Глубокоуважаемые и дорогие подписчики этого скромного дзен-канала (понятно, что его в целом читают только интересующиеся ойратской историей и культурой пассионарии и другие интеллектуалы и эрудиты) иногда дают определенные запросы по темам статей. В этому случае это был глубокоуважаемый читатель АТЕИСТ 7 ДНЯ с вопросом по гаплогруппе С3 у ойратов.
В этой связи сразу отмечаем, что автор в тематике гаплогрупп не специалист, и если в прошлый раз статья основывалась на публикациях коллектива авторов в составе таких ученых, как Санал Владимирович Джагрунов, Алексей Александрович Булуктаев, Байр Саналович Намысов, Даяна Игоревна Мацакова, Василий Тимофеевич Саянов, Алтана Бадмаевна Адьянова (статья "Чонос, тайджиут, хашханер: в поисках общего знаменателя (по материалам Y-STR-гаплотипов R2a-M124 у калмыков (Chonos, Taichiud, Khashikhanar: In Search of a Common Denominator (With Evidence from R2a-M124 Y-STR Haplotypes of Kalmyks)", журнал «Oriental Studies»), то теперь основным трудом, на основе которого будет структурирована и представлена информация, является исследование на английском языке таких авторов, как Boris Malyarchuk, Miroslava Derenko, Galina Denisova, Sanj Khoyt, Marcin Woz´niak,
Tomasz Grzybowski, Ilya Zakharov. Как можно отметить, Санджи Хойт тут тоже (как и многие из читателей этого дзен-канала) из Республики Калмыкия (если кого-то забыл - пожалуйста пишите в комментариях, с самим Санджи Хойтом автор не знаком, но имя и фамилия говорят за себя). Само исследование называется "Y-chromosome diversity in the Kalmyks at the ethnical and tribal levels" [Разнообразие Y-хромосомы у калмыков на этническом и племенном уровнях], опубликовано в 2013 г. в журнале "Journal of Human Genetics", (2013) 58, 804–811. Исследование основывалось на анализе образцов корней волос мужчин, которые были собраны в разных местах в Республике Калмыкия, во время полевой экспедиции, проведенной в 2007 году.
Итак, относительно запроса по гаплогруппе С3. Во-первых, сразу отметим, что ученые ее уже переименовали в С2, но в рамках обсуждаемого исследования она все еще называется С3, также и мы ее будем так называть при обсуждении этой статьи.
Всего в рамках исследования у ойратов в Республике Калмыкия было выявлено 23 гаплогруппы Y-хромосомы, однако более половины (56,1%) Y-хромосом образцов относились к трем гаплогруппам, производным от C3-M217 (C3*-M217, C3c1-M77 и C3d-M407). Далее цитируем (перевод с английского):
"N1c-Tat, O2-P31, O3-M122 и R2a-M124 также являются распространенными гаплогруппами, охватывающими около 30% всего мужского населения. Калмыцкие племена торгоутов, дербетов и хошеутов характеризуются наличием гаплогрупп C3*-M217, C3c1-M77, N1c-Tat, O3-M122 и R2a-M124, но у хошеутов нет гаплогруппы C3d-M407, которая является типичной для многих монголоязычных популяций. Кроме того, для хошеутов характерна высокая частота гаплогрупп N1c-Tat и O3-M122, тогда как у дербетов и торгоутов были отмечены высокие частоты гаплогрупп R2a-M124 и O2-P31 соответственно. Четвертая племенная группа, которую можно видеть в наших данных — это бузавы, но размер выборки этой группы был невелик (23 человека). Тем не менее, мы можем сообщить, что эта субпопуляция также имела высокие частоты C3-гаплогрупп (8,7% C3*-M217, 39,1% C3c1-M77 и 8,7% C3d-M407), N1-гаплогрупп (8,7% N1a-M128, 4,3% N1b-P43 и 4,3% N1c-Tat) и гаплогруппы R2a-M124 (17,4%). Гаплогруппы R1a1aM17 и G-M201, каждая из которых имела частоту 4,3%, также были обнаружены у бузавов".
В целом наиболее распространенной среди ойратов в Республике Калмыкия по результатам исследования является гаплогруппа C3c1-M77 (38,7% из 426 образцов анализов), второе место занимает гаплогруппа C3d-M407 (10,8%), среди С3-гаплогрупп третье место (и в целом шестое место) у C3*-M217 (6,6%).
Относительно гаплогруппы C-M217 (теперь С2, ранее именовалась С3) в целом, можно отметить следующее.
Считается, что гаплогруппа C-M217 появилась и начала распространяться примерно 34 тыс. лет назад в Восточной или Центральной Азии.
Чрезвычайно широкое распространение Y-хромосом гаплогруппы C-M217 в сочетании с тем фактом, что предковая парагруппа C не обнаружена ни в одной из современных сибирских или североамериканских популяций, среди которых преобладает гаплогруппа C-M217, делает определение географического происхождения определяющей мутации M217 чрезвычайно сложным. Присутствие гаплогруппы C-M217 с низкой частотой, но относительно высоким разнообразием по всей Восточной Азии и частям Юго-Восточной Азии делает этот регион одним из вероятных мест появления этой гаплогруппы. Кроме того, гаплотипы C-M217, обнаруженные с высокой частотой среди североазиатских популяций, по-видимому, принадлежат к другой генеалогической ветви, нежели гаплотипы C-M217, обнаруженные с низкой частотой среди восточных и юго-восточных азиатов, что предполагает, что маргинальное присутствие C-M217 среди современных восточных и юго-восточных азиатских популяций может быть связано не с недавним примесью из северо-восточной или центральной Азии.
Анализы древних днк (палео-днк) показывают, что носители гаплогруппы C-M217 жили в районе Амура уже 19-20 тыс. лет назад, и в районе современного проживания монголов - уже 14 тыс. лет назад. Также C-M217 обнаружен с высокой частотой в образцах некоторых коренных популяций Северной Америки. В целом гаплогруппа C-M217 особенно часто встречается и разнообразна среди современных тунгусских народов, но ее ветви также составляют наиболее часто наблюдаемую гаплогруппу Y-ДНК среди современных монголов в Монголии, алшынов в Западном Казахстане и ойратов в Калмыкии.
Гаплогруппа C-M217 является распространенной гаплогруппой среди монголов (включая ойратов и бурятов) и большинства коренных народов российского Дальнего Востока, таких как северные тунгусские народы, нивхи, коряки и ительмены. Также распространен среди мужчин коренных североамериканских народов, языки которых относятся к группе На-Дене (индейские племена в современных США и Канаде, в частности апачи, атапаски, навахо, тлинкиты).
Частота гаплогруппы C-M217 имеет тенденцию к отрицательной корреляции с расстоянием от Монголии и российского Дальнего Востока, но она по-прежнему составляет более десяти процентов от общего разнообразия Y-хромосомы среди маньчжуров, корейцев, айнов и некоторых тюркских народов Центральной Азии. За пределами этого диапазона высокой и средней частоты, который охватывает в основном северо-восточный квадрант Евразии и северо-западный квадрант Северной Америки, гаплогруппа C-M217 продолжает встречаться с низкими частотами, и она даже была обнаружена в таких отдаленных местах, как Северо-Западная Европа, Турция, Пакистан, Бутан, Бангладеш, Непал и прилегающие регионы Индии, Вьетнам, Приморская Юго-Восточная Азия и народ вайю Южной Америки. Она обнаружена у осетин (4,7%) , русских (0,73%, диапазоны зависят от региона).
По новым стандартам, принятым учеными-генетиками, C3c1-M77 из исследования Малярчука и других теперь (по всей видимости /автор не специалист/ ) именуется C2b1a2a M77 (его носителем являются 38,7% ойратских мужчин в Республике Калмыкия). C2b1a2a M77 - типичная гаплогруппа для северных тунгусских народов, казахов, ойратов, монголов из Республики Монголия, юкагиров, нивхов, ительменов и удэгейцев, с умеренным распространением среди других южных тунгусо-монгольских народов, монголов из Автономного района Внутренняя Монголия и других регионов Китая, бурят, тувинцев, якутов, чукчей, киргизов, уйгуров, узбеков, каракалпаков и таджиков.
C3d-M407 теперь (по всей видимости /автор не специалист/ ) именуется C2c1a1a1 M407 (эту гаплогруппу представляют 10,8% ойратских мужчин в Республике Калмыкия). Встречается с высокой частотой в некоторых образцах баргутов, бурят, хамниган, сойотов и племени конграт казахов, умеренной частотой у монголов и ойратов и низкой частотой в некоторых казахских племенах (найманы, албаны, жетыру, алимулы, байулы, сыргели, ысты, канглы, джалаиры, бай, камбоджийцы, эвенки, ханьцы, японцы, корейцы, маньчжуры, телеуты, туцзя, тувинцы, уйгуры и якуты.
Таким образом, можно сделать вывод: гаплогруппа C2 (ранее C3) M217 - основная среди ойратов в Республике Калмыкия, является типичной для монголов, казахов, бурят, дауров, ойратов, томских татар, хазарейцев, афганских узбеков, эвенков, эвенов, орокенов, ульчей, удэгейцев, маньчжур, сибеев, нивхов, коряков и ительменов, с умеренным распространением среди других тунгусских народов, айнов, корейцев, хань, вьетнамцев, алтайцев, тувинцев, уйгуров, узбеков, киргизов, ногайцев и крымских татар. Встречается с умеренными или низкими частотами среди японцев, тайцев, северокавказских народов, абазин, адыгейцев, табасаранцев, кабардинцев, таджиков, пуштунов и среди других народов.