Алексей Костин, орнитолог заповедника "Калужские засеки"
Фото: из архива заповедника "Калужские засеки"
«К отряду журавлеобразных относится многочисленная (около 200 видов) группа птиц со сложной и местами противоречивой таксономией. За миллионы лет эволюции представители древней группы разошлись очень далеко, многие ископаемые формы неизвестны, а потому установить степень родства этих очень разных птиц не всегда удается. Но эти сложности «генеалогических отношений» касаются, в основном, представителей экзотических подотрядов и надсемейств, обитающих в тропиках. В России с этим попроще. В настоящее время на территории нашей страны встречается 23 вида журавлеобразных, относящихся к 3 семействам. Из них 12 обитает в ее Европейской части, а в средней полосе – всего 8 видов.
В «Калужских засеках» и их ближайших окрестностях обитает 7 видов журавлеобразных, относящихся к двум семействам: журавлиных Gruidae и пастушковых Rallidae.
Самый крупный, заметный и известный среди них – серый журавль Grus grus. Эту крупную голенастую птицу характерного журавлиного облика – с длинной шеей и широкими крыльями, с развитыми украшающими перьями у основания крыла и мощным трубным голосом знает каждый. Вес взрослого серого журавля достигает 6 кг, размах крыльев – чуть более 2 метров. В отличие от цапель, журавли в полете никогда не складывают шею, поэтому спутать этих птиц трудно. В Евразии этот вид распространен очень широко, от лесотундры до степи и от средней Европы и Скандинавии до Восточной Сибири.
Селится серый журавль во влажных местообитаниях. В лесотундре и северной части лесной зоны основные места их гнездования – сфагновые болота. Южнее обитают на переходных и низовых ивняково-тростниковых болотах. Лесной ландшафт журавлей не пугает: многие пары гнездятся в редкостойных заболоченных пойменных ольшаниках, в сырых березняках, изобилующих заросшими тростником и вейником полянами.
Сегодня в Европейской России серый журавль редок. Слишком большой урон нанесло его популяции мелиорация, применение пестицидов и отравленной приманки для грызунов в агроценозах. По-разному складывается их судьба и на зимовках. Если в Южной Европе для птиц создаются резерваты, а в Израиле орнитологи работают в контакте с авиадиспетчерами, корректирующими график полетов в зависимости от активности журавлиных стай, то в некоторых азиатских странах наши журавли – объект интенсивной хищнической охоты. В настоящее время происходит постепенное восстановление численности серого журавля в Нечерноземье, но он по-прежнему занесен во многие областные Красные книги, в т.ч. – и в Калужскую.
Прилетают журавли с зимовок рано: на юге лесной зоны – в конце марта – первых числах апреля. Едва начинают протаивать поля и поймы рек, в лесу и на моховых болотах еще полно снега, а журавли уже появляются в местах гнездования. При этом пролет более северных популяций продолжается еще долго, до конца апреля. Иногда удается наблюдать очень интересное явление, называемое «танцами» журавлей. Птицы расхаживают по земле, подпрыгивая, взмахивая крыльями и принимая причудливые позы. Количество «исполнителей» может быть разным, от одиночной птицы до стаи. Отдельные элементы танцев используются журавлями при ухаживании, но сам этот процесс, скорее всего, используется птицами как антистрессовое поведение.
Серый журавль – моногам, как и другие родственные виды. Пары соединяются надолго; часто при гибели одного из партнеров исчезает и гнездовой участок. Гнездо – крупную, порядка 70 см в диаметре платформу из травы, журавли строят в хорошо укрытых растительностью местах, на кочках; иногда – прямо на мелководье. Гнездование – очень уязвимый период в жизни журавлей: они тяжело переносят беспокойство со стороны человека, и при обнаружении гнезда могут не только бросить его вместе с кладкой, но и вообще покинуть опасное место. Поэтому даже специалисты, изучающие журавлей, стараются не тревожить их в этот период. Заблаговременно обнаружив приближение опасности, журавль очень скрытно, пригибаясь к земле, почти «ползком» старается отойти от гнезда на безопасное расстояние и уже там начинает привлекать к себе внимание человека или наземного хищника, вытягиваясь на длинных ногах и распуская крылья. Впрочем, конец апреля – начало июня – не самое популярное время для прогулок по полным воды комариным болотам, и это отчасти спасает кладки журавлей. Но, наткнувшись в это время на гнездо или привлекающих ваше внимание птиц, надо немедленно уходить, если, конечно, вы не хотите их гибели.
Очень интересная черта поведения в этот период, позволяющая орнитологам учитывать журавлей, не беспокоя – парный крик самца и самки на утренней и вечерней зорях. Птицы кричат одновременно, в лад, отчего этот крик называется унисональным. Регистрируя эти крики, можно сказать, сколько журавлиных пар поселилось в этом году в болотном массиве.
В кладке у серого журавля 2 яйца. В отличие от близкого родственника, вымирающего белого журавля стерха, у серого в нормальных условиях выживают оба птенца, способных покинуть гнездо вскоре после вылупления. Родители уводят выводок на более кормные и сухие места в лугах и на болотных гривах. Журавлята в это время покрыты рыжим пухом и похожи на очаровательные мягкие игрушки.
Журавли, в отличие от похожих на них внешне цапель, преимущественно растительноядны. Семена, ягоды, цветки, вегетативные части растений составляют их основной рацион. Реже употребляют они животную пищу – мелких грызунов, ящериц, моллюсков, насекомых.
С подъемом на крыло подросших птенцов начинается предосенний период в жизни журавлей. Семьи вылетают на кормежку на поля, постепенно объединяются с соседями. К концу августа – началу сентября происходит формирование массовых предотлетных скоплений серых журавлей. В определенные, десятилетиями существующие пункты, журавли собираются со значительных территорий. Численность их в таких скоплениях достигает сотен и тысяч птиц. Одно из самых известных мест таких скоплений – массивы полей и болот под подмосковным Талдомом, где для их охраны был создан заказник «Журавлиная родина». Здесь журавли кормятся, набираются сил перед отлетом, а с середины сентября отправляются на зимовки: на юг Испании, в северную Африку, Израиль, Иран. Захватывающее и величественное зрелище представляет собой осенью выстраивание в воздухе большой пролетной стаи, поднявшейся с земли после отдыха. Птицы долго хаотически кружат, как комары-толкунцы, над лугом или полем, постепенно поднимаясь все выше. Но вот кто-то из них поймал конвективные токи воздуха, облегчающие полет. От стаи, выстроившись клином, отделяется группа из 5-6 журавлей и начинает поступательное движение. К ним подстраиваются все новые и новые птицы; в том же воздушном потоке формируются еще несколько клиньев – и наконец вся стая, с курлыканьем, продолжает свой путь на юг…
В заповеднике подходящих для размножения журавлей мест немного. Три - четыре пары ежегодно держатся у его границы, на болотах и сырых лугах поймы Вытебети. Некоторые из них успешно гнездятся. Рост в заповеднике численности бобров, отмечавшийся в последние десятилетия, помог журавлям заселить и подтопленные зверями поймы малых рек и ручьев – Машка, Кабанихи и Нагинского.
Остальные виды журавлеобразных в авифауне заповедника – представители семейства пастушковых. Это небольшие птицы покровительственной или темной окраски, обитающие в околоводных или луговых биотопах. На глаза человеку пастушковые попадаются редко. Во-первых, держатся они среди густых зарослей травянистой растительности, а во-вторых – тяготеют к сумеречному или ночному образу жизни. Самый обычный и известный среди них – коростель Crex crex. Каждый, кто бывал в сельской местности в конце весны – начале лета наверняка слышал голос этой птицы: размеренное, бесконечно повторяющееся «крэкс-крэкс». Благодаря этому брачному крику самцов коростель и получил свое латинское название. С зимовок, которые расположены в Африке, коростели прилетают одними из последних, в начале мая, когда начинает подниматься молодая трава. Наиболее характерные местообитания коростеля – луга, точнее – участки высокотравья. К соседству с человеком коростель относится толерантнее многих других птиц, поэтому услышать его можно и по заросшим межам огородов, и на улице малонаселенной деревни, и даже в городских зеленых зонах. Благодаря характерной для пастушков прогонистой форме тела и сильным лапам с длинными пальцами, коростель с непостижимой скоростью передвигается среди густой травы. А вот на крыло поднимается в исключительных случаях. Но даже застигнутая человеком или собакой врасплох птица отлетает недалеко. Часто взмахивая короткими крыльями, нелепо свесив лапы, коростель, над самой травой, пролетает обычно всего несколько метров, а дальше предпочитает спасаться пешком.
В конце июня – начале июля вокальная активность коростелей прекращается; наступает время птенцов. Кладки большие: до 12 яиц. Птенцы, покрытые, как и у других пастушковых, густым черным пухом, почти сразу начинают следовать за самкой. Питаются эти птицы, в основном, мелкими животными, но семена дикоросов также входят в их рацион. В заповеднике коростель – самый обычный вид журавлеобразных. Голоса токующих самцов часто можно услышать июньским ночами по лесным опушкам, на полянах, на пойменных лугах. Уже с августа у коростелей начинается отлет. Мигрируют птицы незаметно: поодиночке, и тоже ночью. Последние птицы исчезают в конце сентября.
Гораздо реже коростеля в заповеднике встречается пастушок Rallus aquaticus. И размером (с крупного дрозда), и формой тела, эти виды похожи. Отличается пастушок более длинным клювом и средой обитания. Встречается он на сильно заросших водоемах – с растительным ковром по поверхности воды и илистыми отмелями, окруженных стеной из тростника и рогоза. Таких биотопов по границе заповедника очень мало, и пастушок в них отмечается не каждый год. Занесен в Красную книгу Калужской области. На глаза птица попадается очень редко; чаще о ее присутствии можно узнать по голосу, напоминающему взвизгивание поросенка. Пастушок – моногам, свои гнезда пары устраивают среди тростниковых крепей, часто над самой водой. В кладке около 10 яиц. Птенцы выводкового типа, черные и длинноклювые, как коростелята. О выводке заботятся оба родителя, которые сопровождают птенцов в тростниковых джунглях и по мелководьям, где птенцы учатся добывать насекомых, моллюсков и лягушат.
Отлет пастушков происходит в ночное время, как и у других представителей семейства. В отличие от коростеля, зимуют пастушки обычно в зоне мягких зим: в Прикаспии, Причерноморье и на юге Европы.
Еще два представителя пастушковых относятся к одному роду: обыкновенный погоныш Porzana porzana и малый погоныш Porzana parva. Погоныш – немногочисленный, но довольно обычный вид; малый погоныш редок и занесен в Красную книгу Калужской области. Своим названием этот род обязан брачному крику обыкновенного погоныша – хлесткому повторяющемуся свисту «уить, уить», напоминающему свист кнута. Оба вида очень похожи: пропорциями тела напоминают коростеля, окраску имеют защитно-пеструю, со светлыми поперечными полосами на брюхе и подхвостье. Местообитания их тоже сходны: сырые луга, травянистая растительность у водоемов, низовые болота. Малый погоныш чаще селится в более влажных биотопах. Как и коростель, оба погоныша относятся к поздним мигрантам, появляясь в местах гнездования уже в мае. Токовая активность самцов максимальна в вечернее и ночное время. По голосу эти виды хорошо отличаются: брачная «песня» малого погоныша звучит, как повторяющееся «квэк», которое в разгар тока превращается в сливающуюся трель. Погоныши – моногамы, насиживают кладку из 6 – 12 яиц и водят птенцов оба партнера. Обыкновенный погоныш регулярно встречается в «Калужских засеках в пойме Вытебети и на бобровых водоемах в лесу. Малый погоныш отмечался значительно реже: в последний раз токующего самца слышали близ д. Ягодное в 2013 году.
На стоячих водоемах охранной зоны и внутри заповедника живет камышница Gallinula chloropus. Эта птица крупнее, чем коростель, пастушок и погоныши, размером с голубя. Скромный в целом черно-бурый цвет оперения дополняют желто-красный клюв с красной бляшкой на лбу, белые подхвостье и полоска на боку и длинные зеленые лапы. В отличие от коростеля, и даже погонышей, камышница – настоящая околоводная птица, способная подолгу плавать. Длинные пальцы позволяют ей свободно бродить по ковру надводной растительности. Не менее уверенно камышницы себя чувствуют и в зарослях тростника, рогоза и подтопленных ивовых кустов. Здесь, на тростниковых заломах и кочках, камышницы и гнездятся. Особенности размножения похожи на других пастушковых. Большую активность камышницы проявляют на зорях и в темное время суток, но очень часто их можно видеть и днем. Птицы очень «разговорчивы», диапазон их позывок очень широк и трудно передаваем. Некоторые сигналы камышниц, доносящиеся из приозерных зарослей, вполне могли когда-то восприниматься, как голоса кикимор и водяных.
Последний вид пастушковых «Калужских засек» - лысуха Fulica atra. Это самый крупный, размером с небольшую утку, представитель семейства. От всех остальных птиц лысуха отличается черной окраской оперения и белыми клювом и бляшкой на лбу. Экологически – это настоящая водоплавающая птица. На лапах у лысух имеются фестончатые выросты, как у поганок, которые позволяют им грести при плавании.
Селятся лысухи на мелководных водоемах, поросших по берегам тростником, рогозом и ивняком. На собственно заповедной территории подходящих для лысухи местообитаний нет. Встречаются они на самой границе засечного леса – на пойменном водоеме у д. Ягодное. К площади акватории лысуха более требовательна, чем близкая ей камышница, поэтому несколько пар этого вида гнездятся здесь только в наиболее многоводные годы. Свои довольно крупные гнезда из растительной ветоши лысухи устраивают в зарослях недалеко от воды. В кладках 7-12 яиц. Лысушата питаются в основном водными беспозвоночными, тогда как взрослые птицы в большей степени растительноядны. Окрестности заповедника лысухи покидают довольно рано, после подъема молодых на крыло; но отлет их из Нечерноземья продолжается до глубокой осени. Массовые зимовки лысух располагаются на Каспийском, Чёрном и Средиземном морях».