Найти тему
Наталья Баева

Императрица = красавица? - 2

Если не родилась красавицей, как Елизавета, возможно, в глазах окружающих тебе сто очко прибавит обаяние власти. Как матери Елизаветы, Екатерине Первой. А если власти приходится дожидаться годами, занимая при дворе унизительное положение нелюбимой жены наследника? Единственная возможность - обаяние УМА. Достоинства и сильного характера. Как у Екатерины Великой.

Начало рассказа здесь:

Но чем больше узнаёшь о жизни Софии Доротеи Вюртембергской (Марии Фёдоровны, жены Павла Первого), тем больше недоумеваешь: что ей помешало стать ещё одной великой императрицей? Начало биографии - совершенно как у Екатерины: немецкая принцесса из "захудалого королевства" ухватилась за возможность когда-нибудь править Россией. Через брак с наследником, не слишком привлекательным и вполне к ней равнодушным? Какая мелочь!

Внешность - вполне во вкусе времени, здоровье несокрушимое. Десять детей. Не побила рекорд Марии Милославской, но всё же...

К власти её и близко не подпускали ни Екатерина, ни Павел. Тот, кого она, соблюдая все формальности политеса, называла "супругом-благодетелем", вообще издал указ, фактически запретивший женщинам занимать престол. И Мария Фёдоровна буквально выгородила для себя нишу, где была сама себе хозяйкой: воспитание детей, своих и чужих (детские дома для сирот, для подкидышей, для глухонемых детей - с полной реабилитацией) и искусство. Рисовала, резала по кости, работала на токарном станке... Если уж пришлось жить в тени - она и в тени сумела устроиться уютно.

Но 24 марта 1801 года, узнав о гибели супруга, она воскликнула: "Я хочу царствовать!" - а гвардейцы сделали вид, что не расслышали. Предпочли видеть на престоле её сына Александра. Какого-то загадочного "чуть-чуть" ей не хватило. Решительности? Честолюбия? Интереса к политике? Но за четверть века её жизни в России никто не увидел в ней самостоятельную фигуру. Не уважать не могли, но в роли главы государства не представляли.

Мария Фёдоровна
Мария Фёдоровна

Все отзывы о внешности Марии Фёдоровны сводятся к одному: пышущая здоровьем блондинка, полноватая и близорукая. А ведь, судя по многочисленным портретам, хороша! Но нет власти - нет и обаяния власти.

Однако у её снохи, жены Александра, Луизы Баденской, тоже и призрака власти не было, а её внешностью все дружно восхищались! Трогательная четырнадцатилетняя девочка, "похожая на фарфоровую статуэтку" - такой впервые увидели невесту пятнадцатилетнего Александра.

Луиза Баденская (Елизавета Алексеевна)
Луиза Баденская (Елизавета Алексеевна)

Образованная, с обширными умственными запросами, и в то же время застенчивая, светски неловкая принцесса пришла в ужас от интриг, плетущихся при дворе, и предпочла не общаться почти ни с кем. Ею любовались, как красивой картинкой, а она чувствовала себя всё более одинокой, чужой. Смерть одного за другим двух детей и охлаждение супруга окончательно превратили её в затворницу, но все окружающие, даже и неверный супруг, чувствовали её нравственную силу и душевную чистоту. Ценили. И не уставали восхищаться этим "хрустальным сосудом".

Один только раз позволила себе публично явить характер: не встала на колени перед супругом во время коронации. Так и пришлось её короновать "по-мужски", стоя.

-4

Елизавета Алексеевна пережила супруга всего на несколько месяцев. Когда ей предложили написать завещание, ответила: "Я ничего не привезла в Россию, и ничем не могу распоряжаться".

А вот жена Николая Первого, Шарлотта Вильгельмина Прусская, она же Александра Фёдоровна, не удостоилась, кажется, ни одного лестного отзыва современников. Правда, отзывы были не о внешности, а об... инфантильности. Прямо-таки анекдоты рассказывали о взрослой женщине с кругозорчиком десятилетней девочки. Умения разбираться в людях, очевидно, никакого, если ближайшее окружение - просто красивое. Идалия Полетика, Жорж Дантес...

Здесь ещё немецкая принцесса
Здесь ещё немецкая принцесса

А здесь уже русская императрица
А здесь уже русская императрица

Но не было ли это притворством, способом приспособиться к золотой клетке? Любовь Николая, одновременно фанатичная и деспотичная, к вечной девочке, слабому существу со слабыми детскими понятиями, могла испарится, если бы дитя повзрослело. А что касается внешности... до сих пор нью-монархисты не прощают Шевченко стихотворного удивления:

…Цариця-небога,
Мов опеньок засушений,
Тонка, довгонога,
Та ще, на лихо, сердешне
Хита головою.

Опёнок тонконогий трясёт головою. Непочтительно? Так ведь и не для печати. А маркиз де Кюстин отзывался о внешности бедняжки куда нелицеприятнее - и в печати. Подозревал, что так преждевременно одряхлеть можно только скрывая душевные страдания.

Но если даже самые безудержные льстецы не называли императрицу красавицей, кто же была "лицом императорской семьи"?

Александра Иосифовна Саксен-Альтенбургская
Александра Иосифовна Саксен-Альтенбургская

Супруга Великого Князя Константина Николаевича буквально занимала должность живого украшения придворных праздников. С обязанностью роскошно одеваться. Поразительно, но об уме или характере этой дамы невозможно прочесть ни слова - ничем не запомнилась, кроме совершенной красоты! Неужели говорила - и не слышали, только любовались?

И следующую императрицу, супругу Александра Второго, Марию Александровну (принцессу Гессенскую) тоже красавицей не считали. Но было в ней нечто большее, чем "красота". Все, знавшие императрицу, отмечали её БЛАГОРОДСТВО. То внутреннее содержание, которое делает привлекательным и внешний облик.

-8

Самые разные люди писали о ней воспоминания: Тютчев, Жуковский, Вяземский, Ушинский ... все были единодушны в том, что в императрице нет ни малейшей фальши. Притворства. Неискренности. Рассказывали как анекдот, что будущий император и обратил внимание на неё, тогда четырнадцатилетнюю девочку, лишь потому что остальные пытались ему понравиться - а она насмешливо наблюдала за этой суетой, поедая вишни.

Наверное, единственный случай, когда об императрице оставил восхищенные воспоминания... революционер. Пётр Кропоткин.

-9

Последние годы - отставная жена. Александр не просто завёл вторую семью, но и поселил её тут же, во дворце. Всеобщее сочувствие было на стороне Марии Александровны. Она же не говорила на эту тему никогда и ни с кем. Не позволяла себе выглядеть униженной. Сама выбрала судьбу... Но претензий на власть - никаких. Настолько в тени мужа, что осталась, пожалуй, самой неизвестной из русских императриц.

Наступила эпоха фотографии, и появилась возможность сравнивать, слишком ли льстили художники моделям, или всё же оставались в рамках приличия?

Мария Фёдоровна, она же Дагмар, датская принцесса, ставшая женой Александра Третьего, на фотографиях едва ли не красивее, чем на портретах!

-10
-11

Когда в 1866 году девятнадцатилетняя Дагмар надолго (думали, навсегда) простилась с Данией, в толпе провожающих стоял Ганс Христиан Андерсен. Всей душой он желал этой девочке счастья - но предчувствовал неладное... А если бы знать наверняка? Отказалась бы Дагмар от своей судьбы?

Мемуаристы в один голос говорят о её весёлом, лёгком характере, об умении располагать к себе людей, о недюжинном уме. А вот о внешности - почти ничего. Дескать - сами видите, фотография уже есть. Разве что подчеркнут небольшой рост - и при этом удивительную пропорциональность, изящество.

-12

Определяющей чертой называли интеллигентность. Понятие относительно новое - но при этом исчерпывающее.

Любопытный факт: отказ от присяги императору рассматривался как уголовное преступление. Но отказ императрицы присягать сыну, Николаю Второму, предпочли сделать государственной тайной. А ведь передавали из уст в уста фразу: "Я знаю своего Ники - он доведёт страну до революции". ОН. ДОВЕДЁТ. А отнюдь не политические партии, которых ещё не было.

И вот такая-то императрица заслужила у снохи прозвище "гневная"! Вероятно, было ей, на что гневаться: ведь решительно никто не заподозрил Марию Фёдоровну в женской ревности, когда её сын женился. Появилась молодая соперница? Но "соперничество" здесь могло быть только во влиянии на государя...

Александра Фёдоровна. Алиса Гессенская.

-13

Внешность безупречна. Придраться не к чему. Неужели придётся согласиться, что красота может быть неприятной? Ведь при всём сочувствии судьбе, невозможно припомнить восхищенных отзывов современников. Черты лица не обсуждали, говорили об общем впечатлении холода.

-14

Неумение располагать к себе для людей, столь высокопоставленных - катастрофа. В более поздние годы замкнутость - отрешённость понятна, но в начале семейной жизни ещё не было никаких несчастий, которые надо скрывать, а невыгодное впечатление было. Насмешила двор, когда предложила дамам "поработать в пользу бедных": вышивать и продавать свои вышивки. Это уже после того, как "бедных" постреляли.

Не совпадаешь со временем, не можешь ответить на его вызовы - и красота не поможет.

Говорят, представления о красоте меняются, и порой радикально? Наверное, все русские императрицы были бы, по меньшей мере, интересными дамами в наши дни, но только внешность Марии Фёдоровны (Дагмар) мне кажется совершенно "вневременной". На все времена.

А вам?