Весной 2002 года произошла трагедия, которая взбудоражила всю страну. 28 апреля разбился вертолёт Ми-8. На его борту находилась легендарная для нашей новейшей истории личность – генерал Александр Лебедь. Место крушения находится недалеко от озера Ойского, что в Ермаковском районе Красноярского края. Некоторым членам экипажа этого Ми-8 удалось выжить. Но сам Александр Иванович получил несовместимые с жизнью травмы.
Как только новость об этой трагедии облетела всю Россию, сразу же начали рождаться самые различные слухи. Народ искренне недоумевал, как вообще подобное могло произойти и кого винить в гибели уважаемого и любимого многими военачальника. Количество версий его трагического ухода росло как грибы после дождя. Предлагаю остановиться на самых ключевых из них. Но прежде всё же необходимо дать краткую характеристику этой выдающейся военно-политической личности.
Немного биографии
Александр Иванович Лебедь входил в число тех немногочисленных политиков России, проделавших внушительный путь к власти. Будучи кадровым офицером, прошедшим через афганскую войну, он позже осознал, что кроме разрушения способен ещё и строить. И у него действительно это отлично получалось. Благодаря как раз-таки его усилиям удалось не допустить кровавую резню в Приднестровье.
Благодаря его умениям подписанием хасавюртовского соглашения закончилась Первая Чеченская война. В 1996 году Лебедь был одним из кандидатов в президенты нашей страны. За него тогда отдали свои голоса свыше 11 млн. россиян. Однако проиграл эту борьбу Геннадию Зюганову и Борису Ельцину, заняв 3 место. Затем он стал руководителем Совбеза России. А незадолго до произошедшей трагедии был избран губернатором Красноярского края.
Возникает вопрос: за то же конкретно он так полюбился миллионам российских людей? Ответ банален и прост: за его честность, открытость в высказываниях и непременную преданность нашей стране. Да, нередко Александр Иванович позволял себе несколько больше положенного в выражении своих мнений, предавая критике правящую власть. Тем не менее подчас был предельно лаконичен и краток.
Частенько ему приходилось принимать весьма нестандартные решения. Помимо этого, Лебедь никогда не боялся ответственности, которую брал на себя. Не исключено, что как раз-таки эта последняя черта его характера возможно в итоге и сыграла ключевую, трагическую роль в его жизни и судьбе.
Трагические события
В тот роковой день генерал запланировал устроить себе отдых за любимой рыбалкой. Взяв с собой своих заместителей и помощников, он вылетел на вертолёте в сторону Буйбинского перевала. Погода не сулила каких-то проблем. Но когда воздушное судно уже пролетело определённый путь к намеченной цели, вдруг ни с того ни с сего начался сильный туман. А, как известно, Ми-8 не относится к числу «всепогодных» вертолётов.
Когда место трагедии обследовали специалисты, они пришли к выводу, что винт Ми-8 зацепился за ЛЭП и из-за этого рухнул. Возможно, что если бы Александр Иванович занимал другое место в воздушном судне, то могу бы остаться жив, как и некоторые члены экипажа. Но его в буквальном смысле слова раздавило роторным винтом, который оторвался. Однако его смерть не была мгновенной: генерал скончался в больнице Абакана, так и не придя в сознание.
Конечно, тут же начали обсуждать причины крушения вертолёта. Сразу появилась теория, что якобы именно генерал отдала приказ пилоту продолжить полёт, невзирая на ухудшившиеся погодные условия. Ведь всем было известно о том, насколько решителен в своих действиях был Лебедь и какой крутой нрав у него был.
На борту Ми-8 присутствовали и телевизионщики. Им удалось выжить. Согласно их рассказу, пилот Тахир Ахмеров напрочь отказывался лететь. Однако Александр Иванович якобы в традиционной для него приказной форме стоял на своём – полёт должен быть продолжен. Сообщалось также и о излюбленной Лебедем фразе: мол, ответственность за полёт полностью ложится на меня.
В первые несколько дней после трагедии появилась и другая версия, говорящая о том, что якобы экипаж вертолёта просто был не готов к подобному перелёту, намекая на полнейшую расхлябанность и отсутствие должной организованности. Даже карты и те были очень старыми. Ведь как иначе можно было объяснить вдруг появившуюся перед пилотами линию электропередач?
Масла в этот и без того пылающий огонь подлила и выжившая Елена Лопатина. Корреспондентка в открытой форме винила в произошедшей трагедии членов экипажа. Однако ей достаточно быстро ответил тот самый командир лётного состава Тахир Ахмеров. Будучи лётчиком с 30-летним стажем, он авторитетно заявил, что ни в коем случае не поднял бы Ми-8 с земли, если бы чётко видел, что полёт может всерьез угрожать жизни его пассажирам. Более того, он непременно развернул бы судно в обратном направлении, почувствовав неладное с той же погодой, даже несмотря на угрожающие реплики генерала Лебедя.
Не остался в стороне и также ныне покойный Борис Березовский. Его версия – заказное убийство. То есть Александр Иванович сильно мешал власти, уставшей выслушивать из его уст критику в свой адрес. Кстати, сам Борис Абрамович тогда негласно курировал генерала и тащил его к власти, выступив спонсором предвыборной кампании.
Высказывалась версия о взрыве вертолёта с земли путём прикреплённой к его винтам взрывчатки.
Вспомнились и разногласия Лебедя с элитой Красноярского края. Например, его перепалка с Анатолием Быковым, директором местного алюминиевого завода, который посмел высказаться о разочаровании генералом как руководителя региона. И не одному ему в крае не нравился Лебедь. Тем не менее ни следственной комиссии, ни близким друзьям Лебедя так и не удалось выявить тех, кому бы генерал мог «так смертельно мешать».