Найти тему

Что такое настоящий кавер?

Юлия Кантонистова / вокальный тренер, музыкант, саунд-продюсер. Москва / Лондон
Юлия Кантонистова / вокальный тренер, музыкант, саунд-продюсер. Москва / Лондон

Очень многие думают, что кавер - это когда взял минус и спел на него своим голосом. Это не совсем так.

Конечно, петь с минусом из интернета для тренировки и отработки пения - это вполне полезная вещь. И еще здорово петь караоке с друзьями на те же самые минусы. Да и выступить на вечеринке с друзьями с "минусовкой из интернета" - почему бы и нет.

Однако кавером назвать песню, спетую на минус из интернета, нельзя. Смотрите почему.

Для того чтобы называться кавером, необходимо свое видение уже известной композиции. Свой подход к песне. Авторский. Именно ваш, ваша сущность должна быть в этой песне. Ваша душа, если хотите.

И пение - это лишь один из элементов песни. Точно такую же половину, а то и больше занимает аранжировка.

Аранжировка - это то, какие партии инструментов играют в треке, как они организованы. Какому стилю они соответствуют, какому времени. Есть ли там барабаны, перкуссия, или аранжировка более спокойная и широкая в пространстве. А может быть она танцевальная и выглядит как ремикс сделанный диджеем. А может быть она вообще принадлежит какому-то конкретному стилю, например акустическая гитара в испанском стиле или острое электронное пианино как у Стиви Уандера. Или может это диско из 80-х с партиями струнных и открытым хэтом. Или вообще старый джаз середины века.

В общем, друзья, вот в этом как раз и кроется смена настроения, смена стиля. Даже не столько в вашем пении, а сколько в том с кем вы поете, с какими музыкантами, как они играют. Вся группа, все музыканты - все меняется. Вот тогда это кавер.

Пение на ту же саму аранжировку, взятую из интернета - это хороший способ для занятий, обучения, выступления в кругу друзей, развлечения, караоке. Но это не кавер. В кавере должна должна быть авторская реаранжировка. Это другой образ не только вокалиста, но и всей песни.

И конечно, кавер должен делаться с уважением к автору песни, указанием автора и внутренней благодарностью. Так как тут мы применяем музыку и слова, которые не наши. И мы одалживаем славу и труд другого человека.

Вот об этом, кстати, многие забывают. А вот вы представьте на момент, что вы написали песню, записали инструменты, сделали аранжировку, она ваша. И тут под нее начинает петь какой-то другой человек.

И не так чтобы он ее видит иначе и по-своему. А просто берет ваш же трек с вашими инструментами и своим голосом поет поверх них, как будто это вы. И выпускает под своим именем и пишет “кавер”.

Ощущения так себе. Поэтому каверы просто так не выпустишь. Необходимо разрешение артиста. Ну или если дело происходит в YouTube к примеру, то там кавер-артист лишается монетизации и она вся идет артисту оригинальной песни. Что очень хорошее решение, на мой взгляд, так как таким образом и артист оригинальной песни в плюсе и у других артистов есть возможость петь песни других людей.

Как же именно можно переделать аранжировку для кавера, чтобы песня обрела новое ощущение? Вот вам несколько интересных способов:

  1. Изменить темп. Медленную композицию сделать быстрой. А быструю медленной. Первым случаем часто руководствуются диджеи, делая танцевальные ремиксы из практически любой медленной песни. Второй вариант - еще более интересный, не всегда простой и часто неожиданный для слушателя. Просто так изменить темп, не меняя остального тоже можно, но выглядеть может странно. Обычно если мы меняем темп, то и партии инструментов тоже становятся другими. Да и петь захочется тоже иначе. Темп сильно влияет на стиль.
  2. Изменить тональность. Это еще и здорово не просто ради смены тональности, а для того, чтобы именно ваш голос раскрылся и показал новые краски. Можно даже слегка поэкстримить. Например спеть известную песню, которая поется наверху - очень сильно внизу. А почему бы и нет. Сильная смена тональности это всегда очень заметный и интересный шаг в реаранжировке песни. Она начинает звучать совершенно иначе.
  3. Сменить барабанный рисунок. Иногда можно даже не трогать другие партии и оставить их примерно такими же. Похожими, но совершенно поменять линию перкуссии. Бабабаны могут создать и другой грув, и другой стиль, и другое ощущение драйва. Пение тоже захочет смениться если мы изменим линию барабанов.
  4. Поменять один инструмент на другой. Если песня поется под гитару, спеть ее под пианино или наоборот. Это один из самых простых но очень действенных методов реаранжировки песни.
  5. Сменить стилистику полностью. Помните, не так давно было модно перепевать все популярные современный песни в джазовой аранжировке? Ну а почему бы и не спеть песню Леди Гаги как джазовый стандарт? Или почему бы не сделать из песни Эда Ширана - рок. Мне кажется будет здорово. А песню Виктора Цоя спеть как красивую босса-нову в португальском стиле.
  6. Добавить бэк-вокал. Спеть несколько голосов в некоторых местах песни к главному голосу. Сделать "пачки голосов", может быть без текста, а совершенно в свободном таком импровизационном формате. Такое обрамление всегда приносит новое дыхание в песню.
  7. Сделать регармонизацию. То есть сменить гармонию песни. Иногда это может быть просто смена вида аккордов. А иногда и смена самой басовой гармонической линии. Это не так сложно, если понимать основы теории музыки. Можно просто элементарно добавить что-то одно, не усложняя. Например некоторые обычные аккорды в песне сменить на септаккорды.

С другой аранжировкой вы и петь будете иначе, появится совершенно другое пространство и ваш голос будет расположен к другому стилю и восприятию.

Вот здесь на видео два кавера, сделанные мной. На одном из них я пою красивейшею песню британской певицы Джорджи Смит, а на втором песню Уикенда и Арианы Гранде. Темпы и тональности я оставила те же. А вот инструментальный ряд я полностью поменяла и добавила свой бэк-вокал. Также я делаю смену аккордов и иногда гармонии. Меняю сами аккорды. И во втором видео вы увидите как я вышла за пределы лада, из минора в мажор в двух моментах. Такие ладовые изменения необычны, но так заманчиво красиво звучат!

Когда я делала аранжировку, я отнеслась к ней как к совершенно другой песне. Задавая себе вопрос, а что если бы эту песню аранжировала бы я? Как я бы ее сделала? Как она звучит в моей голове?

Ну и у меня есть один из моих любимых подходов в продакшене каверов, который я очень люблю. Я сначала пою песню на обычное караоке, а потом убираю караоке и создаю под свой уже спетый и записанный голос новый трек, где партии словно подстраиваются под вокал, перекликаются с ним и оттеняют его. Так я всегда записываю пианино, словно я пианист, играющий под певицу - саму себя. Это очень интересный опыт, друзья.

Можно делать все наоборот, или и так и так - да как угодно. Можно вообще находить какие-то очень необычные решения. Почему бы и нет. Музыка - это прежде всего свобода. Свобода мышления, комбинации и проявления себя.

Наверное, многие могут подумать, ох как это сложно все. Но нет, друзья. Начинается все с того, что мы просто берем и поем вместе с оригиналом, а потом с минусом, а потом ищем альтернативные варианты.

Если нет возможности писать аранжировки и пока вы не готовы этому учиться, можно очень здорово посотрудничать с другими музыкантами, инструменталистами, продюсерами. В этом ведь так много и удовольствия и смысла - делать музыку вместе.

Ну и конечно, нужно обладать знаниями, понимать как устроена музыка, чтобы вносить изменения. На самом деле это не так сложно, если начинать с простого и малого, идти шаг за шагом. Начните

Вот подборка моих курсов, которые помогут вам начать делать собственные кавер версии:

Курсы по теории музыки для начинающих с самого нуля:
1.
🟣 Курс “Теория музыки. Базовый”
Этот курс я создала специально для самых начинающих, кто не знаком с логикой музыки и не знает с чего начать. В курсе мы понимаем как устроена музыка и как создается гармония песни.

2. 🔵 Курс “Теория музыки. 2 часть”
Это продолжение базового курса по теории музыки. Тут мы разбираемся раз и навсегда с бемолями и диезами, понимаем тональность, знаки, откуда они берутся и многое другое.

А вот эти два курса помогут вам лучше понимать аккорды, гармонию и начать выстраивать бэк-вокал и вторые голоса к песням:

3. 🟩 Курс “Гармонический слух. Базовый“

4. 🟩 Курс “Гармонический слух. 2 часть“

Отзывы о курсах можно почитать здесь.

Все мои курсы построены как тренажеры, то есть это не просто рассказ, а упражнения для вашего мышления, чтобы создать новую логику понимания в голове, по которой строится музыка и настраивать свой голос на гармонию музыки.

Пишите, друзья, делаете ли вы каверы? Хотели бы делать? Какие сложности есть с этим? Прикрепляйте под видео в комментариях ваши ссылки на каверы, которыми вы хотите поделиться. Будем слушать и учиться вместе.

Приходите в другие соцсети, будем на связи:
🎬 YouTube канал: https://www.youtube.com/@julia.kantonistova
Instagram: https://www.instagram.com/j.kantonistova
Telegram: https://t.me/vocalfitness
🟨🟧🟥 Обучающие курсы вокала:
https://vk.com/market-126235259 / https://t.me/vocal_course

#кавер #аранжировка #музыкальнаяшкола #школавокала #школамузыки