Найти тему
Провинциальные хроники

Начало сентября, а нервы учителей уже на пределе

"Какая-то ненормальная, я бы даже сказала, бешеная гонка: мероприятия, отчёты, документы — валят, валят и валят на учителей. Ведь, казалось бы, всем должно быть понятно, что в таком ненормальном режиме работать нереально," — пишет в чате учитель о начале сентября.

Фото автора
Фото автора

И всё-таки большинство педагогов приспосабливается к этой безумной гонке: вовремя сдаёт отчёты — всё равно они идут "в стол" — сплошная профанация. А зачем идти на конфликт с администрацией? Только неопытные не выдерживают и задаются вопросом об уходе из школы совсем.

Да, ладно бы, отчёты! К ним уже так или иначе можно приспособиться, но нагрузка! Как выдержать работу за двоих, а то и за троих? Как вести всё подряд, становясь предметником широкого профиля? А особенно — как выдержать двойную нагрузку молодому специалисту? Вот и спрашивает она у коллег:

"Помогите, пожалуйста, советом. Я молодой специалист, устроилась в школу. С первого дня чувствую сплошной обман: обещали всего ставку, а по факту в итоге количество часов растет каждый день, да еще и классное руководство дали, от которого я отказывалась, как могла. На просьбы об уменьшении нагрузки администрация не реагирует. Посоветуйте, пожалуйста, как мне быть? Что делать? Уволиться и уйти в другую школу с адекватным количеством часов? Сегодня дали еще ставку психолога сверху. В итоге у меня 28 часов предмета+класс+ставка психолога...

Администрации нужно распределить часы. Учителей по всем школам острая нехватка. Вести по 40 часов в неделю становится для многих нормой. Тут уже не до качества.

А если будет молодой специалист вести 18 часов, то и заработает в провинции не больше 18 тысяч (если не учитывать какие-то доплаты). А как прожить на эти деньги? Если не верите, что есть такие зарплаты, то читайте:

"Но, честно говоря, не знаю, как жить молодым на 19 часов.... Не знаю, где как.... У нас за 19 часов я и буду получать 19 тысяч... Хорошо, что есть пенсия и муж с зарплатой".

Это пишет учитель, у которого уже есть пенсия, а значит и стаж, и опыт, и зарплата в 19 тысяч. Позор!

Поэтому и не ропщут многие — тянут и по 50 часов в две смены, чтобы хоть что-то заработать. Тут же в чате про них пишут коллеги с некоторой долей осуждения:

"Знаю не одного коллегу, у которого 50+ часов. Качество естественно отсутствует, они формально находятся в кабинете, максимум пересказывают параграф".

Легко сказать — "пересказывают параграф". Чтобы выдержать школьную суету, шум перемен и сотни учеников на уроках за день, нужны стальные нервы. И по 40 - 50 часов учителя ведут не от хорошей жизни и не потому, что они такие жадные, а потому что

во-первых, администрация настаивает и категорично, а менять школы не каждый готов;

во-вторых, на любой работе, желательно зарабатывать. И если чиновникам и правительству наплевать на качество образования, то почему рядовой учитель должен брать всю ответственность на себя, взвалив на свои плечи роль подвижника и альтруиста;

в-третьих, лучше вести предмет плохо, чем совсем не вести. А во многих школах именно проблема в нехватке предметников.

Даже известный педагог Макаренко говорил о необходимости свободного времени для учителя. Вот он понимал, что у любого человека есть физический и моральный предел, дальше которого уже нельзя, а специфика учительского труда такова, что он постоянно на пределе своих возможностей, и как при этом работать с полной отдачей?

Фото автора
Фото автора

Отдых и свободное время очень важны и нужны для педагога. Но не для современного учителя, к сожалению, у которого его нет и не ожидается.

А что же всё-таки ответить молодому специалисту? Вполне возможно, что зарплата для неё — не главная цель. Есть же ещё и личная жизнь. Не работать же ей с утра до ночи, не видя света белого!

Например, вот такой обстоятельный совет даёт ей коллега:

1. Всё только с вашего согласия. Пока вы не поставите подпись под документом, никто вас принудить не сможет. Не верьте уговорам и угрозам. Начисление денег невозможно без вашей подписи под нагрузкой. 2. От классного руководства можете отказаться в любой момент. Это не должность, а дополнительные функции. 3. Требуйте документы, просто требуйте. 4. Откажитесь в письменной форме от всего, что не можете потянуть. Берегите себя. 5. Не сможете бороться, уходите именно из этой школы. Найдите более адекватные условия.

Разумеется, учитель будет решать сам. Но её вопрос не оставил равнодушными коллег. Начало учебного года — это период сложный, потому что много отчётности, документации, неувязок с расписанием, недоразумений с учебной и внеучебной нагрузками.

Пока всё утрясётся и придёт в привычное русло, школу будет будоражить. Да и не дождутся покоя учителя — "устаканится" расписание, напишутся программы, сдадутся главные отчёты по классному руководству, так нагрянут школьные, а потом и муниципальные олимпиады. Покой коллегам будет только сниться в хороших снах.

Фото вчерашнего дня. Мои розы. Вдали зеленеет горчица. Взошла.
Фото вчерашнего дня. Мои розы. Вдали зеленеет горчица. Взошла.

Цитаты брала здесь: https://vk.com/profsouz_uchitel

Терпения вам, уважаемые коллеги! Удобного расписания и хорошей зарплаты!
Спасибо за неравнодушие и за внимание!