Найти в Дзене
Люди в окнах

«Опен Театр»: премьера спектакля «Театр на тарелке»

Оглавление

Какого вкуса ваша жизнь?

У каждого свой рецепт судьбы: у кого-то он слаще, у кого-то более кислый или горький. Вопрос в том, как каждый справляется со своей судьбой и что выбирает: кривиться от вкуса, находить в нем свою прелесть или менять по собственному желанию. Спектакль «Театр на тарелке» предлагает разные сценарии и делает это в забавной, легкой манере, но на самом деле пьеса трагическая. Салаты, горячие блюда, десерты и напитки переживают личные кризисы и поднимают вечные вопросы в исповедях перед концом. Их финал — это семейное застолье, деловой ужин или праздничный банкет — любое событие, где люди едят. Перед этим блюда размышляют над главными вопросами: зачем они жили и что случится после того, как полубоги, Ложка, Вилка и Нож, отправят их к богам — людям. Эти размышления так напоминают наши, человеческие.

Главная тема спектакля — жизнь, смерть и тотальная неизвестность. Мы не помним, откуда пришли, и не знаем, куда идем. Мы движемся во времени со скоростью ударов нашего сердца, но пункт отправления не помним, а пункт назначения — черная мгла. Более того, мы не знаем смысла этого движения, в свидетельстве о рождении он не указан. Да, есть религии, которые говорят о рае и аде, сансаре и перерождении. Но это лишь предположения и вопрос веры, а наверняка не знает никто. В спектакле блюда гадают, что будет после конца. 13 блюд (именно столько помещается на «тарелке» спектакля) спорят о том, смертны ли «человеки». Непонятна им и судьба полубогов — Вилки, Ложки и Ножа. Если человек для них недосягаем до момента Х, то со столовыми приборами они знакомы ближе — именно этот тройственный союз выполняет роль ангелов или Харона, сопровождая блюда к человеку.

-2

Столовый союз не так прост, он олицетворяет одну из моделей человеческих отношений ― любовный треугольник, а говоря языком психологии — треугольник Карпмана. В начале спектакля Ложка — типичная жертва. Она жена Ножа, который влюблен в свободолюбивую Вилку. Ложечка повсюду следует за сладкой парочкой. Она скандалит, унижается, умоляет и, конечно, страдает. Но однажды все это ей надоедает. Ложка идет на прием к психологу, повару Хачатурычу, затем просит совета у своей соперницы Вилки, а настоящее осознание приходит к ней на сеансе транса, который проводит Магическое Какао. К слову, в процессе сеанса в транс улетают все: и блюда, и столовые приборы, и зрители. После полета Ложка преображается, Нож заново влюбляется в нее, говоря: «Ты опять блестишь, спустя столько лет я снова вижу в тебе свое отражение». Но эти слова не трогают Ложку, и после близости она отвергает Ножа. Роли меняются: вчерашний Казанова становится жертвой.

Любовные перипетии перетасовываются монологами блюд, которые заканчиваются той самой переправой в мир иной. Переживания еды и напитков делают чувства участников треугольника более объемными и дают подсказки о том, как ответить на главный вопрос спектакля «Зачем мы живем?». Ответ блюд: ради чувственных ощущений, вкусов, запахов, эмоциональных переживаний. Если ты чувствуешь вкус блюда, вкус жизни, значит, ты жив.

Как рождаются монологи

Вы тянете одну бумажку. На ней написано «борщ». Тянете вторую — «детектив». Теперь вам нужно выйти в центр зала и разыграть актерскую импровизацию под названием «Рецепт борща в жанре детектива». Это упражнение участникам курса «Семь шагов Станиславского» пришлось по душе. Были и рецепты мороженого в форме триллера, и пудинга в виде мелодрамы, и комедийный куриный бульон, и много-много чего еще.

Наблюдая за импровизациями, Катя Максимова, автор и ведущая курса, подумала: «А почему бы не сделать спектакль из монологов блюд?». Но поскольку внимание было сосредоточено на другом спектакле, задумка легла на полочку, где пролежала пять лет. Этой весной настало время достать идею и превратить ее в спектакль. Актеры «Опен Театра» получили свои бумажки и написали монологи. Это особенность театра — у спектаклей не один, не два, а много авторов. Так, сначала родился спектакль «Вещие вещи», а теперь и «Театр на тарелке». Авторы, они же исполнители монологов, приносят Кате тексты, которые потом оживают в сценах, перетекают из одного в другой, рождая полотно спектакля.

-4

Кто придумал оливье? Когда родился плов? А «Кровавая Мэри»? Через что прошли блюда и напитки, как они определяют свою идентичность? С какими кризисами сталкиваются? Эти вопросы наталкивают на определенный сюжет, в котором заложен рисунок судьбы. Говорим о блюдах, но имеем в виду человеческие судьбы.

«Вещие вещи» были первой ступенькой. Задумка похожая, но разница в том, что в «Театре на тарелке» больше слоев: больше реквизита, перевоплощений, технических решений, костюмов и общих сцен, а закадровые голоса выходят на сцену, к зрителю. Это настоящий спектакль, который в будущем хочет выйти за рамки собственного театра и стать пьесой для других больших и малых сцен.

Почему главная мысль спектакля именно такая?

Режиссер спектакля, актриса, сценарист и по совместительству астролог Катя Максимова говорит, что чувствует боль многих людей: «Мы находимся в амнезии, не помним, откуда пришли, и не знаем, куда идем. Это вызывает тревогу и даже панику».

Люди хотят ответов. Спектакль «Театр на тарелке» предлагает их зрителям, а также актерам.

Придумывая и играя монологи, артисты соприкасаются с вечными вопросами и решают насущные. Например, Ирина Михеева, автор и исполнительница роли Ложки, говорит, что роль дается ей тяжело, она не ассоциирует себя с жертвой, которой ее героиня является большую часть спектакля, ей чуждо мириться с изменой партнера и быть третьей лишней. Анне Соловьевой не близко поведение ее героини, Горячего Мороженого, которая сначала тает от любви, а потом липнет к возлюбленному, чем вызывает его презрение. А вот Юля Ромашкина, наоборот, радовалась роли Дерзкой Утки, которая истерит и истошно орет, ведь в реальной жизни Юлю учили быть удобной и прятать свой взрывной темперамент.

Не для всех актеров мотивация играть в театре — желание поиграть со своей тенью или выпустить подавленную часть. Для кого-то это творческое самовыражение и способ порадовать внутреннего ребенка. Эти взрослые и занятые люди приходят на репетиции, шьют костюмы и мастерят реквизит, потому что им в кайф. Но, кроме удовольствия, есть еще большой труд, дисциплина и ответственность.

-6

Тибетская мудрость гласит, есть три правила счастливой и успешной жизни: желать каждому счастья, выполнять обязательства и доводить начатое до конца. Катя старается придерживаться этих правил и уверена, если однажды идея спектакля легла на полку, то настанет время ее оттуда взять, и если начали репетировать, то нужно дойти до премьеры. И она состоится совсем скоро: 14 сентября (а также 29 сентября) в Мемориальном музее А. Н. Скрябина. В этот день репетиции длиной в полгода, творческие и волевые усилия режиссера и актеров «Опен Театра» превратятся в таинство действия. Приходите насладиться результатами сотворчества, ответить на вечные вопросы, найти себя в монологах блюд и историях столовых приборов.