Кто не успел ,тот к сожалению не успел . В Николаевском зале Зимнего Дворца завершила работу великолепная экспозиция, которую как уже окрестили -выставка года ,где представлены полотна фламандского натюрморта Пропустить такую выставку обидно , но надо отметить открылась она в мае месяце и вот 15 сентября завершила показ .Я так побывала на выставке два раза.
Бывает так , ждешь от выставки чего то большего ,а она не оправдывает твоих ожиданий . Но здесь другой случай , я была уверена что выставка мне понравится, а она даже превзошла мои ожидания . Выставка "эрмитажного " масштаба ! Конечно, в Эрмитаже и без данной экспозиции можно увидеть работы именитых мастеров из Нидерландов ,но в данном показе также представлены полотна из музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и от частных коллекционеров. Нельзя не отметить оформление выставки: залы Эрмитажа превратились на это время в фламандские дома, сад и улицу XVII века.
Николаевский зал, самое сердце Эрмитажа превращен в Фландрию XVII века.
При входе в первое пространство выставки в Аванзале нас встречает совместная картина Рубенса и Снейдерса "Статуя Цереры". На картине изображена статуя древнеримской богини растительности и земного плодородия Церера. Плодовые гирлянды, которые обрамляют статую выполнены Снейдерсом.
Пространство выставки было продиктовано фламандскими натюрмортами.
Первая часть выставки представляет из себя партерный сад, который навеян идеей сада в доме Рубенса в Антверпене.
"Всякая птица поет как умеет, всякий говорит как умеет"
Побывав в саду, после этого мы попадаем в богатый фламандский дом XVII века. Здесь можно погрузиться в эпоху роскоши, помимо кабинетных картин здесь и шедевры прикладного искусства и кабинет редкостей.
Интересно, где белочка нашла орешки?
Ни с соседнего ли полотна...
Выходя из дома попадаем на улицу фламандского города. Это оммаж знаменитой серии картин "Лавки" Снейдерса. Здесь как будто идешь среди лавок, по ходу движения на картинах изображены дичь, рыбы, фрукты, цветы.
Изображения в живописи цветочных и плодовых гирлянд, окружающих какой либо евангельский сюжет или образ восходит к обычаю украшения икон католической церкви венками из живых цветов и плодов. Такие картины, получившие особое распространение во Фландрии часто являлись результатом совместного творчества.
Цветы и фрукты подбирались исходя из сюжета. В частности белые лилии и алые розы еще со времен Средневековья указывали на образ Девы Марии.
Картина восходит к замыслу Рубенса. Исполнение Снейдерса совместно с Яном Букхорстом. Букхерст нарисовал по заказу Рубенса фигуру повара.
Для того чтобы в Николаевском зале изобразить фламандскую улицу театральные режиссеры, которые занимались оформление выставки, использовали приемы барочного театра. Эти арки которые стоят в зале были подсмотрены в небольшом театре в Антверпене. Эти арки дают эффект того что человек двигается по улице.
В конце улицы можно увидеть слона. Он несет на себе колониальные товары, которые потом попадали в фламандские дома.
Сами экспонаты выставки были собраны в основном Екатериной Великой. Когда Екатерина собирала коллекции для Эрмитажа, было очень модно собирать коллекции фламандского искусства. Таким образом у нас оказалась одна из лучших в мире коллекций Рубенса и его школы (Йорданс, Ван Дейк и Снейдерс). Снейдерс оказал огромное влияние на натюрморт XVII века. Для выставки отреставрировали несколько картин. Так одна из них висела более 70 лет в приемной генерального директора Эрмитажа.
Кабинет редкостей – первая комната, в которую попадали посетители богатого фламандского дома. Произведения художников соседствовали с нумизматическими редкостями, археологическими артефактами, минералами, диковинными морскими раковинами, чучелами зверей и птиц в так называемых кабинетах знатоков живописи и владельцев камер искусств и чудес – Kunst-und-Wunderkammern.
На выставке демонстрируется уникальный кабинет – хранилище для монет, писем, книг, картин, редкостей и драгоценных вещей
– с живописными и вышитыми вставками на сюжеты «Метаморфоз» Овидия. Такими кабинетами прославился Антверпен
Кабинет полностью сокрыт от глаз, так как он вмонтирован в полушкаф светлого дерева и поставлен на комод XVII века. За створками полушкафа обнаружили ящички кабинетца. За центральной дверцей располагались ящички, украшенные вышивкой с изображением птиц и зверей.
Предметы представленные на выставки дают лучше понять ту эпоху, показывают как украшали фламандские дома.
Фламандское кружево было предметом особой роскоши, стоило очень дорого, служило украшением интерьера, а также мужского, женского и церковного костюма. Особая техника и высокое мастерство плетения сделали фламандское кружево знаменитым на весь мир
В отличие от рельефных итальянских гипюров, шитых иглой, фламандские кружева были плоскими: узор и сетка фона в них плелись одновременно
Узкие воланы чаще всего плели для отделки костюмов и барбы - ленты для чепчиков
Благодаря высокому качеству льна, который выращивали на полях Брабанта, и особой его выделке нити получались очень тонкими
Одним из экзотических материалов, необычайно востребованных
в XVII веке во Фландрии, была слоновая кость. Она прекрасно передавала цвет обнажённого человеческого тела. Расцвету искусства резьбы по кости способствовало внимание Рубенса. Он не только коллекционировал изделия из этого материала, но и создавал рисунки для резчиков
Изделия из слоновой кости и серебра предназначались для убранства домов и подчёркивали статус хозяина
Шпалеры, кожаные обои служили для украшения интерьеров. Также они вдохновили дизайнеров выставки «ARS VIVENDI»
Почти на трети произведений, представленных на выставке можно увидеть изделия восточных мастеров. Перед нами то, что получило название «экзотика» – привозные и заморские чудесные товары с других континентов, которые становились модными
В те времена еще была эпоха Великих географических открытий, и после того как Васко Де Гама обогнул Мыс Доброй Надежды и доплыл до восточных стран, появилась возможность привозить товары, о которых в Европе до той поры не знали. И среди таких товаров нам прежде всего интересен фарфор. На натюрмортах среди дичи, фруктов заметны предметы посуды сине-голубого цвета. В то время европейцы еще не могли сделать фарфоровых предметов, секретом производства фарфора обладали китайцы.