1768 год. Польша. Недовольство польской шляхты и духовенства, в связи с принятием закона о правах диссидентов, вызвали настоящий взрыв. Пулавский, до того служивший разным вельможам, тем самым заработав состояние, спроектировал план всеобщей конфедерации. Втайне собирая приверженцев он прибыл в городок Бар, расположенный близ границы с Турцией. Именно здесь конфедераты, в составе 8-ми человек подписали акт конфедерации от 29 февраля 1768 года. Сама конфедерация получила название Барской. Весть о ее создании быстро разнеслась по стране, и число ее армии, в короткие сроки, было доведено до 8 тыс. человек. Во главе армии встали маршалы конфедерации Пулавский и Красинский.
Для подавления восстания, русским двором было принято усилить незначительные силы русской армии, находившиеся в Польше. Под Смоленском был собран корпус из 4-х пехотных и 2-х кавалерийских полков по командованием генерал-поручика Нуммерса. В него вошел и Суздальский полк бригадира Суворова. Не смотря на то, что Суворов 22 сентября 1768 года получил чин бригадира, он продолжал командовать полком, и лишь в феврале 1769 года сдал командование новому командиру.
Прибыв к Смоленску, Александр Васильевич получил в командование бригаду, в которую вошел и Суздальский полк. Остаток зимы бригада провела в учениях. Лишь весной генерал Нуммерс двинулся к Орше, а далее к Минску. Прибыв в Минск Нуммерс, по требованию Варшавы, отрядил туда Суворова с Суздальским полком и двумя эскадронами драгун. Через 12 дней Суворов прибыл в предместье Варшавы город Прагу. К этому времени командование русским контингентом в Польше было поручено генералу фон Веймарну. Проведя разведку, Суворовым был разбит отряд Котлубовского.
Вскоре в Варшаву поступили сведения о том, что братья Пулавские, сыновья маршала, набирали силу в Литве. В подкрепление русским силам в Литве был направлен Суворов с двумя батальонами пехоты, эскадроном драгун, 50 казаками при 2 орудиях. Ускоренным маршем добравшись до Бреста, он удостоверился в правдивости информации о деятельности Пулавских.
Считая необходимым удержать Брест, Суворов оставил там часть своих солдат, а сам, с отрядом не более 300 человек при 2-х орудиях, отправился на поиски отряда конфедератов. По пути своего следования он соединил к своему отряду встреченный патруль Ренна, под командованием капитана графа Кастелли. Пройдя порядка 70 верст, Суворов настиг 2-тысячный отряд конфедератов, полностью состоявший из кавалерии и 2 пушек. Он расположился в лесу у деревни Орехово на тесной поляне.
Подойдя к болоту, через который был перекинут мост, обстреливаемый пушками конфедератов, Суворов лично возглавил атаку 50 драгун. Конфедераты, вместо того чтобы открыть по кавалерии огонь, боясь потерять пушки, сняли их с позиции и увезли в тыл. В связи с численным преимуществом противника, Суворов избрал оборонительную тактику. По центру встали гренадеры Суздальского полка, а слева и справа, развернули свои цепи егеря. Хорошо подготовленная русская пехота достойно встретила первые эскадроны вражеской кавалерии. Подпустив противника практически в упор, солдаты дали залп из ружей, Синхронно с ними по противнику, картечью, ударили обе русские пушки.
Первая атака захлебнулась. Но конфедераты бросили в бой новые эскадроны, но и те не добились успеха. Вновь и вновь конфедераты шли в атаку, и вновь их встречали залпы русской пехоты и артиллерии. А эскадроны, отступающие с поля боя, каждый раз преследовал граф Кастелли со своими кавалеристами, нанося противнику непоправимый урон. Во время одной из погонь он наскочил на Казимира Пулавского. Но на выручку брату бросился Франц Пулавский. С поднятой саблей он атаковал Кастелли, спас брата, но сам поплатился жизнью, получив в упор пулю из пистолета.
Для обеспечения безопасности тыла, на окраине леса были расставлены казаки. Неожиданно в их рядах произошло какое-то замешательство. Дежурный майор крикнул: "мы отрезаны". Суворов немедленно приказал майора арестовать, а с конфедератами покончить как можно скорее, поскольку приближалась ночь. Артиллеристы получили приказ, своим огнем, зажечь находившуюся в тылу конфедератов деревню Орехово. Пожар в тылу позиций конфедератов был воспринят теми как нападение. Крики "мы обойдены" ошеломляюще подействовали на конфедератов. Воспользовавшись замешательством в рядах противника, Суворов бросил в штыковую атаку своих гренадер. Один вид идущих в штыковую гренадер вынудил конфедератов ретироваться и бежать через горящую деревню. В преследование, не давая противнику опомниться, была брошена вся имевшаяся у Суворова кавалерия.
Лишь единожды конфедераты пытались дать отпор. Выстраиваясь в линию они обнаружили несущихся на них 10 драгун во главе с самим Суворовым. Даже это произвело на них такое действие, что они побросали оружие и бежали, более уже не оглядываясь.
В связи с малочисленностью своего отряда, во время преследования, Суворов скомандовал:
Никому не давать пардону!
Ну не было у Александра Васильевича солдат для охраны и конвоирования пленных. В итоге конфедераты потеряли более 200 человек убитыми и 40 человек пленными, которых могло быть в разы больше. Суворов потерял 5 человек убитыми и 11 раненными.
Подписывайтесь на мой канал в Телеграм. Там вы найдете массу уникальных и увлекательных публикаций, которых нет на моем канале на Дзен.