Найти в Дзене
У Клио под юбкой

Как роковая беспечность похоронила величайшую морскую империю древности

В 405 году до н.э. Пелопоннесская война, длившаяся уже четверть века, подходила к своему драматическому завершению. Афинский морской союз, некогда величайшая морская держава Средиземноморья, стоял на грани краха. Последняя надежда афинян заключалась в их флоте - 180 боевых триер, стоявших на якоре у берегов Эгоспотам. Напротив них, в Лампсаке, расположился флот Пелопоннесского союза под командованием спартанца Лисандра. Хитрый и безжалостный стратег, Лисандр уже однажды командовал флотом союзников, и теперь вновь был призван на эту должность, несмотря на запрет закона назначать одного человека дважды. Его возвращение ознаменовало новую, агрессивную стратегию спартанцев. Лисандр не спешил атаковать. Четыре дня подряд афинский флот выходил в море, выстраиваясь в боевой порядок и вызывая противника на бой. И каждый раз Лисандр отказывался от сражения. Его бездействие породило в рядах афинян опасную самоуверенность. На пятый день повторилась та же картина. Афиняне вышли в море, построились
Оглавление

Роковая беспечность: прелюдия к катастрофе

В 405 году до н.э. Пелопоннесская война, длившаяся уже четверть века, подходила к своему драматическому завершению. Афинский морской союз, некогда величайшая морская держава Средиземноморья, стоял на грани краха. Последняя надежда афинян заключалась в их флоте - 180 боевых триер, стоявших на якоре у берегов Эгоспотам.

Напротив них, в Лампсаке, расположился флот Пелопоннесского союза под командованием спартанца Лисандра. Хитрый и безжалостный стратег, Лисандр уже однажды командовал флотом союзников, и теперь вновь был призван на эту должность, несмотря на запрет закона назначать одного человека дважды. Его возвращение ознаменовало новую, агрессивную стратегию спартанцев.

Лисандр не спешил атаковать. Четыре дня подряд афинский флот выходил в море, выстраиваясь в боевой порядок и вызывая противника на бой. И каждый раз Лисандр отказывался от сражения. Его бездействие породило в рядах афинян опасную самоуверенность.

На пятый день повторилась та же картина. Афиняне вышли в море, построились в боевой порядок, но спартанцы снова не приняли вызов. Уверенные в трусости противника, афинские моряки вернулись на берег и разбрелись кто куда - одни отправились на рынок в близлежащий Сест, другие занялись приготовлением пищи, а некоторые и вовсе прилегли вздремнуть.

Именно этого момента и ждал Лисандр. Как только его разведчики доложили о беспечности афинян, он отдал приказ атаковать. 170 пелопоннесских кораблей на полной скорости устремились через пролив, в то время как спартанская пехота двинулась вдоль берега.

Битва, которой не было

То, что последовало за этим, трудно назвать битвой. Застигнутые врасплох афиняне в панике бросились к своим кораблям. Один из афинских стратегов, заметив приближение вражеского флота, отчаянно пытался собрать экипажи, но было уже поздно.

Лишь девять триер под командованием Конона успели выйти в море с полными экипажами. Остальные корабли либо вовсе не смогли отчалить, либо вышли в бой с неполными командами - на некоторых было занято лишь два яруса весел из трех, на других - и вовсе один.

Сражение, если его можно так назвать, длилось менее часа. За это короткое время Лисандр уничтожил практически весь афинский флот. 171 триера была захвачена спартанцами, а вместе с ними в плен попали около 3000 афинских моряков. Лишь девяти кораблям Конона удалось прорваться и уйти на юг, к острову Кипр.

Эта катастрофа означала конец афинского господства на море. У города не осталось ни флота, ни денег, ни обученных моряков. Путь к Афинам был открыт.

Жестокая расплата: судьба пленных

Судьба пленных афинян решалась быстро и жестоко. Спартанское правительство и совет союзников приняли решение казнить всех захваченных в плен афинян. Это решение было не только актом мести, но и холодным расчетом - уничтожение опытных моряков должно было надолго подорвать морскую мощь Афин.

Особенно показательна была судьба афинского стратега Филокла. Этот человек ранее внес в афинское народное собрание предложение отрубать каждому пленному спартанцу большой палец на правой руке, чтобы лишить его возможности держать оружие. Теперь Лисандр решил преподать ему урок.

Призвав Филокла к себе, Лисандр спросил его, какого наказания он заслуживает за свое жестокое предложение. Филокл, не сломленный поражением, дерзко ответил: "Поскорей казни пленных: ведь такая же участь постигла бы тебя, если бы мы победили". С этими словами он первым пошел на смерть, показав пример стойкости перед лицом неминуемой гибели.

После казни пленных Лисандр начал методично уничтожать остатки афинского влияния в регионе. Он объезжал прибрежные города, повсюду свергая демократические правительства и устанавливая олигархические режимы, лояльные Спарте. В каждом городе оставлялся спартанский гарнизон, призванный обеспечить новый порядок.

Падение Афин: конец эпохи

Разгромив афинский флот, Лисандр приступил к осаде самих Афин. Его план был прост и жесток - он объявил, что все афиняне, обнаруженные за пределами города, будут немедленно казнены. Эта мера должна была вызвать наплыв беженцев в Афины, что неизбежно привело бы к голоду и болезням внутри осажденного города.

Расчет Лисандра оправдался. Вскоре в Афинах начался страшный голод. Когда ситуация стала критической, Лисандр подошел с флотом к Пирею - главному порту Афин - и потребовал сдачи города.

Условия капитуляции были суровыми. Афиняне должны были разрушить свою военную гавань, снести знаменитые Длинные стены, защищавшие город, и вернуть из изгнания аристократов - противников демократии. Афинский морской союз, основа могущества города, был распущен. От некогда великой империи у Афин остались лишь Аттика и остров Саламин.

В апреле 404 года до н.э. Афины капитулировали. Лисандр лично вошел в город в день годовщины великой победы афинян над персами при Саламине - символический жест, подчеркивающий полное крушение афинского величия.

Захватив город, Лисандр приказал сжечь все оставшиеся корабли афинян, оставив им лишь двенадцать небольших судов - жалкое напоминание о некогда великом флоте. Гегемония в Элладе перешла к Спарте, а Пелопоннесская война, длившаяся 27 лет, наконец завершилась.