Для уверенной езды зимой важно подготовить автомобиль, в частности — провести профилактику тормозной системы. Эту работу можно выполнить самостоятельно или обратиться на сервисную станцию.
При замене резины можно легко осмотреть тормозной механизм. Нужно обратить внимание на:
- Остаточную толщину колодок - не менее 2-3 мм, но ориентируйтесь на рекомендации производителя;
- Состояние поверхности и износ тормозного диска - без борозд, царапин и неровностей;
- Отсутствие трещин и дефектов резиновых шлангов и пыльников;
- Исправность датчиков ABS, ESP - лампочки на приборной панели не должны гореть постоянно после запуска;
- Состояние элементов стояночного тормоза и его работоспособность - без износа, коррозии или повреждений, все рычаги должны быть прочно закреплены.
Также не забудьте проверить уровень и состояние тормозной жидкости.
Когда нужно менять тормозную жидкость
Согласно регламенту, тормозную жидкость необходимо менять каждые 30-50 тысяч км пробега или примерно раз в 2-3 года.
Самостоятельно можно определить, когда пора заменить жидкость. Для этого визуально оцените ее качество в расширительном бачке. Нормальная рабочая жидкость должна быть прозрачной, без примесей и разводов.
Если жидкости более двух лет, то перед началом зимы ее стоит заменить, даже если пробег еще не достиг регламентированного.
Какую жидкость выбрать для замены
Основой большинства тормозных жидкостей является полиэтиленгликоль. Его основная проблема - гигроскопичность, то есть жидкость легко впитывает влагу из воздуха.
Почему это плохо для автомобиля?
По мере накопления воды в жидкости, снижается температура её кипения, что может привести к «закипанию». Образующийся пар, в отличие от жидкости, легко сжимается. Поэтому при нажатии на педаль тормоза машина продолжит двигаться с той же скоростью.
Зимой влага в трубопроводах может замерзать, образуя ледяные кристаллы, которые способны разорвать резиновые шланги или закупорить их. Это приведет к задержке в распространении давления, а значит, и в срабатывании тормозов.
Особенно опасна ситуация, когда задержка в колесах будет разной, что может вызвать занос автомобиля.
Визуально определить состояние новой тормозной жидкости не получится. Поэтому не стоит экономить и покупать ее в сомнительных местах. Лучше обратиться к официальным продавцам или в крупные автомагазины. Некачественная жидкость может привести к поломке и отказу тормозов уже через пару часов езды.
Для современных автомобилей рекомендуется использовать тормозные жидкости классов DOT-3 и DOT-4. Не стоит приобретать жидкости более низких классов.
Тормозная жидкость нового поколения DOT-5, изготовленная на основе силикона, имеет водоотталкивающие свойства, но не получила широкого распространения из-за ряда недостатков:
- своей дороговизны;
- её нельзя использовать в автомобилях с системой ABS;
- растворяет в себе влагу, которая затем скапливается в суппортах и рабочих цилиндрах.
Ученые и инженеры постоянно работают над улучшением свойств тормозной жидкости. Новая разработка DOT-5.1/ABS, созданная на основе гликоля с добавлением силикона, подходит для автомобилей с ABS. Она имеет высокую точку кипения, содержит качественные антикоррозийные присадки и обладает хорошими смазывающими свойствами.
При выборе тормозной жидкости ориентируйтесь на рекомендации по эксплуатации вашего автомобиля. Помните, что чем ниже класс DOT, тем быстрее жидкость загустеет на морозе, хотя даже DOT-3 сохраняет текучесть до -40°C.
Как заменить тормозную жидкость
Лучше доверить замену тормозной жидкости специалистам на СТО, где опытные механики выполнят эту работу.
Конечно, заменить жидкость можно и самостоятельно. Процедура достаточно простая: слить старую и залить новую. Но важно, чтобы в тормозную систему не попал воздух, а для этого необходима "прокачка", требующая определенных навыков, времени и помощника. Если у вас нет достаточного опыта, лучше не рисковать.
На СТО замену проводят с использованием специального оборудования, заливая жидкость под давлением, что исключает попадание воздуха.
Как чувствовать себя увереннее на зимней дороге
Даже если тормоза автомобиля в идеальном состоянии, вы подготовили их к зиме, залили свежую тормозную жидкость, придерживайтесь нескольких приёмов управления на зимней дороге:
Главный совет — сохраняйте дистанцию.
Зимой дистанцию торможения следует увеличить вдвое по сравнению с летним периодом, поскольку тормозной путь становится непредсказуемым.
На дорогах с несколькими полосами рекомендуется двигаться чуть впереди или сзади от автомобилей в соседних рядах, чтобы избежать столкновения в случае заноса.
Особое внимание нужно уделять участкам возле светофоров, пешеходных переходов и остановок общественного транспорта, где снег может оттаивать и снова замерзать, образуя наледь. Здесь следует плавно снижать скорость, чтобы не потерять управление.
Если на вашем автомобиле нет системы ABS, тормозите короткими, прерывистыми нажатиями педали, не выключая передачу.
Не ускоряйтесь и не тормозите резко в поворотах, особенно если автомобиль не оснащен системой ESP - это часто приводит к потере контроля.
Старайтесь не тормозить на трамвайных путях или дорожной разметке, где сцепление колес с дорогой хуже.
После ночной стоянки, когда на тормозных дисках образуется иней, прогрейте и просушите тормоза, несколько раз плавно притормаживая на прямом участке дороги без других машин.
Осенью подготовьте автомобиль к зиме: проведите профилактику, смените резину и жидкости. Зимой соблюдайте простые правила безопасного вождения.
Наслаждайтесь поездками за рулем круглый год.