Найти тему

Зрительная гимнастика в системе работы педагога

Автор Н. А. Алексенцева — учитель-дефектолог МКДОУ д/с № 229, г. Новокузнецк Кемеровской обл.

За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Помимо врожденных отклонений, отмечается увеличение числа хронических заболеваний различных органов и систем. Особое место в детской патологии занимают различные виды нарушения зрения, которые могут привести к полной слепоте, остаточному зрению, слабовидению или отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы.

В настоящее время значительную часть в структуре глазной патологии занимают аномалии рефракции: близорукость, дальнозоркость, астигматизм. Помимо этого, многие дошкольники страдают косоглазием, амблиопией и многими другими видами нарушения зрения.

Одними из требований при организации коррекционно-педагогического процесса в специальном ДОУ являются строгое соблюдение охранительного режима и проведение мероприятий, связанных не только с лечением, укреплением и восстановлением зрительных функций, но и с профилактикой зрительных нарушений — неотъемлемой составляющей коррекционно-педагогической деятельности в образовательном процессе детей с нарушениями зрения.

К профилактическим мероприятиям, предотвращающим прогрессирование нарушений зрения, относятся:

— соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;

— использование наглядных пособий, методических учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;

— чередование занятий детей с отдыхом;

— проведение гимнастик для глаз в детском саду и дома;

— контроль за правильной позой детей во время занятий;

— организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе;

— активное и гармоничное физическое развитие детей;

— организация рационального питания и витаминизации;

— исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна

По мнению Г. Г. Демирчогляна, педагоги могут и должны сделать все возможное для нормального развития детского зрения. В программе Л. И. Плаксиной наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья предусмотрены упражнения для глаз, направленные на преодоление зрительных нарушений, развитие зрительной ориентации, снятие зрительного утомления, совершенствование центрального и периферического зрения.

Зрительная гимнастика — это часть коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения зрения. Состоянием глазных мышц во многом определяется зрительная работоспособность. Поэтому зрительная гимнастика эффективна в случае ее регулярного проведения с учетом нарушенных зрительных функций и под обязательным наблюдением врача-офтальмолога. Офтальмологами доказано положительное влияние физкультминуток на состояние органа зрения и формирование рефракции глаз у детей, при котором улучшается мозговое кровообращение и укрепляется склера глаза.

Цель зрительной гимнастики — включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот — расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

Зрительная гимнастика оказывает положительное влияние на общее психоэмоциональное состояние ребенка, повышает его работоспособность, снимает зрительное напряжение, обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает концентрацию и координацию движений глаз, что особенно важно для детей с косоглазием и амблиопией.

Гимнастику глаз проводят постоянно со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах несколько раз в течение дня — от 3 до 5 минут. Упражнения для глаз одинаковы для всех возрастных групп, но дозировка должна постепенно увеличиваться в старшем дошкольном возрасте.

Рекомендуются следующие упражнения для зрительной гимнастики (двигаются только глаза, голова неподвижна):

— вправо-влево;

— вверх-вниз;

— далеко — близко (удалять и приближать предмет);

— по кругу — слева направо;

— по диагонали — снизу вверх;

— по диагонали — сверху вниз.

В целях охраны зрения непрерывная продолжительность зрительного анализатора должна быть регламентирована. Гимнастика для глаз или отдельные упражнения из комплекса физкультминутки проводятся на занятиях и связанны со зрительным напряжением, на 10—11-й минуте в течение 2—3 минут. На 14—17-й минуте занятия — физкультминутка для снятия мышечного напряжения в течение 3 минут. Если первая половина занятия не связана со зрительной нагрузкой, например, на занятиях по развитию речи (чтение, рассказывание), то на 11—13-й минуте занятия проводится физкультминутка для мышечного расслабления, а на 17—18-й минуте — упражнения для глаз.

В комплекс зрительной гимнастики включаются также упражнения на улучшение и укрепление аккомодации для детей с расходящимся косоглазием, а для детей со сходящимся косоглазием — упражнения на расслабление конвергенции, улучшение кровообращения и циркуляции глазной жидкости, на укрепление глазодвигательных мышц, для снятия зрительного утомления, на совершенствование центрального и периферического зрения.

Условия проведения зрительной гимнастики

  1. Фиксированное положение головы: дети стоят, стараясь не поворачивать головы; дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони; дети лежат на ковре, руки за головой. Фиксированное положение головы необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы: если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.
  2. Длительность проведения зрительной гимнастики — 2—3 минуты в младшей и средней группах, 4—5 минут — в старших группах.
  3. Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объемом интеллектуального напряжения, объемом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а также видом занятия.

Применяются разные варианты использования зрительных гимнастик: со стихами, опорой на схему, сигнальными метками, индивидуальными, настенными и потолочными офтальмотренажерами, а также с использованием электронных зрительных гимнастик.

Для более четкого восприятия упражнений для глаз применяются стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения — сосредоточивание взгляда на предмете, перевод с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действия рук, последовательное прослеживание, зрительную ориентировку в окружающем пространстве.

Индивидуальные офтальмотренажеры, «держалки». Поместив в них сюжетные или предметные картинки по лексическим темам, картинки с заданиями, воспитатель плавно передвигается по комнате, то удаляя, то приближая к детям демонстрируемый материал, тем самым создавая дополнительную активность для всех групп глазных мышц.

Упражнения с сигнальными метками. В различных участках комнаты, в пределах которой проходят занятия, на потолке фиксируются (либо подвешиваются) привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Располагать сетки рекомендуем в разноудаленных участках комнаты, например в четырех углах потолка. Игрушки (картинки) целесообразно подбирать с таким расчетом, чтобы вместе они составили единый зрительно-игровой сюжет, например, из известной сказки. Один раз в две недели сюжеты рекомендуем заменять на новые. Для повышения эффективности упражнений по активизации чувства координации и равновесия рекомендуем выполнять их только в положении стоя.

Потолочные офтальмотренажеры — это своего рода траектории, по которым дети «бегают» глазами, при этом движения глаз должны сочетаться с движением головы, туловища. Упражнения выполняются коллективно и только стоя. Каждая траектория отличается по цвету, это делает схему яркой, привлекает внимание детей (офтальмотренажер большого размера рисуют на потолке). Дети, фиксируя взором траектории (то есть с постоянно поднятой головой), вначале учатся «обходить» схемы-траектории, а затем «обегать» их.

Настенные офтальмотренажеры представлены в виде схем, размещаются на стене напротив лица. Упражнения заключаются в поочередном обведении указательным пальцем траекторий с одновременным слежением за ним органом зрения.

Одним из новейших вариантов использования зрительных гимнастик является электронная физкультминутка. Ее цель — сохранение зрения, снятие зрительного напряжения. Система упражнений, представленная в виде презентаций, сохраняет зрение, способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции. Методика проведения электронной физкультминутки проста в использовании. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя). Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании объектов моргают глазками.

Общие правила выполнения тренировочных упражнений для глаз

  1. Упражнения лучше всего начинать с простых движений, постепенно увеличивая их сложность и скорость.
  2. Никогда не предпринимайте усилий увидеть объект кроме как в упражнениях, где это особо оговорено. Помните, что вы можете усилием временно улучшить зрение, однако частое и длительное напряжение глаз приводит к окончательному снижению зрения.
  3. При выполнении упражнений следует помнить о том, что работающие мышцы интенсивно поглощают кислород. Восстановление утомленной мышцы до нормы возможно только при условии достаточного поступления кислорода к тканям мышцы. Поэтому во время выполнения упражнений необходимо глубоко дышать.
  4. Глаз должен быть в постоянном движении — так предусмотрено природой. Движения предпочтительнее, нежели фиксированное напряжение, но периодическое расслабление тоже важно.
  5. Практически во всех упражнениях нужно моргать. Не забывайте об этом!
  6. Во время выполнения упражнений (если это особо не оговорено) обязательно снимайте очки. Помните, что обычно люди, не носящие очки, улучшают свое зрение значительно быстрее и эффективнее. Поэтому старайтесь либо исключить ношение очков, либо уменьшить время их ношения. Кроме того, по мере улучшения зрения своевременно меняйте очки на более слабые. Конечно, не всем людям удается избавиться от очков, но все получают большую или меньшую пользу от упражнений.
  7. Необходимо:

— сидеть (стоять) прямо, не напрягаться, расслабить плечи и опустить их;

— сосредоточить все внимание на глазах;

— после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть.

  1. Ваше правило — делать упражнения понемногу, но чаще. При этом помните, что задача заключается не в исполнении формальной тренировки (как это практикуется в спорте), а в превращении упражнений в привычки.
  2. Если один глаз сильнее, чем другой, то дайте более слабому глазу больше работы при помощи прикрытия более сильного глаза. При использовании предметов для зрительной гимнастики показ осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким, не очень большим. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впередисидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные располагаются дальше.

Для гимнастики глаз можно использовать индивидуальные мелкие предметы и проводить ее по словесным указаниям: посмотрели вверх-вниз и т. д. Необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию.

Таким образом, зрительная гимнастика является обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, которая:

— обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза;

— повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов;

— укрепляет мышцы век;

— снимает переутомление зрительного аппарата;

— развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах, совершенствуя координацию движений глаз при периферийном обзоре;

— корректирует функциональные дефекты зрения.

Опыт работы позволил отметить, что профилактика глазных заболеваний, основанная на специальных двигательных упражнениях для зрительного прослеживания с применением специальных тренажеров, является эффективной и неотъемлемой частью коррекционно-воспитательного процесса. Использование зрительной гимнастики в комплексе с другими профилактическими и оздоровительными мероприятиями по снятию зрительного напряжения и укреплению зрительных функций детей обеспечивает сохранение и нормализацию зрения, а также предупреждение прогрессирования нарушения зрения.

Источники

  1. Демирчоглян Г., Демирчоглян А. Улучшаем зрение. — М.: Эксмо, 2013.
  2. Демирчоглян Г. Ф., Якулин В. И. Гимнастика для глаз. — М.: Эксмо, 2013.
  3. Дубровский В. И. Лечебная физическая культура. — М.: Владос, 2013.
  4. Дубровский В. И. Лечебный массаж. — М.: Владос, 2013.
  5. Ковалевский Е. И. Детская офтальмология. — М.: Медицина, 2013.
  6. Моторина Л. Организация здоровьесберегающей деятельности // Воспитание школьников. — 2010. — № 10. — С. 33.
  7. Плаксина Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения. — М.: РАОИКП, 2012.