Китайские военно-морские силы в Южно-Китайском море представляют внушающую силу. Одних подводных лодок там размещено порядка 25 единиц, находящихся на боевом дежурстве. Мало кто знает, что в 2004 году многих военных специалистов китайских ВМС отстранили после инцидента с субмариной, стартовавшей с военной базы Юйлинь. Тогда она ещё не разрослась до тех размеров, которые имеет сейчас, и потеря одной подводной лодки являлась серьёзным ударом для карьеры военно-морского руководства. К счастью, отстранение оказалось временным и почти все вернулись к деятельности после расследования.
Но что же стряслось с субмариной в 2004 году? Выходя на патрулирование в Южно-Китайское море экипаж подводной лодки отчитался о своём закреплении в указанном регионе. Добравшись до района, где следовало проводить мероприятия по боевому дежурству, капитан доложил, что всё в порядке, и они приступили к выполнению задания. Ничего не предвещало беды. Однако на пятые сутки связь с бортом прервалась, а самое страшное – подводная лодка исчезла с радаров кораблей поддержки.
Это плохой знак. По опыту, перенятому у советских и иных военно-морских ведомств, выходило, что подлодка либо сошла с боевого дежурства, либо с ней произошла поломка вплоть до уничтожения. И тот, и другой варианты – это головная боль. Инцидент до выяснения обстоятельств засекретили, но уже через 4 часа в 80 километрах от западных берегов Индии в Индийском океане были зафиксированы всплытие подводной лодки и запрос о помощи.
Китайские коллеги запросили разрешение у Индии на проведение совместной спасательной операции. Получив добро, две азиатские державы прибыли к субмарине для выяснения обстоятельств. Наличие подводной лодки с боевыми торпедами вблизи Индии лишь по счастливой случайности не стало началом конфликта. Китайской стороне пришлось извиняться и проводить открытое для представителей Индии расследование. Инцидент мог спровоцировать серьёзное напряжение у регионе.
Тщательно изучив возможности субмарины и показания членов экипажа, экспертная комиссия не смогла объяснить, как подводная лодка за 4-5 часов проплыла из Южно-Китайского моря в Индийский океан, да ещё и абсолютно незаметно. Расстояние в тысячи километров преодолеть безусловно можно, но не за часы, а за недели. Более того, огибая Яванское и Андаманское моря, субмарина не осталась бы без внимания. Но как же этот случай объяснил капитан?
По его словам всё случилось практически мгновенно. Аппаратура стала фиксировать неизвестные странные объекты в непосредственной близости от подводной лодки. Их было несколько, и двигались они со скоростью 360-400 километров в час. Такие показатели недоступны для земных субмарин, шпионских или исследовательских подводных аппаратов. Поэтому, посовещавшись, все решили, что бортовая техника указывает неверные сведения.
На всякий случай с помощью сонаров китайский экипаж смог записать волны, которые исходили от этих объектов. Запись велась всего 28 секунд, после чего вся аппаратура субмарины вышла из строя. Её будто начало трясти – предметы летали, подводники падали. Паники не было, но страх перед тем, что корпус может не выдержать незапланированного воздействия, присутствовал. Тряска прекратилась, но приборы не приходили в норму. Фактически управление субмариной находилось под контролем объектов извне. У подводников не было возможности контролировать и управлять ею.
Экипаж остался без связи в абсолютно непонятной ситуации. Капитан и его помощники приняли решение перейти в режим ожидания. Это было единственное, что можно сделать. Кто-то молился, кто-то писал что-то в дневниках, напряжение росло. Наконец, аппаратура заработала. Прошло много времени, как позже выяснилось, порядка 3,5-4 часов. Приборы показывали совершенно невероятные данные, но объектов уже рядом не было.
Когда они всплыли, то оказалось, что это не Южно-Китайское море, а Индийский океан. Расстояние около 6000 километров от места базирования. Пережившие непонятное перемещение подводники отправили сигнал о помощи на берег. Если бы не та самая 28-секундная запись, то едва ли кто-то мог поверить в телепортацию.
Специалисты провели её анализ и пришли к выводу, что это результат технической деятельности в диапазоне низкочастотных волн. Такие не характерны для земной подводной техники. До сих пор инцидент с субмариной в 2004 году – единственный подобный в Южно-Китайском море. Заключение так и не было дано. Либо это пространственная аномалия, либо действительно вмешательство неизвестных сил.