Найти тему
Дудела Дудергофка

Выставка «ARS VIVENDI. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»

Кто не успел ,тот к сожалению не успел . В Николаевском зале Зимнего Дворца завершила работу великолепная экспозиция, которую как уже окрестили -выставка года ,где представлены полотна фламандского натюрморта Пропустить такую выставку обидно , но надо отметить открылась она в мае месяце и вот 15 сентября завершила показ .Я так побывала на выставке два раза.

Бывает так , ждешь от выставки чего то большего ,а она не оправдывает твоих ожиданий . Но здесь другой случай , я была уверена что выставка мне понравится, а она даже превзошла мои ожидания . Выставка "эрмитажного " масштаба ! Конечно, в Эрмитаже и без данной экспозиции можно увидеть работы именитых мастеров из Нидерландов ,но в данном показе также представлены полотна из музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и от частных коллекционеров. Нельзя не отметить оформление выставки: залы Эрмитажа превратились на это время в фламандские дома, сад и улицу XVII века.

Николаевский зал, самое сердце Эрмитажа превращен в Фландрию XVII века.

При входе в первое пространство выставки в Аванзале нас встречает совместная картина Рубенса и Снейдерса "Статуя Цереры". На картине изображена статуя древнеримской богини растительности и земного плодородия Церера. Плодовые гирлянды, которые обрамляют статую выполнены Снейдерсом.

-2
-3

Пространство выставки было продиктовано фламандскими натюрмортами.

Первая часть выставки представляет из себя партерный сад, который навеян идеей сада в доме Рубенса в Антверпене.

Абрахам Брейгель. Цветы среди Архитектуры.
Абрахам Брейгель. Цветы среди Архитектуры.
-5
-6
"Венера, подготавливающая Марса к войне" Ян Брейгель Старший "Бархатный", Хендрик ван Бален Старший.
"Венера, подготавливающая Марса к войне" Ян Брейгель Старший "Бархатный", Хендрик ван Бален Старший.
-8
-9
-10
-11

"Всякая птица поет как умеет, всякий говорит как умеет"

-12
Франц Снейдерс. Птичий концерт
Франц Снейдерс. Птичий концерт

-14

Аллегория живописи. Ян ван Кессель Старший
Аллегория живописи. Ян ван Кессель Старший
-16

Побывав в саду, после этого мы попадаем в богатый фламандский дом XVII века. Здесь можно погрузиться в эпоху роскоши, помимо кабинетных картин здесь и шедевры прикладного искусства и кабинет редкостей.

-17
-18

Ян Батист Буль. Натюрморт с петухами и кроликами
Ян Батист Буль. Натюрморт с петухами и кроликами
-20
-21

-22
Франц Снейдерс. Бой петуха с индюком
Франц Снейдерс. Бой петуха с индюком
-24

Гаспар-Петер Вербрюгген Младший. Цветы в каменной вазе
Гаспар-Петер Вербрюгген Младший. Цветы в каменной вазе
Ян ван Кессель Старший. Цветы в стеклянной вазе
Ян ван Кессель Старший. Цветы в стеклянной вазе

Интересно, где белочка нашла орешки?

-27

Ни с соседнего ли полотна...

-28

Выходя из дома попадаем на улицу фламандского города. Это оммаж знаменитой серии картин "Лавки" Снейдерса. Здесь как будто идешь среди лавок, по ходу движения на картинах изображены дичь, рыбы, фрукты, цветы.

-29
-30

-31

-32
-33
-34

-35
-36
Ян Баптист Буль. Натюрморт с петухами и кроликами
Ян Баптист Буль. Натюрморт с петухами и кроликами
-38

Изображения в живописи цветочных и плодовых гирлянд, окружающих какой либо евангельский сюжет или образ восходит к обычаю украшения икон католической церкви венками из живых цветов и плодов. Такие картины, получившие особое распространение во Фландрии часто являлись результатом совместного творчества.

Даниел Сегирес. Младенцы Иисус Христос и Иоанн в окружении гирлянды цветов
Даниел Сегирес. Младенцы Иисус Христос и Иоанн в окружении гирлянды цветов
Андрис Даниелс, Якобс Иорданс. Мадонна с младенцем в венке из цветов
Андрис Даниелс, Якобс Иорданс. Мадонна с младенцем в венке из цветов

Цветы и фрукты подбирались исходя из сюжета. В частности белые лилии и алые розы еще со времен Средневековья указывали на образ Девы Марии.

-41
Ян ван Кессет Старший. Мадонна с младенцем и святым Идельфонсом среди гирлянды
Ян ван Кессет Старший. Мадонна с младенцем и святым Идельфонсом среди гирлянды
Пауль де Вос. Охотники с собаками у стола с дичью и фруктами.
Пауль де Вос. Охотники с собаками у стола с дичью и фруктами.
Франц Снейдерс. Повар у стола с дичью
Франц Снейдерс. Повар у стола с дичью
-45

Картина восходит к замыслу Рубенса. Исполнение Снейдерса совместно с Яном Букхорстом. Букхерст нарисовал по заказу Рубенса фигуру повара.

-46
Ян Давидс де Хем. Натюрморт с лангустом.
Ян Давидс де Хем. Натюрморт с лангустом.
-48
Даниел Сегерс. Цветы стеклянной вазе
Даниел Сегерс. Цветы стеклянной вазе
Петер Снейерс. Цветы, фрукты и еж
Петер Снейерс. Цветы, фрукты и еж
-51
Поднос-корзина с ручками в виде цветов
Поднос-корзина с ручками в виде цветов

Для того чтобы в Николаевском зале изобразить фламандскую улицу театральные режиссеры, которые занимались оформление выставки, использовали приемы барочного театра. Эти арки которые стоят в зале были подсмотрены в небольшом театре в Антверпене. Эти арки дают эффект того что человек двигается по улице.

В конце улицы можно увидеть слона. Он несет на себе колониальные товары, которые потом попадали в фламандские дома.

-53

Сами экспонаты выставки были собраны в основном Екатериной Великой. Когда Екатерина собирала коллекции для Эрмитажа, было очень модно собирать коллекции фламандского искусства. Таким образом у нас оказалась одна из лучших в мире коллекций Рубенса и его школы (Йорданс, Ван Дейк и Снейдерс). Снейдерс оказал огромное влияние на натюрморт XVII века. Для выставки отреставрировали несколько картин. Так одна из них висела более 70 лет в приемной генерального директора Эрмитажа.

Кабинет редкостей – первая комната, в которую попадали посетители богатого фламандского дома. Произведения художников соседствовали с нумизматическими редкостями, археологическими артефактами, минералами, диковинными морскими раковинами, чучелами зверей и птиц в так называемых кабинетах знатоков живописи и владельцев камер искусств и чудес – Kunst-und-Wunderkammern.

На выставке демонстрируется уникальный кабинет – хранилище для монет, писем, книг, картин, редкостей и драгоценных вещей
– с живописными и вышитыми вставками на сюжеты «Метаморфоз» Овидия. Такими кабинетами прославился Антверпен

Кабинет полностью сокрыт от глаз, так как он вмонтирован в полушкаф светлого дерева и поставлен на комод XVII века. За створками полушкафа обнаружили ящички кабинетца. За центральной дверцей располагались ящички, украшенные вышивкой с изображением птиц и зверей.

-54
-55

Предметы представленные на выставки дают лучше понять ту эпоху, показывают как украшали фламандские дома.

-56
-57
-58
-59

Фламандское кружево было предметом особой роскоши, стоило очень дорого, служило украшением интерьера, а также мужского, женского и церковного костюма. Особая техника и высокое мастерство плетения сделали фламандское кружево знаменитым на весь мир

В отличие от рельефных итальянских гипюров, шитых иглой, фламандские кружева были плоскими: узор и сетка фона в них плелись одновременно

Узкие воланы чаще всего плели для отделки костюмов и барбы - ленты для чепчиков

-60
-61

Благодаря высокому качеству льна, который выращивали на полях Брабанта, и особой его выделке нити получались очень тонкими

Одним из экзотических материалов, необычайно востребованных
в XVII веке во Фландрии, была слоновая кость. Она прекрасно передавала цвет обнажённого человеческого тела. Расцвету искусства резьбы по кости способствовало внимание Рубенса. Он не только коллекционировал изделия из этого материала, но и создавал рисунки для резчиков

Изделия из слоновой кости и серебра предназначались для убранства домов и подчёркивали статус хозяина

Шпалеры, кожаные обои служили для украшения интерьеров. Также они вдохновили дизайнеров выставки «ARS VIVENDI»

Почти на трети произведений, представленных на выставке можно увидеть изделия восточных мастеров. Перед нами то, что получило название «экзотика» – привозные и заморские чудесные товары с других континентов, которые становились модными

В те времена еще была эпоха Великих географических открытий, и после того как Васко Де Гама обогнул Мыс Доброй Надежды и доплыл до восточных стран, появилась возможность привозить товары, о которых в Европе до той поры не знали. И среди таких товаров нам прежде всего интересен фарфор. На натюрмортах среди дичи, фруктов заметны предметы посуды сине-голубого цвета. В то время европейцы еще не могли сделать фарфоровых предметов, секретом производства фарфора обладали китайцы.

-62
-63

-64

-65