Трудность понимания смысла снов многими людьми объясняется непониманием языка бессознательного, который является чисто символическим.
Пытаясь расшифровать этот символический язык, Юнг обнаружил поразительное сходство между символами, встречающимися в снах его пациентов, и символами, присутствующими в мифологиях культур прошлого и настоящего.
Чтобы объяснить это сходство, Юнг предположил, что бессознательный разум содержит трансперсональные, или универсальные, элементы, которые передаются по наследству и являются продуктом биологии человека, а не его личного опыта.
Общность символов, встречающихся в снах разных людей и в мифах культур прошлого и настоящего, можно объяснить тем, что они являются проявлениями этих «идентичных психических структур, общих для всех», которые Юнг назвал архетипами.
Слово «архетип» в переводе с греческого означает «первичный импринтер», и, как объяснила коллега Юнга Аниэла Яффе, в психологии архетипы представляют собой образцы человеческой жизни, специфику человека.
Следовательно, индивидуация — это процесс, в ходе которого человек всё больше осознаёт символические проявления архетипов, таким образом приобретая знание о вневременных «паттернах человеческой жизни».
Это знание имеет огромную ценность, поскольку оно даёт нам осознание того, что многие из наших проблем присущи не только нам, но и всему человечеству. Простое знание того, что мы не одиноки в своих страданиях, часто может оказать терапевтический эффект, поскольку открывает нам новую перспективу:
«То, что на более низком уровне приводило к самым диким конфликтам и паническим вспышкам эмоций, теперь выглядит как буря в долине, наблюдаемая с вершины горы. Это не означает, что буря лишена своей реальности, но вместо того, чтобы быть в ней, человек оказывается над ней». (Карл Юнг, «Алхимические исследования»)
Для тех, кто хочет начать сознательный путь индивидуации, первый шаг всегда один и тот же: мы должны, как выразился Юнг, «освободиться от ложных оболочек личности» (Отношения между Эго и Бессознательным).
Персона — это социальная маска, которую мы носим, чтобы вписаться в общество. Его формирование начинается в раннем возрасте, поскольку стремление к конформизму заставляет нас наиболее сильно отождествлять себя с элементами нашей личности, которые гармонируют с социальными ценностями нашего времени, отвергая при этом те, которые вступают в противоречие с социальными нормами.
Проблема, однако, в том, что многие люди достигают точки, когда они верят, что они являются социальной маской, которую они носят, и, поступая таким образом, они отрезают себя от более глубоких сфер психики.
Поэтому для любого, кто желает встать на сознательный путь индивидуации, крайне важно признать, что их социальная маска представляет собой всего лишь частицу их целостной личности, ибо, как объясняет Юнг:
«[Никто] не может индивидуализироваться, пока человек играет роль для самого себя; убеждения, которые у человека есть о самом себе, являются самой тонкой формой личности и самым тонким препятствием на пути любой истинной индивидуации. Человек может признать практически всё, но где-то он сохраняет идею о том, что он, тем не менее, такой-то, и это всегда своего рода последний аргумент, который, по-видимому, считается плюсом; однако он действует как фактор, препятствующий истинной индивидуации».
Берегите себя
Всеволод Парфёнов