Найти тему
Книжная Невежда

Интернет - это зло: Виктор Пелевин и его «Любовь к трем цукербринам»

Пелевинская действительность в этой книге вполне узнаваема. И пелевинские приемы остались неизменными, разве что персонаж просветления достигает не облизывая марки и не употребляя сильнодействующие галлюциногенные вещества, а прибегнув к здоровому образу жизни и прилежному занятию йогой.

По-прежнему автором простебываются современные брэнды (тут и Contra. ru, и Гугл, и соцсети упоминаются). Не забыты и политические события. Достается на орехи и рядовому хипстеру. Кстати, последний, по мнению писателя, – это вайфайный голем с небольшим умственным ресурсом.

А компьютерная игра Angry Birds и вовсе в одной из повестей (всего их в книге три) становится сюжетообразующей. И главный герой, ничем поначалу непримечательный юноша, неожиданно (как это часто бывает в последних книгах писателя) обретает сверхспособности и шустро начинает разбираться во всем, о чем раньше и не задумывался. Что, в общем-то, не может не наводить на мысли о других пелевинских произведениях, вроде «Принца Госплана», «Шлема ужаса», «Empire V».

Символический рассказ «Fuck the system» пространно (вообще многословное брюзжание характерно для всей книги) поясняет читателям о том, что как бы современный объект ни изгалялся, пытаясь низвергнуть существующую систему, в проигрыше останется именно он, а все те непристойности, кои им замысливались, будут ритуально произведены над самим объектом.

В остальном книга полна привычных пелевинских странностей, вроде таинственной должности Киклопа, Мэрилин Монро, на самом деле являющейся исламским террористом, и поджарых «японок в школьных матросках». Встречаются и трехголовые собаки, и так далее и тому подобное.

Мораль книги незатейлива. Если кратко, то Интернет – зло, созданное неведомым и неземным разумом с одной лишь целью – погубить все живое. А сами цукербрины – производное от имен Марка Цукерберга, основателя Facebook, и Сергея Брина, разработчика Google.

А еще философия в новом романе соседствует с чем-то эро*ическим. Все самое горячее, как правило, почерпнуто персонажами на просторах Сети или в некоем киберпространстве. Но, конечно, Виктору Олеговичу в этом плане до Генри Миллера и даже до Филипа Рота далеко. Поэтому после очередного откровенного пассажа нередко возникает символический вопрос: «Зачем?».

Одно можно сказать точно: в этой книге больше невнятицы (впрочем, интересной), чем где бы то ни было. Кажется, даже раздробленный сборник «Ананасная вода для прекрасной дамы», а также «S.N.U.F.F.» и «Бэтман Аполо» были понятнее.

Пелевин – талантливый автор, который долгое время пытался преодолеть творческий кризис. На мой взгляд, ему это удалось. Но все же иногда кажется, что этот модный в свое время писатель уже немного устарел.