. Исключение составляют Иван Крылов и Александр Шишков, которых глубокое уважение поэта спасает от подобной участи. Сатира Батюшкова появилась здесь в ответ на произведение Боброва «Происшествие в царстве теней, или Судьбина российского языка» (1805), где тот высмеивал карамзинистов.

У Батюшкова современные литераторы попадают в Лету за свои пороки: нелепицу, чрезмерное восхищение «русскостью», высокопарность и сложность языка, при этом смешиваются как сторонники, так и критики Шишкова.

Поэт не стесняется даже открыто высмеивать своих творческих соплеменников, например, говорит про обжорство Крылова, который готов есть даже в мире мертвых:

«Меня врасплох, – она сказала, –

В обед нарочно смерть застала.

Но с вами я опять готов

Еще хоть сызнова отведать

Вина и адских пирогов…»

Хотя Батюшков изначально не считал эту сатиру значимой, она распространилась благодаря Николаю Гнедичу и вызвала невероятную ярость Шишкова и его сторонников. «Видение…» стало важным произведением, задавшим тон для будущих сатир и оказав большое влияние на арзамасцев, которые позднее неоднократно упоминали бедного Семёна Боброва как пример плохой поэзии.

История возникновения жанра

-4

Появление романов-пародий связано с более широким литературным и культурным контекстом. В древности и Средневековье уже существовали формы пародии и сатиры, как, например, пародийные стихи и театральные пьесы. Однако как самостоятельный жанр роман-пародия оформился лишь в XVIII-XIX веках. Одним из первых примеров можно назвать роман «Шамела» (1741) авторства Генри Филдинга, который служит пародией на сентиментальный роман Сэмюэля Ричардсона «Памела».

По сути, основная черта романов-пародий – это использование юмора, иронии и сатиры. Авторы часто гиперболизируют черты оригинала или вводят абсурдные элементы для усиления комического эффекта. Пародийный роман не просто высмеивает оригинал, но и подвергает его критическому анализу, высвечивая слабые стороны или избитые тропы. Более того, пародии всегда отсылают читателя к оригиналу, поэтому для полного понимания текста и отсылок необходимо знакомство с первоисточником. Это превращает пародии в сложные и насыщенные культурные аллюзии. В более поздний период развития литературы, особенно в XX веке, романы-пародии уже часто включают в себя элементы постмодернизма, размывают границы между жанрами и много саморефлексируют: среди таких работ можно назвать «Омон Ра» Виктора Пелевина или уж совсем комичный «Порри Гаттер» Игоря Мытько.

«Дон Кихот», Мигель де Сервантес

-5

И всё же самым известным пародийным произведением остаётся «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса. Роман Сервантеса – одно из величайших произведений мировой литературы и одновременно яркий пример сатирического романа. Сервантес использует сатиру, чтобы высмеять не только многие аспекты испанского общества своего времени, но и литературные традиции рыцарских романов, которые были столь популярны в XVI и XVII веках.

Как мы уже сказали, основной сатирический приём, использованный автором, – это пародия на рыцарский роман. Дон Кихот, главный герой, пытается подражать идеализированным рыцарям из старинных книг, что в итоге приводит к комическим и абсурдным ситуациям, например, к его злосчастной битве с ветряными мельницами. Сервантес также использует гиперболу, преувеличивая героизм, романтизацию и драматизацию рыцарских идеалов до настоящего абсурда. Дон Кихот видит мир через призму своих иллюзий, и его преданность рыцарским принципам доведена до крайности, что делает его поступки ещё более комичными.

Более того, через приключения Дон Кихота Сервантес критикует и различные аспекты испанского общества: правовую систему, церковь, социальные структуры. Автор высмеивает чиновников и священников, изображая их как лицемеров и взяточников, критикует устаревшие социальные нормы и царящее в мире неравенство. Дон Кихот и его верный оруженосец Санчо Панса представляют собой контрастные фигуры: идеалист и мечтатель Дон Кихот противопоставлен приземлённому и практичному Санчо. Этот дуализм тоже усиливает сатирический эффект, позволяя высмеивать по сути своей любые крайности. Писатель также обращается к самой литературе, высмеивая авторов и читателей рыцарских романов. Так, если взглянуть, «Дон Кихот» оказывается сатирой на всё: на жизнь, на общество, на страну, на литературу, на взгляды… Сервантес искусно сочетает приключенческую и комическую составляющие романа, создавая многослойное произведение, которое читателю интересно изучать до сих пор.

Ознакомиться с этим произведением лично вы можете в одном из изданий, представленных в нашем магазине.

Романы-пародии играют важную роль в литературе, предлагая читателям не только развлечение, но и критическое переосмысление известных сюжетов и жанров. Используя юмор, иронию и сатиру, авторы пародийных романов создают произведения, которые остаются актуальными и глубоко значимыми на протяжении долгих веков, кроме этого ещё и давая критическую перспективу на многие исторические и социальные аспекты. Более того, столь обширный информационный пласт, лежащий в основе самого жанра пародии, доказывает читателю, что это совсем не глупое чтиво, а даже напротив, глубоко развивающие книги, требующие от читателей дополнительных знаний и осмысления прочитанного.

Мы рады, что статья оказалась для вас интересной!

Больше интересных фактов из мира литературы вы можете найти в нашем телеграм канале "Книгоед"