Многие завистники нередко говорят о том, что «Россия – это ресурсный придаток запада». Но с тех пор многое поменялось. К примеру, полностью нарушились взаимоотношения с так называемым «западным миром» и произошла «экономическая переориентация» на Восток.
Да и в том, чтобы обладать огромным количеством ресурсов, нет ничего зазорного. Хотя бы потому, что каждому природному ресурсу – «свой срок». Иными словами, та же нефть потеряет своё значение в ближайшие век-два, если не произойдёт каких-либо глобальных катастроф. Так почему бы не получить от нефти максимум и не обеспечить беспрестанный приток поступлений в российский бюджет?
Но над этим вопросом, как «Дамоклов меч» нависает другой вопрос: «Так ли это безопасно»?
К слову, влияние нефтедобывающей отрасли на Природу не преувеличено. Несмотря на то, что в Российской Федерации столько «крови Земли», что это напоминает изымание одного шприца из тела взрослого человека раз в квартал, регулярность такой «выемки» постепенно ведёт к иссушению организма.
Не верите? Тогда посмотрите на работу нефтедобывающей отрасли Саудовской Аравии и США, ибо они обгоняют темпами добычи российскую отрасль. При этом что американцы, что саудиты начали добычу значительно раньше многих наших месторождений. Поэтому с учётом общей площади изначальных «подземных залежей» «чёрного золота» и повышенных технических и технологических возможностей, действительно смогли за десятилетия выкачать целые подземные полости, нарушив хрупкий баланс природных сил в мире и обеднив регион добычи в далеко идущей перспективе.
Но у них и выбора нет – первым приходится хоть как-то стабилизировать свой внешний долг, у вторых из природных ископаемых и возможностей заработка – только нефть.
А что у нас? Разработанные месторождения – только малая часть из общих запасов. Да что и говорить – у нас по-прежнему есть настоящие «нефтяные озёра», загадочно поблёскивающие тёмной поверхностью под лучами полуденного Солнца.
И именно о таком озере я и хочу вам рассказать, ибо ещё в 60-е годы прошлого века начало добычи в районе «северного» расположения озёр и болот, вызвало большие споры в мировом сообществе и прения по поводу возможного негативного влияния на Природу.
Загадочное озеро Самотлор
Самотлор – только одно из озёр в Западной Сибири, под которым было обнаружено богатейшее месторождение чистейшей нефти. И поначалу, в 60-е годы прошлого века и озеро, и его окрестности, на много десятков километров вокруг – только безлюдные леса и редкие поля, малопригодные для ведения сельского хозяйства.
История Самотлора началась с его обнаружения. Конечно, оно начинается с подвига казаков, первооткрывателей, военных людей и переселенцев, которые пришли сюда в конце XVI века.
Однако само озеро было обнаружено только весной 1963 года. Именно тогда бригада Нижневартовской сейсмопартии, во главе с Л. Кабаевым, а так же совместно с членами Мегионской нефтеразведочной экспедиции во главе с В. Абазаровым, впервые вышли на берег озера для разведки залежей ресурсов на местности.
После проведения поисково-разведочных работ и сбора первых проб, сразу два руководителя «общей» экспедиции написали доклад о том, что в этих местах просто необходимо начать разработку нефти. И на основе докладов, в далёкой от этих мест Москве, в правительственных кабинетах приняли очень важное судьбоносное решение - решение о начале бурения.
Несмотря на дату обнаружения, день открытия «нефтяного озера» - 29 мая 1965 года. Именно тогда первая разведочная скважина «Р-1» добралась до той полости земной коры, где хранилась нефть. И именно первый нефтяной фонтан, взметнувшийся ввысь, положил «официальное» начало этой истории.
К слову, добыча нефти в Советском Союзе 60-х годов являлась архиважной задачей. Просто потому, что количества добываемого «чёрного золота» не хватало не то, что на экспорт, но даже на покрытие нужд своего «внутреннего рынка».
Изменение ситуации и новейшая история озера
За «Р-1» началось массовое строительство скважин. Скоро, некогда безлюдный и «полудикий» регион было не узнать – он стремительно превращался в центр нефтедобывающей отрасли СССР. А это не только скважины и вахтовые посёлки, но и строительство соответствующей инфраструктуры: домов, школ, больниц, детских садов, дорог и даже новых населённых пунктов с полного нуля.
Это уже потом начали реально оценивать площадь найденного месторождения. А оценив – обомлели, ибо площадь полости, где пол земной корой богато плескалась нефть, могла сравниться с территориями некоторых европейских государств!
На данный момент считается, что общая площадь месторождения – это 50 километров с севера на юг и 30 километров с запада на восток. Или, иными словами, приблизительно 1,5 тысячи квадратных километров!
Но Природа неохотно отдавала свои дары. «Показав» человеку свои богатства она сопротивлялась всеми силами. И ещё долгие годы разработка Самотлорского месторождения требовала решать огромное количество сопутствующих проблем из-за общей неразвитости соответствующей инфраструктуры.
С дорогами-то относительно разобрались сразу же – просто прорубили/проложили множество лежнёвок «на первую пору» по некогда необитаемым лесам. Но доставка и самой простой буровой техники по таким «временным дорогам» отнимала огромное количество сил и средств – местность была болотистой, часто «тонула», а то и вовсе становилась непроходимой в моменты распутицы или затянувшихся осенних дождей.
Свою роль играли и морозы. При лютом холоде лопались стрелы кранов, изгибались коммуникации, «насмерть» замерзало дизельное топливо. И только 3 года спустя, истратив 3,5 миллионов кубометров грунта и свыше 4 тысяч бетонных плит, к Самотлорскому месторождению подошла полноценная дорога протяжённостью в 66 километров.
Параллельно возводились нефтебазы для хранения и заводы для переработки сырья. И всё это время инженеры-технологи беспрестанно решали главную задачу: как сделать добычу нефти из-под водной глади наиболее доступной и лёгкой.
Планы: свершённые и забытые
На первых порах планировалось осушить территорию озера и окружных озёр/болот. И план начал немедленно притворяться в действие – к главному водоёму был прокопан канал, соединивший озеро и реку. И мера начала действовать – уровень воды в огромном естественном водохранилище действительно немного снизился. Но не настолько, насколько рассчитывали инженеры-технологи!
Ко всему прочему возмутились и представители лесоохраной и пожарной отрасли – они доказали, что осушение болот значительно увеличит угрозу воспламенения торфяников. А погасить торфяник, если он действительно большой, можно только одним способом – дождаться, когда он догорит, дотлеет самостоятельно.
Но когда советский инженерный гений уступал перед трудностями? Тогда и была разработана основная стратегия нефтедобычи – отсыпка искусственного острова и установка буровой установки. К слову, эта стратегия, практически без изменений, успешно реализуется до сих пор.
Постепенная деградация нефтедобычи
«Ничто не вечно под Луной», - так говорили о течении времени древние люди. И Самотлорское месторождение постепенно стало ухудшаться.
Поначалу, нефть высочайшего качества добывали с отметки в 1,7 километра под земной твердью. Но со временем, «хорошие запасы» опустились на отметку в 3 километра, что значительно усложнило добычу.
Ещё одна проблема – сильные фонтаны, бьющие из-под земли. Именно здесь нефть находилась под огромным давлением земных плит, которое редко встретишь на других месторождениях. А это частые поломки оборудования и быстрый износ труб (очевидцы говорили, что от скорости некоторых потоков нагревались коммуникациям, ведущие к нефтехранилищу).
С 1969 года только на Самотлорском месторождении темпы добычи нефти достигали свыше 300 тонн каждые сутки. Но и такие колоссальные объёмы казались мелочью – общие запасы насчитывали 7 миллиардов тонн!
К большому сожалению, для нефтедобытчиков, ничего в Природе не изымается просто так. И за десятилетия разработки, изъятая нефть стала постепенно заменяться водой, которая везде и всюду в нефтедобывающей отрасли считается «нежелательной примесью».
В 1965 году процент воды был равен 1%, что является признаком наивысшего качества. В начале 90-х годов, объём добываемой воды символично превысил 90%.
Нет, конечно, существуют сложные системы фильтрации и технологии «разделения воды и нефти». Но любое такое разделение снижает качество продукта, а так же усложняет процесс добычи.
Самотлорское месторождение: наши дни
Самотлорское месторождение действует и сейчас. Но современные учёные считают, что оно вычерпано на 70%.
Есть и ещё одно следствие – местная Природа претерпела колоссальный урон от неуёмной деятельности человека. За десятилетия чего только не случалось: крупные аварии, упущения, халатность.
Пройдёт ещё 20-30 лет и эти места забудутся – добыча нефти будет стоить дороже, чем сам продукт.
Что станет с местными жителями – вопрос открытый. И если посмотреть на всё это «великолепие» с высоты птичьего полёта, то открывается совсем уж неприглядная истина – текущая суровая красота этих мест является «продуктом» смешения Природы и техногенного влияния человека.
Это сочетание по-своему прекрасно. Но всё-таки пугает перспективой «распространиться» абсолютно на все регионы планеты, если человечество не умерит свои аппетиты.