Здравствуйте, дорогие мои читатели. В этой статье я поделюсь с Вами своими разработками по организации учебного процесса, которая просто необходима репетитору при работе с большим количеством учеников. Мы вместе рассмотрим нюансы, которые могут повлиять как на успешное обучение предмету, так и на неполноценное его освоение. Я попробую ответить на следующие вопросы:
1. Стоит ли официально становиться репетитором, выгодно это или нет?
2. Какой способ передачи знаний выбрать - офлайн или онлайн?
3. Как найти учеников и чем заинтересовать их родителей?
4. Какое количество учеников можно считать оптимальным?
5. Как не запутаться в учебных планах, разработанных под каждого ученика?
6. Как организовать процесс обучения таким образом, чтобы занятия репетиторством приносили радость?
Если Вы впервые на моём канале, то давайте знакомиться. Меня зовут Ольга, мне 58 лет, я пишу обо всём, что мне интересно: о математике, об образовании, о людях, о животных, о своём творчестве, о шахматах, о ЗОЖ, о путешествиях, о жизни на пенсии.
Итак, первый вопрос.
1. Стоит ли официально становиться репетитором, выгодно это или нет?
Стоит. Выгодно. Здесь на сегодняшний день мне кажутся привлекательными две возможности: зарегистрироваться индивидуальным предпринимателем (ИП) или стать самозанятым (СЗ). О налогах для ИП можно прочитать здесь. Период деятельности в качестве ИП, в котором уплачивались страховые взносы, засчитывается в страховой стаж. О налогах для СЗ можно прочитать в этой статье. На СЗ не распространяется обязательное пенсионное страхование и не формируются пенсионные права (стаж и индивидуальные пенсионные коэффициенты). Для формирования своих пенсионных прав СЗ граждане, применяющие специальный налоговый режим, могут вступить в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию путем подачи заявления и уплатить страховые взносы.
Я самозанятая. Это очень удобно. Во-первых, пенсию я получаю, что даёт мне возможность не беспокоиться о своих пенсионных правах. Во-вторых, при работе на площадке Дзен я получаю в несколько раз больше, чем тогда, когда была зарегистрирована в качестве физического лица. В-третьих, я могу заниматься не только репетиторством, но и другими видами деятельности, например, сдавать в аренду жильё с уплатой налога величиной 4% от перечисленной арендной платы. В-четвёртых, мой доход учитывается автоматически при поступлении на привязанный счёт, и отчётность перед налоговым органом занимает минуты с мобильного телефона. В-пятых, можно без проблем подавать в интернете объявления о наборе учеников. Переходим ко второму вопросу.
2. Какой способ передачи знаний выбрать - офлайн или онлайн?
Сначала нужно принять решение, какой способ обучения для Вас самих является оптимальным. Здесь возможны варианты: офлайн на территории Вашего место проживания (хорошо, когда обучение индивидуальное), офлайн на арендуемой территории (хорошо, если занятия Вы проводите в группах Вашего города), онлайн (хорошо, если Вас не устраивают по каким-либо причинам первые 2 варианта).
Я занимаюсь только офлайн. Во-первых, численность населения моего города около 300 000 человек, поэтому ученики не иссякают. Во-вторых, считаю, что занятия офлайн по моему предмету "Математика" более эффективны, так как процесс обучения предполагает обязательный контроль выполняемых заданий с последующей корректировкой. При работе через экран монитора ученик видит действия учителя, остаётся запись занятия, а вот то, что происходит в его тетради, к сожалению, репетитору не доступно. Или на некоторых площадках нужно прикладывать к экрану тетради, чтобы что-то учитель смог рассмотреть. Это затратно по времени, а часто и связь не очень. В-третьих, на некоторых площадках наработки репетитора, считающиеся его интеллектуальной собственностью, оседают в базе, а потом становятся доступными для использования другими.
3. Как найти учеников и чем заинтересовать их родителей?
Я подаю объявление на АВИТО, причём последнее время оно для меня бесплатное.
Чтобы привлечь внимание родителей, нужны 3 вещи: высшее образование по предмету (подтверждается документом об образовании), как можно больший стаж в системе образования (не требуется подтверждения, как правило, с Ваших слов), отличные отзывы о проделанной работе с учениками (это отпадает, если репетитор начинающий). Редко, но спрашивают портфолио учителя. На АВИТО я выложила некоторые сертификаты о повышении квалификации, о прохождении мастер-классов по предмету, о посещении методических семинаров и научных конференций.
4. Какое количество учеников можно считать оптимальным?
Такое, от которого не пострадает Ваше здоровье. Вы должны понимать, что репетиторство предполагает усидчивый образ жизни. Вы практически все занятия и подготовку к ним проводите сидя, за исключением, быть может, обучения в группах на арендуемой территории. Если учитель в школе проводит урок на ногах, что тоже не хорошо, то Вы не можете себе позволить даже этого: нависать над учеником. Вы должны создать для него комфортную атмосферу занятия, стать его союзником, находиться на одной линии головами. Если в молодом возрасте хочется работать сутками (как одна моя коллега по 12 часов в день), то к преклонному возрасту помимо заработанных Вами квартир, машин и дач Вам будут обеспечены грыжи в позвоночнике, проблемы с нервной системой. Вы должны подумать о перерывах между занятиями с учениками, о выходных днях для себя, о времени на прогулки на свежем воздухе, о занятиях спортом и любимыми видами творчества. Мой совет: не гонитесь за деньгами, их всех не заработаешь. Я покажу своё расписание на этот учебный год, отталкиваясь от того, что получаю пенсию чуть больше 20000 рублей.
Понедельник: первая половина дня оставлена под занятия спортом.
Вторник: занятия начинаются после 18:00, так как с 15:30 у меня тренировка по шахматам.
Среда: тренировочный день по шахматам, занятия творчеством.
Четверг: первая половина оставлена под плавание в бассейне.
Пятница: как во вторник.
Суббота: выходной или соревнования.
Воскресенье: выходной или соревнования.
Расписание занятий - это обязательная часть Вашего распорядка. Его разработка относится к шестому вопросу.
5. Как не запутаться в учебных планах, создаваемых под каждого ученика?
Этот вопрос я считаю самым интересным. До недавнего времени мне даже в голову не приходили идеи, которые я изложу ниже. Но с огромным, в отличие от этого года, количеством учеников меня вдруг осенило, как легко организовать процесс обучения и не запутаться.
На моём рабочем столе много папок, одна из которых называется "Карточки детей":
Если её открыть, то можно увидеть именные файлы:
Сейчас их осталось немного после учебного года, сохранились те, которые потребуются в новом учебном году. Если открыть первый файл, то можно увидеть таблицу с датой занятия, содержанием урока и домашней работой.
Вы никогда не запутаетесь и не забудете, что проходили с учеником и что ему задали на дом, если будете фиксировать пройденное в таком журнале. Здесь можно отмечать всё, в том числе то, над чем стоит поработать ещё, его "косяки", пропуски занятий по болезни и без уважительной причины с Вашей точки зрения. Можете комментировать для себя. Это Ваш журнал, его видите только Вы. В любой момент Вы сможете ответите на вопросы родителей о процессе обучения их детей и продумать дальнейшую стратегию в освоении предмета.
Что ещё помогает улучшить процесс обучения?
Мои папки. Отдельно для девочек и отдельно для мальчиков.
Зачем они нужны? В них находятся файлы, обозначенные (как и в компьютере) именами детей. В них содержится раздаточный материал для каждого ученика.
Это очень удобно. Смотрите.
Открываем расписание, например, на понедельник. Должны появиться на занятиях: Катя (9 класс), Фёдор (11 класс, профиль) и Иван (8 класс). Разрабатываем материалы для каждого и складываем их в помеченные их именами файлы.
При появлении учеников достаём то, что заготовлено и работаем. Очень удобно, всё в одном месте. Если ученик не пришёл из-за болезни, оставляем на следующее занятие в файле.
И, наконец, самый злободневный вопрос.
6. Как организовать процесс обучения таким образом, чтобы занятия репетиторством приносили радость?
Тут я могу дать 2 простых совета.
Совет первый
Попробуйте систематизировать накопленный Вами годами материал и создать каталог по темам. Он может пополняться. Его можно будет редактировать. А это творческая работа. Среди папок, о которых я рассказала выше, есть одна, названная "ЗЕЛЁНЫЙ ДРАКОН". Она появилась тогда, когда я организовала частный учебный центр в своём городе.
Так как я работала с малочисленными группами, мне потребовалось много раздаточного материала. И я начала делать подборки по темам. Смотрите.
Самое ценное в этой папке - четыре другие папки с названиями "ТЕОРИЯ", "Самый подробный курс", "Средний курс", "Сложный курс". Откроем, например, папку "ТЕОРИЯ".
В ней находится теоретический материал, которому Вы бы позавидовали. Я собирала его годами. Публиковала методические пособия на его основе. Сейчас использую при обучении. А если открыть папку с названием, например, "Самый подробный курс", то можно увидеть уже не теоретический материал, а практический. Вот как выглядят задания для урока и домашней работы под символическим номером 18 из этой папки:
С приходом в нашу жизнь интернета и электронных площадок появилась уникальная возможность сделать материалы доступными не только для обучаемых Вами детей, но и других.
Совет второй
Создавайте аккаунты для своего занятия репетиторством и выкладываёте в них не только материалы для обучения предмету, но и случаи из Вашей практики.
Что это даёт?
Вдохновение.
Общение с аудиторией.
Возможность небольшого заработка.
Немедленный доступ к проходимому с учеником материалу.
А ещё это дисциплинирует и делает Вашу жизнь яркой.
У Вас есть, что добавить?
ДОБАВЬТЕ!
И не забывайте ставить лайки и подписываться на канал, мне это приятно.