В прошлом материале я рассказал, как попавший под адские санкции КАМАЗ возрождал свой флагман, магистральный седельный тягач поколения К5, как импортозамещал его прежде закупаемые в недружественных странах узлы и агрегаты, как в настоящее время выглядит технический портрет этого грузовика и в каком темпе сегодня его производят. Теперь мы попробуем ответить на вопрос, как же семейство КАМАЗ К5 развивается в 2024 году и как будет развиваться в ближайшей перспективе. Ведь заводу за счёт грузовых автомобилей этой линейки предстоит не только биться с многочисленным китайскими конкурентами, но и возвращать занятую ими долю на российском рынке.
Следом за флагманом, двухосным седельным тягачом поколения К5, в конце 2023 года КАМАЗ вернул в серийное производство трёх- и четырёхосные шасси и самосвалы повышенной грузоподъёмности семейства КАМАЗ-6595 с менее высокими и широкими кабинами. Те самые, с 16-тонными задними мостами, изначально разработанные для карьеров, но, как показывает жизнь, чаще выдавливающие колеи в асфальте на дорогах общего пользования. Их оснащают тем же модернизированными 13-литровыми дизелями. На прошлогодних выставках максимальную мощность этого варианта двигателя указывали в 460 л.с., а на официальном камазовском сайте значится 482 л.с. Но мощность в данном случае не так важна, а важен максимальный крутящий момент, который у упомянутой версии дизеля составляет 2400 Нм. А раз так, то пару ему составляет уже не китайская, а отечественная коробка передач, та же 16-ступенчатая, выпускаемая в Набережных Челнах бывшим совместным предприятием «ЦФ-КАМА» и рассчитанная на максимальный момент в 2500 Нм.
Таким образом, в семействе КАМАЗ К5 локализация тяжёлых самосвалов нового поколения получается даже выше, чем у магистральных тягачей, которые вернулись на конвейер раньше. Но двухосными магистральниками и тяжёлыми многоосными самосвалами семейство камских грузовиков нового поколения не ограничивается!
К флагманскому магистральнику КАМАЗ-54901, предназначенному для рейсов на дальние расстояния, в этом году присоединился на первый взгляд очень похожий на него КАМАЗ-54902. С виду так тоже типичный магистральник, для которого характерны увеличенная высота крыши, наличие полноценного спальника, полный набор обтекателей… Но, если приглядеться, в сравнении с КАМАЗ-54901 у него меньше и ширина, и высота кабины, да и посажена она примерно на одну ступеньку ниже. Результат такой низкой посадки – пол в салоне уже не ровный, как у флагмана, поскольку между сиденьями слегка выступает кожух моторного отсека.
Коробка передач у новичка та же: 12-ступенчатый роботизированный Fast Gear, но вот движок попроще. Это тоже рядная «шестёрка», но не 540-сильная 13 литровая, как у флагмана, а 9-литровая, развивающая 400 л.с. – её выпускает в Набережных Челнах бывшее СП «КАММИНЗ-КАМА». Как результат, региональный КАМАЗ-54902 вышел почти на миллион рублей дешевле магистрального КАМАЗ-54901, ни в чём ему принципиально не уступая. Обещано, что новый седельный тягач станет серийным ещё до конца 2024 года.
Зауженные кабины поколения К5 стали применять и у ещё двух новых моделей завода – их дебют тоже состоялся в этом году. Это трёхосные грузовики-внедорожники с односкатной ошиновкой всех колёс. Шасси у них одинаковое, но у одного на раме смонтирован самосвальный кузов, рассчитанный на перевозку 19,9 тонн груза, а у другого – седельно-сцепное устройство: такой седельный тягач может буксировать полуприцеп массой до 87 тонн! Что интересно: все три ведущих моста и у самосвала, и у тягача уже не китайские: марка КАМАЗ значится на табличках, и, даже, выбита на картере главной передачи. А значит, завод действительно развернул серийный выпуск собственных ведущих мостов для тяжёлых автомобилей повышенной проходимости!
Есть ещё несколько новых моделей, относящихся к семейству К5, но засветившихся несколько ранее. Так, заказчикам уже предложен магистральный седельный тягач с колёсной формулой 6х2: третий не ведущий мост у него сделан подъёмным. Этот тягач тоже оснастили 13-литровой рядной шестёркой в 482-сильном варианте, но в паре с 12-ступенчатым роботом Fast Gear. И ещё разработан трёхосный седельный тягач с колёсной формулой 6х6, который может оснащаться движком мощностью как 482, так и 560 л.с.. И ещё, в 2021 году КАМАЗ продемонстрировал шасси с колёсной формулой 6х4 под различные спецнадстройки с зауженной низкой кабиной и, что интересно, с пневмоподвеской ведущих задних мостов. Это шасси тоже ждёт своей очереди.
Будут ли газовые модификации? Будут. В прошлом году в Санкт-Петербурге на международном газовом форуме КАМАЗ показал версию своей 13-литровой рядной шестёрки, специально адаптированную для работы на сжатом или сжиженном природном газе. Двигатель пока опытный, но разработчики говорят о его высокой степени готовности.
И ещё КАМАЗ собирается вывести на рынок двухосные шасси нового поколения, предназначенные для логистических перевозок. Но там уже в дело пойдут совсем другие двигатели и другие трансмиссии. В частности, в конструкции подобных логистических шасси применяются движки бывшего СП «КАММИНЗ КАМА» и коробки передач бывшего СП «ЦФ КАМА» . Впрочем, эти грузовики – тема для отдельного разговора.
Чтобы в условиях нынешнего, несмотря ни на какие санации, предельно загруженного производства наращивать выпуск грузовых автомобилей поколения К5, а их в этом году планируется сделать уже не пять, а пятнадцать тысяч, заводу приходится расшивать узкие места. Например, чтобы вписаться в общий темп работы конвейера, время установки кабины К5 сократили в два с половиной раза! Как результат, если год начат при темпе выпуска 200 грузовиков в сутки, то к его концу суточный темп должен вырасти до 220, а в 2025 году – до 240 грузовых автомобилей. С таким темпом вполне достижима цель изготовить в 2030 году как минимум 60 тысяч КАМАЗов.
На сегодняшний день у некоторых перевозчиков километраж, пройденный первыми серийными КАМАЗ К5, уже преодолел отметку в 300 000, а то и в 400 000 километров. Да, многие костерят электрику: видимо, в плане надёжности это главный минус камских грузовиков нового поколения. В целом же и по кабине, и по трансмиссии, и по ходовой части особых нареканий к ним нет! Но, всё же, это речь пока идёт о российско-немецких КАМАЗах, а вот как покажут себя российско-китайские – на этот вопрос ответа пока ни у кого нет.