Некоторые зрители говорят, что не в силах смотреть повторно картину «Иди и смотри» из-за тех переживаний, которые испытывает нормальный человек.
Создается такое впечатление, что автор сценария умышленно собрал в картину такие сцены, от которых тяжело себя сдерживать.
Тем не менее, работа режиссера Элема Климова по праву считается одним из мировых шедевров.
Картина получила высокую оценку не только в нашей стране, но и за рубежом.
Она вышла на экраны в 1985 году, с тех пор собирает миллионы кинозрителей в любой стране.
О картине напечатано очень много отзывов, рецензий, различных обзоров, в каждом из которых отслеживается личное мнение авторов.
Особенно, если чьим-то родственникам довелось побывать во время войны в белорусских деревнях.
Картине дали высокую оценку режиссеры с мировым именем.
В частности, Стивен Спилберг, режиссер всемирно известной картины «Спасти рядового Райана» обратил внимание на величие картины советского режиссера, и использовал некоторые технические приемы фильма «Иди и смотри».
Другой мастер Квентин Тарантино сообщил, что хорошо знает, какие сцены содержит картина советского режиссера, но опасается просматривать фильм, чтобы не оказаться под влиянием этого мирового шедевра.
В мировом рейтинге лучших фильмов по версии IMDb картина «Иди и смотри» занимает 91-ую позицию, опережая картины: «Крепкий орешек», «Рокки», «Унесенные ветром» и другие мировые шедевры.
Такого высокого результата съемочной команде, автору сценария, режиссеру и актерам удалось получить большим трудом, пропустить через себя буквально каждую сцену.
Команда режиссера Элема Климова отработала «на полную выкладку».
Как зарождалась картина
Режиссеру довелось прочесть книгу «Я из огненной деревни», написанную автором Алесем Адамовичем.
Книга рассказывает о воспоминаниях жителей белорусских деревень, которым довелось стать свидетелями немецких карательных операций, и при этом остаться в живых.
Прочитав книгу, Элем Климов был не в силах сдержать эмоции.
Ему захотелось рассказать об этом всем живущим, иначе было нельзя жить дальше.
Режиссер захотел встретиться с автором, и обсудить возможность создания картины.
Тем более, что сам режиссер был свидетелем того, как «пылал» Сталинград во время бомбежки. Это зрелище, которое оставило отпечаток в сердце и в памяти, невозможно забыть.
Позднее Элем Германович удивлялся тому, что о бедах Катыни знает весь мир, но о горе людей, живших во время войны в оккупированных немцами белорусских деревнях, написано и рассказано так мало!
Процесс запущен
Началась работа над картиной. Как и в других случаях, режиссеру пришлось преодолеть «полосу препятствий» создаваемой чиновниками.
Обычно много лет уходит, пока картина пройдет весь путь, от начала и до выхода на экраны. Более того, многие картины так и остались пылиться на полке.
С картиной «Иди и смотри» едва не произошло то же самое. Первая версия названия фильма звучала так: «Убейте Гитлера».
Чиновники, работающие в Госкино, ставили под сомнение многие моменты:
· Сомнительная репутация режиссера Климова;
· Сомнительное название картины с упоминанием врага;
· В картине ничего не говорится о героях, нет героической темы;
· Нет указания на решающую роль Коммунистической партии и т.д.
Позднее режиссер вспоминал и рассказывал о том, что название меняли буквально «на ходу».
Первое название подразумевало: «Убей Гитлера в себе», и для его замены использовали Откровения Иоанна Богослова.
Много споров вызвала финальная сцена, когда расстреливали портрет Адольфа Гитлера.
Но съемки картины отложили по причине различных подцензурных замечаний.
В процессе продвижения картины пришлось обращаться к первому секретарю ЦК партии Белоруссии Машерову, но и это мало помогло.
Съемку задержали и по объективным причинам.
Лариса Шепитько, супруга режиссера, в период съёмок ушла из жизни.
Позднее ушел из жизни и Машеров, председатель ЦК Беларуси.
В таких условиях съемки фильма отошли на задний план.
Работа над картиной продолжилась в 1984 году. В прошлое ушли строгие политические подходы и требования. Госкино подало заявку на выпуск картины к 40-летию Великой Победы.
Режиссера пригласили на беседу, и работа над картиной закипела с новой силой. Кинопробы проходили многие актеры, пока 13-летний Алексей Кравченко не был утвержден на главную роль.
Но прежде, чем это произошло, юношу подвергли жестким проверкам на кастинге.
Картину снимали в тех местах, где ранее проходили действительные исторические события.
В этих местах работали каратели, для съемки массовых сцен приглашали жителей деревень, которые хорошо помнят военные годы.
Благодаря этому, фильм получился максимально реалистичным.
Режиссер говорил, что более реалистичного фильма невозможно было создать.
Отличается ли сюжет картины от книги?
На самом деле художественный фильм «Иди и смотри» - это вовсе не точная экранизация повести Адамовича.
В картине собраны несколько миксов из разных источников, включая выдержки из книги «Партизаны» и повести «Каратели».
Также режиссер использовал фрагменты документального фильма «Я из огненной деревни».
Примечательно, что по мнению режиссера, фильм вышел довольно сдержанным, умеренным.
Если все эти жесткие фрагменты включить в фильм, люди бы отказались от просмотра из-за его разрушающей жестокости.
Невозможно было бы выдержать этот сюжет, а ведь именно таковой была реальность!
Фактический опыт прошедших через оккупацию людей, был, по словам режиссера, нечеловеческим.
От одной такой «невыносимой» сцены режиссеру пришлось отказаться в процессе работы над картиной, «на ходу».
Из воспоминаний Бориса Павлюка, сотрудника Госкино:
«В сценарии фильма был фрагмент, где снимали круговой бой. Это очень жесткая сцена противостояния немцев и русских, обессилевших, ожесточенных, потерявших человеческий облик".
Каждый участник того боя в равной степени нес ответственность за это.
Бойцы находились на пятачке земли, окруженной болотом. Отступать некуда, и бой идет до последнего».
Название картины «Иди и смотри» именно из-за этой последней сцены было выбрано режиссером.
Позднее он говорил, что из-за технических сложностей съемок этой сцены работу отложили на несколько месяцев.
Когда, наконец, решили приступить к этой сцене, на улице было очень холодно – стояла зима.
Режиссер и автор книги решили, что все – к лучшему.
На самом деле, сцена могла быть настолько тяжёлой для просмотра, что люди вообще не пошли бы на этот фильм.
Об этой сцене тяжело говорить и писать, тем более – снимать, и смотреть готовую картину.
Сцену называют апокалипсической, должны были снимать на торфяном болоте, со всех сторон окруженном лесом.
Силы равны: партизаны и фашисты бьются под палящим солнцем, в сторону шагнуть нельзя, иначе можно провалиться в горящий торф.
Две группы людей здесь только с одной целью – уничтожить своего противника.
Солнце в небе палит так беспощадно, словно подгоняет людей: быстрей, быстрей, быстрей… Ускоряет этот механизм…
Тогда, когда в лесу еще щебечут птицы и бегают звери, в болотах булькает вода.
Сцену так и не сняли.
Но забыть об этой не отснятой сцене режиссер и автор сценария уже никогда не смогли.
Надо ли было усиливать зрелищность?
Думается, нет. Потому что картина и без последней сцены слишком (слишком!) зрелищная.
Выходя из кинозала после просмотра картины, очень сложно опять вернуться в мирное время, в этот день, в эту реальность.
Еще много дней и ночей перед глазами будет всплывать бегущий за машиной беспомощный ребенок...
По идее Карена Шахназарова, руководителя «Мосфильма», картина «Иди и смотри» прошла цифровую реставрацию, благодаря этому она обрела «вторую жизнь» и была удостоена в 2017 году высокой награды Венецианского кинофестиваля.