В русском языке закрепилась фраза "смотреть видео". То бишь предполагается, что когда мы воспринимаем какое-то видео, то работает в основном визуал.
С этим, конечно, трудно спорить, но не стоит также забывать и о важнейшей роли звукового сопровождения.
Звук создаёт атмосферу, погружает зрителя в происходящее на экране, делает его реалистичнее и достоверней. При одном и том же визуале, но с разным звукорядом, можно добиться огромной разницы в восприятии.
Чтобы не быть голословным, привожу ниже два коротких видео, с абсолютно идентичным видеорядом, но разным звуковым оформлением. Посмотрите, и сравните свои ощущения от одного и от второго.
Любителям насыпать "фуу" за качество: ролики сделаны на коленке за 4 минуты специально для иллюстрирования данной статьи
раз:
и два:
Ну как? Есть разница? Примерно так и работает саунд дизайн.
Что это такое?
Если говорить о нём исключительно в ракурсе создания видео контента, то это по сути своей искусство звукового оформления вашего продукта (видео).
Почему это так важно?
Да потому что почти любой звук в видео, в отличие от звуков в реальной жизни, это не случайное колебание воздуха, а инструмент. И инструмент этот должен играть свою партию в сложном оркестре из концепции, сюжета, актёрской игры, постановки кадра и тому подобного, под чутким руководством мудрого дирижёра.
И отсюда и возникает одно из самых основных правил в этой части работы с видео:
ЕСЛИ ЧТО-ТО У ВАС В КАДРЕ МОЖЕТ ЗВУЧАТЬ - ОНО ДОЛЖНО ЗВУЧАТЬ
Шум шагов, звук дыхания, гул города за окном квартиры, где встречаются герои - всё это пусть и на самую малость, но делает нашу историю правдивей.
Почему это так работает?
Да всё просто - опять же восприятие и память, о которых я уже говорил в статье "Как прокачать свой монтаж", работают таким образом, что когда мы запоминаем что-либо, ну например свой поход в кинотеатр. То запоминаются не только визуальные образы, но и вообще всё, что было связано с этой точкой в пространстве-времени: чем там пахло, какие звуки мы слышали, было ли нам тепло или холодно, и тому подобное. И чем ярче воспоминание, чем глубже оно отложилось в памяти, тем больше подробностей мы можем выудить из своей памяти, если постараемся.
А поскольку наш мозг интерпретирует происходящее с героями видео на экране, как вполне реальные события, а кроме того, ещё и моментально проецирует всё это на себя. То дальше в этой нехитрой логической схеме сразу встаёт вопрос "а как бы я повёл себя, очутись я в такой ситуации?". И наше сознание начинает шариться в памяти, доставая оттуда всё мало-мальски похожее на то, что мы видим. Вместе со звуками, запахами и прочее, прочее.
После чего производится сравнение воспоминаний и только что увиденного. И чем больше мозг найдёт совпадений, тем больше шанс, что он укрепится в мысли что всё происходящее на экране - сущая правда и полезный опыт, который нужно запомнить получше, для дальнейшего применения.
Вот оно, пожалуйста, зрительское внимание и глубокие впечатления, которыми так страстно желают завладеть все без исключения контентмейкеры.
Отсюда же, кстати, растут ноги и у другого явления - осознанного или неосознанного подражания стилю поведения киногероев, любимых блогеров, телеведущих и прочих лиц, увиденных на экране.
Но я отвлёкся. Мы тут всё-таки про саунд дизайн. Итак.
В крупных проектах за саунд дизайн отвечает специальный человек именуемый саунд дизайнером (внезапно, да?).
Не стоит путать его со звукорежиссёром, или, упаси Господь, композитором. У них разные задачи.
Композитор просто пишет музыку для проекта. Ну максимум сам её и записывает на студии, если это не оркестровая аранжировка, а, к примеру, сольная мелодия на фортепиано.
Саунд дизайнер подбирает или создаёт звуковые эффекты. Комбинируя различные звуки он придумывает с каким например звуком будет возникать файербол в руках у главного злодея, как будет звучать какая-нибудь летающая тарелка пришельцев в полёте и тому подобное.
Звукорежиссёр продумывает общую концепцию звучания проекта, в соответствии с пожеланиями режиссёра. Создаёт то, что называется "драматургией звука". Расставляет акценты в нужных местах, сводит воедино написанную композитором музыку и созданные саунд дизайнером эффекты, так чтобы они гармонировали друг с другом. А зачастую занимается ещё и технической стороной вопроса.
Хотя на более мелких проектах все эти три человека вполне могут объединиться в одном лице.
Сразу оговорюсь, что на мелких фриланс проектах может и вообще не быть композитора, а музыка, равно как и звуковые эффекты будут браться уже существующие. Но об этом ниже.
С чего начать?
Хотя более правильным вопросом здесь было бы "когда начать?". Ибо многие делают одну и ту же фатальную ошибку - сначала собирают предчистовой монтаж, а потом уже начинают подыскивать нужные звуки, музыку и прочее.
А по-хорошему, мы, отсмотрев "рыбу"* сначала должны понять, что мы хотим сказать нашему зрителю своим видео, какой тон будет у этого сообщения (шутливый, строгий, мечтательный, драматичный), и подбирать фоновые композиции в соответствии с этим общим настроением ролика.
* "Рыба", она же "Колбаса" - черновой монтаж с предварительной выборкой хороших дублей, так же основа, скелет, будущего видео.
Да, именно фоновЫЕ композицИИ. Это ещё одна распространённая ошибка заключающаяся в том, что монтажёр берёт один трек и просто многократно его копирует на всём протяжении видео. Так лучше не делать.
Отсмотрите внимательно свой будущий ролик. И если вы увидите, что по ходу повествования меняется настроение героев, их состояние, окружающая обстановка, то и звуковое сопровождение должно меняться соответственно.
К каждой сцене нужно будет подобрать свой трек, и потом, свести их воедино, соединив таким образом, чтобы переходы с одного на другой не резали ухо и были незаметными.
И предчистовой, а тем паче, чистовой монтаж мы уже делаем под музыку. Здесь существует самое банальное правило:
СКЛЕЙКА ДВУХ КАДРОВ ДОЛЖНА ПРИХОДИТЬСЯ НА СИЛЬНУЮ ДОЛЮ
Но если для вас это уже слишком скучно и просто то вы всегда можете поиграться с сочетанием движений объектов в кадре, его фазы и ритма в музыке, чтобы создать что-то запоминающееся. Если вы не понимаете, о чём речь, советую проанализировать как смонтированы трейлеры голливудских блокбастеров. Хрестоматийный пример сочетания звука и видеоряда.
Ну а после того, как мы определились с тем, какие кадры мы в итоге оставляем, а какие нет, начинаем отсматривать нашу сборку на предмет того, что-же у нас в кадре может звучать.
Отсмотрели? Идём в онлайн библиотеки интершумов и SFX и подбираем звуки максимально подходящие для вашего конкретного случая.
Ну либо идём в студию/в город/на природу и записываем своё уникальное авторское звуковое сопровождение.
Немного терминологии:
Синхронные шумы или Фоли (Foley) соответствуют определённым действиям и придают реалистичность действиям в кадре.
Интершумы набор звуковых событий, имитирующий или передающий атмосферу окружающего пространства; некий «задний план» звука.
Звуковые эффекты (SFX) создают голоса существ и звуки явлений, которых нет в реальном мире.
Из этих трёх компонентов плюс музыка и речь героев, состоит звуковое оформление.
И тут внимательный читатель может сказать: "Погодите! Ерунда какая-то получается. Ну допустим у меня в кадре идёт дождь. Соответственно в оригинальном звуке этого шота УЖЕ есть звук дождя. Зачем мне двойную работу делать? Сначала удалять оригинальный звук, а потом заменять его на что-то отдельно записанное или скачанное?".
В логике такому суждению не откажешь. Но, как всегда - дьявол таится в нюансах.
Во-первых: В оригинальной звуковой дорожке со съёмочной площадки зачастую много лишнего. Кто-то ходит, шуршит что-то за кадром, кто-то где-то кашлянул, прошли мимо случайные прохожие и в звук вплетается обрывок чужого разговора. Рядом ездят машины и всё это сливается в невнятный шум, в котором и дождя-то не слышно толком.
Во-вторых: Иногда жизнь далеко не так красочна, как нам хотелось бы. И к звуку это тоже относится.
Например, снимаем мы сцену зимней прогулки. Идёт замечательный пушистый снег, главный герой топает куда-то. И нам очень бы хотелось слышать сочное "хррм-хррм" снега под его ногами.
Но бессердечная физика подкладывает нам огромную свинью - снегопад обычно приходится на тёплую погоду. А снег, звучнее всего хрустит в лютый мороз. И если даже мы отдельно запишем звуки ходьбы по снегу это будет далеко не так сочно, как звук от сжимаемого в руке пакетика с крахмалом.
Ну а после того, как мы всё записали, скачали и создали - идёт этап сведения. Когда мы раскидываем всё это по дорожкам в монтажной программе, выравниваем по частотам, по уровню громкости, накидываем эффекты и приводим всё к "общему знаменателю". Это довольно сложный и трудоёмкий процесс, заслуживающий отдельной публикации. Так что подписывайтесь, чтобы не пропустить!
В заключение
Разумеется не всегда приходится полностью перелопачивать звук. Во многих случаях можно оставить и оригинальную дорожку, но тут уже нужно смотреть на конкретный материал и конкретные цели создателя видео.
Также хотелось бы предупредить читателей быть внимательнее при использовании готовых SFX или шумов, а тем паче музыки. Так как всё это может быть чьей-то интеллектуальной собственностью. И лучше этот момент выяснить до того, как будет сделан финальный рендер, а тем паче публикация.
Если вам кажется, что всё вышеизложенное чересчур сложно для самостоятельного изучения, то могу вас обрадовать - Я обучаю видеомонтажу и основам моушн-дизайна как новичков, так и людей, уже имеющих какой-то опыт. Контакты указаны в описании канала.
Спасибо, что дочитали до конца. Жмите пальцы, пишите комментарии.
И удачных вам кадров!