Найти в Дзене

Петербургский роман дочери Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин – личность очень популярная. Но в то же время мы мало знаем о его потомках. А ведь дети Пушкина и дети Дантеса, его убийцы, - двоюродные братья и сестры. Потомки поэта породнились с императорской семьей Романовых. Старшая дочь Мария стала прообразом Анны Карениной. Его младшая дочь вышла замуж за принца Николая Нассауского. В семье Пушкиных младшую дочь Наталью звали Таша-бесенок. Девочка была живой и непосредственной, имела необузданный нрав. И судьба у нее также сложилась ярко, а в конце и счастливо. По воспоминаниям современников, Наталья Александровна была необычайно красивой. Это и неудивительно – Наталья Николаевна, ее мать, в пору юности считалась самой красивой женщиной двух столиц, а значит и России. В первый раз Наталья Пушкина вышла замуж за Михаила Дубельта – сына главы тайной полиции. Брак не был счастливым – муж жену страшно ревновал и даже бил. Сразу после развода с ним дочь поэта обвенчалась с принцем Николаем-Вильгельмом Нассауским и получила

Александр Сергеевич Пушкин – личность очень популярная. Но в то же время мы мало знаем о его потомках. А ведь дети Пушкина и дети Дантеса, его убийцы, - двоюродные братья и сестры. Потомки поэта породнились с императорской семьей Романовых. Старшая дочь Мария стала прообразом Анны Карениной. Его младшая дочь вышла замуж за принца Николая Нассауского.

В семье Пушкиных младшую дочь Наталью звали Таша-бесенок. Девочка была живой и непосредственной, имела необузданный нрав. И судьба у нее также сложилась ярко, а в конце и счастливо. По воспоминаниям современников, Наталья Александровна была необычайно красивой. Это и неудивительно – Наталья Николаевна, ее мать, в пору юности считалась самой красивой женщиной двух столиц, а значит и России.

Юная Наталья Гончарова, портрет А. Брюллова
Юная Наталья Гончарова, портрет А. Брюллова

В первый раз Наталья Пушкина вышла замуж за Михаила Дубельта – сына главы тайной полиции. Брак не был счастливым – муж жену страшно ревновал и даже бил. Сразу после развода с ним дочь поэта обвенчалась с принцем Николаем-Вильгельмом Нассауским и получила титул графини Меренберг.

Помимо красоты матери, женщина имела амбиции унаследовать и талант отца. Она сделала попытку написать роман. Судя по всему, талант не обнаружился, но литературный памятник остался. Произведение описывает судьбу самой Наташи. Мемуарный роман, похожий на повесть Марины Гейден о смерти наследника князей Юсуповых.

Рукопись Натальи Пушкиной была случайно найдена ее внуком и обнародована лишь правнучкой в 2002 году. Произведение она назвала «Петербургский роман» и подписала именем Вера Петровна. Книга была снабжена следующим предисловием об истории рукописи:

«Во второй половине сороковых годов (20 века), еще до денежной реформы в Германии, мой отец граф Георг фон Меренберг получил из Аргентины пакет от своей тетки Ады де Элия, урожденной графини фон Меренберг, после ее кончины.

Вы можете себе представить ужасное разочарование при получении этого наследства. После Второй мировой войны, живя в одной квартире с соседями, мы надеялись получить от богатой тетки из Южной Америки что-то ценное — и вот тебе на! В пакете была рукопись — листы старой бумаги, исписанные готическим шрифтом. Читать это никому не пришло в голову. И это «наследство», такое незначительное, как мы тогда полагали, было закинуто в шкаф.

После смерти моего отца в 1965 году и после моего замужества этот пакет переехал со мной на новую квартиру.

В 1991 году я впервые приехала в Россию, в Петербург, и там стала изучать русский язык. И вот летом 2002 года случайно (а может, это была судьба?) я снова взяла этот пакет в руки, спокойно и внимательно рассмотрела. Я установила, что в пакете лежали набросок романа и его набело переписанная рукопись, выполненная мелкими готическими буквами.

«…раздались три удара гофмаршальского жезла… Представление высших сановников закончилось, и царь, проявляя нетерпение при виде неопытной молодежи, дал знак музыкантам играть. Первые звуки разделили общество по возрасту, и молодежь по праву заняла бальные залы. В этот момент в зал впорхнула и закружилась в танце прекрасная юная девушка со счастливой улыбкой на лице. Для двух влюбленных исчезли царь, двор, танцующие. Казалось, они плыли в море блаженства.

Наталья Александровна Пушкина-Дубельт, конец 1850-х гг., 
портрет И.К.Макарова
Наталья Александровна Пушкина-Дубельт, конец 1850-х гг., портрет И.К.Макарова

— Как мне отблагодарить вас, Владимир Николаевич, за приглашение? Какое божественное удовольствие танцевать с вами в большом зале под звуки пленительной музыки!

— Не стоит благодарности, моя обожаемая Вера. Я сделал это из эгоизма, чтобы самому испытать счастье увидеть вас снова. Я тоже наслаждаюсь, танцуя с вами. Мне кажется, что у нас выросли крылья и мы не касаемся земли. Я бы хотел кружиться без конца до потери рассудка.

— Мама сказала, что сегодня вечером я не должна танцевать с вами больше одного раза, — сказала Вера. — И я нахожу, что это очень жестоко. А теперь скажите, пожалуйста, какого мнения ваша мать о нашем обручении. Ведь, возможно, нам не удастся скоро свободно поболтать.

Наталья Александровна Пушкина, конец 1851 г., рисунок Николая Ланского
Наталья Александровна Пушкина, конец 1851 г., рисунок Николая Ланского

— Мне трудно, лучше сказать, невозможно исполнить ваше желание, — отвечал Островский.

— Ее ответ настолько неблагоприятен?...

— Я не нахожу положение настолько плохим или даже трагическим. Она удивилась еще больше, когда я, упав к ее ногам, с замиранием сердца рассказал ей о своей любви и попросил ее благословения. Она считает, что дело не терпит спешки. Ведь вы так еще юны. В любом случае мы должны подождать со свадьбой еще год. Она считает, что нет необходимости в столь раннем обручении. Ведь из-за вашего юного возраста и не может быть другого претендента на вашу руку. Хотя эта причина, должен вам сказать, меньше всего меня успокаивает. Мужчины все больше интересуются вами. Я заметил, что Борис Иванович Беклешов ухаживает за вами.

— Вы очень ревнивы, Владимир Николаевич. И оказываете ему слишком большую честь. Он мне совершенно безразличен, а часто даже неприятен...

…В то время как красивая молодая пара легко и блаженно неслась в танце, забыв о всех заботах и тревогах жизни, за ней внимательно наблюдали два пожилых господина в генеральском мундире.

— Послушайте, Беклешов, — сказал старший с орденом Андрея Первозванного на груди, — вы можете сделать мне большое одолжение, даже дружескую услугу, и я никогда ее не забуду. Стоить вам это ничего не будет. Зато доставит, по-видимому, большую радость…Видите юную Веру Петровну Громову, танцующую с моим сыном? — продолжал граф Островский. — Я недавно слышал, что ваш старший сын Борис Иванович восхищен юной Верой Петровной и сильно за ней ухаживает. Не так ли?

— Насколько он прельщен этой девочкой-подростком, я на самом деле не знаю, — отвечал Беклешов, — но это точно, что мой сын часто посещает дом Громовых.

— Вам следует поощрять вашего сына в его увлечении юной девушкой, — заметил граф. — И, несмотря на ее юный возраст, как можно быстрее посвататься. Это была бы очень подходящая партия для обоих молодых людей…»

Об отношениях самого Александра Сергеевича Пушкина с сестрами Вульф во время Михайловской ссылки мы рассказывали здесь.

#Пушкин #Дантес #Романовы #Михайловское