Финальная часть в моём знакомстве с восхитительным историком искусства Петром Гнедичем.
📖 «Искусство Средних веков»
📚 «Всеобщая история искусств»
👤 Петр Гнедич
📜 Интересна ли современному человеку история искусства, написанная почти полтора века назад? Выиграет ли сегодня издатель, предложив читателям эту книгу? Да, если автор «Всеобщей истории искусств» П.П. Гнедич. Прочтите текст на любой странице, всмотритесь в восстановленные гравюры и признайте: лучше об искусстве и не скажешь. В книге нет скучного перечисления артефактов с описанием их стилистических особенностей. В книге нет строгого хронометража. Однако в ней присутствуют – увлеченный рассказ автора о предмете исследования, влюбленность в его детали, совершенное владение ритмом повествования и умелое обращение к визуальному ряду. Познакомившись с трудом П.П. Гнедича однажды, читатель навсегда останется инфицирован искусством, по мнению современных издателей, это одна из прекрасных инфекций.
Всё ещё странная аннотация от АСТ. И претензии к изданию остаются те же, что были у Античности. Но, как я прочла в единственной рецензии на LiveLib, отсюда вырезана какая-то часть текста. Грустно, но имеем, что имеем.
Несмотря на то, что эта часть вторая по счёту, так уж вышло, что я читала её в последнюю очередь. И она сильно отличается от Античности и Возрождения.
Во-первых, те две совпали с моими ожиданиями. Средневековье же им не соответствует. Я думала, что там будет много про готический стиль, про то, как были устроены замки, про одежду, чуму и все вот эти вот атрибуты средневековья. И думала, что будет немного о том, почему после богоподобной Античности мы получили то, что получили. В общем, всё то, о чем обычно рассказывают на уроках в школе или на культурологии.
Но здесь идёт упор на религию, историю, на взаимодействие религий: язычества на христианство и мусульманство, христианства на мусульманство и наоборот. Это касается и культуры, и архитектуры. Очень много времени уделено именно религиозной составляющей: иконам, храмам, мечетям и т.д. Про остальное сказано не так много.
На самом деле, это очень интересно и напоминает, что, несмотря на какие-то различия, мы все один народ: всего лишь люди. В тексте этого не было сказано, это мои выводы.
Во-вторых, это самая жестокая из всех трёх частей. Здесь есть и не самые приятные подробности. Описаны они хоть и бегло, но зато метко. Ну что поделать, время само по себе не радужное.
Язык Гнедича всё ещё узнаваем и стоит вашего внимания. Однако он далеко не во всём тексте такой поэтичный, как в остальных частях.
Ещё здесь очень много внимания уделяется культуре Руси. Эта часть самая большая.
От меня:
⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐/10
Конечно же, рекомендую к прочтению. И желательно все части подряд, а не в том странном порядке, в каком их читала я. Хотя и не откажусь от цельной версии «Всеобщей истории искусств» в своей коллекции.
На этом у меня всё ✨