25 августа список войн с ироничными названиями пополнился. К «Войне за ухо Дженкинса» (Великобритания - Испания), «Кондитерской войне» (Франция – Мексика) и «Тресковой войне» (Исландия – Великобритания) добавилась «Куриная война» между Израилем и ливанской «Хезболлой».
Согласно израильским сообщениям, разведка доложила, что в 5:30 утра «Хезболла» планирует нанести удар тысячами ракет и дронов по Израилю, включая, как сейчас принято говорить, «центры принятия решений» в район Большого Тель-Авива. Это должно было стать долгожданной местью за гибель от израильской ракеты высокопоставленного командира «Хезболлы» Фуада Шукра. В 5:00 авиация ЦАХАЛа силами сотни самолётов нанесла упреждающий удар по пусковым установкам «Хезболлы». ЦАХАЛ заявил сначала о 6, а позже о 7 тысячах уничтоженных ракет всех типов. Через полчаса «Хезболла» всё-таки нанесла удар, но 230 ракет и 20 дронов полетели не по «центрам принятия решений», а по приграничным городам и посёлкам. Почти все они были сбиты, хотя ряд зданий получили повреждения, и одна женщина была ранена. По трагической случайности, один израильский моряк погиб в результате отклонения от курса зенитной ракеты,попавшей в военный корабль. Однако самые большие потери понесли израильские куры: ракета «Хезболлы» поразила здание птицефермы (на севере Израиля множество птицеферм, и эта отрасль очень пострадала от войны с «Хезболлой»).
Ливанские СМИ моментально запестрели издевательскими комментариями и карикатурами: атаку «Хезболлы» назвали «Куриной войной», а шейха Насраллу, соответственно, петухом. Ливанские сети пестрят шутками типа «Ответ «Хезболлы»! Количество раненых кур возросло до 27, 5 из них получили критические ранения, с ожогами первой степени крыльев и клюва».
Сам шейх после удара выступил с речью, в которой утверждал, что все заявления политического и военного руководства Израиля о превентивном ударе, нанесенном утром 25 августа, не соответствуют действительности: ЦАХАЛу не удалось уничтожить ракетные установки и площадки для запуска беспилотников, за исключением двух пусковых установок. Насралла также заявил, что все высокоточные и баллистические ракеты были перемещены «Хизбаллой» до израильского налёта. Хотя несколько дней назад израильские самолёты бомбили объекты «Хезболлы» в ливанской долине Бекаа, и то, что там взрывалось и разлеталось, очень напоминало как раз высокоточные и баллистические ракеты. Насралла сказал, что основной целью атаки была база Глилот к северу от Тель-Авива, где размещаются израильская разведка МОССАД и группа радиотехнической разведки «Подразделение 8200». Это признание из уст шейха довольно неожиданно, поскольку является признанием неудачи: ракеты не только не достигли базы Глилот, но и вообще не долетели до Северного Тель-Авива.
Впрочем, ракет всех типов у «Хезболлы», по данным той же израильской разведки, около 150 тыс., и даже если израильтяне действительно уничтожили 6 или 7 тыс. (а ряд израильских экспертов считают, что поражено было только несколько сотен), большая часть ракетного потенциала группировки сохранилась.
Конечно, в войне, которую можно назвать «Куриной», ничего смешного на самом деле нет. Есть погибшие и пострадавшие с обеих сторон, опять горят израильские и ливанские леса и сады. Опять сотни тысяч людей по обе стороны границы получили стресс от грохота разрывов и воя сирен.
Тем не менее главный результат «Куриной войны» таков: «Хезболла» не смогла нанести серьёзного удара по Израилю и причинить ему заметный ущерб. Израильтяне опередили «Хезболлу», уничтожив какое-то количество ракет и перехватив при подлёте те ракеты и дроны, которые избежали уничтожения на стартовых площадках и были выпущены по целям.
Материально-технический ущерб, понесённый «Хезболлой», незначителен. Но перед шейхом Насраллой встаёт вопрос: имеет ли смысл продолжать обстрелы Израиля, если удары раз за разом не достигают (или почти не достигают) цели, а израильский «ответ на ответ» бывает очень болезненным (например, уничтожение Шукра)?
Ливанцы (разумеется, те из них, кто не состоит в «Хезболле» и не сочувствует ей) шутят над «Хезболлой», но это смех сквозь слёзы. Ситуация в Ливане чудовищная. Больше 100 тысяч жителей Южного Ливана стали беженцами, спасаясь от войны. Бюджет Ливана пуст, электростанции не работают из-за отсутствия денег на закупку топлива. Госструктуры и коммунальные службы давно бездействуют. И без того плохо функционировавшая из-за коррупции экономика Ливана в 2020 г. было подорвана пандемией COVID-19, а чудовищной силы взрыв в порту Бейрута снёс с лица земли значительную часть столицы. Упал до нуля туризм, бывший одним из моторов ливанской экономики. Кроме того, в Ливане спасаются от войны больше миллиона беженцев из Сирии, что усиливает нагрузку на социальную сферу и порождает рост преступности и массовое недовольство. Впрочем, в последние недели сотни тысяч ливанцев ищут прибежища за рубежом, в т.ч. в Сирии.
Значительная часть ливанцев винит в отчаянной ситуации «Хезболлу». Эта группировка, располагающая крупными военными силами и большими финансовыми возможностями, не управляет Ливаном, но участвует в правительстве и, по сути, контролирует политику и экономику. Неудивительно, что ливанцы обвиняют в своих напастях самую мощную в стране силу, которая занимается войной с Израилем вместо того, чтобы попытаться разобраться с проблемами самого Ливана. По данным ливанских СМИ, 88% ливанцев выступают против войны с Израилем, опасаясь того, что случае такой войны Ливан будет разрушен до основания, вплоть до превращения в непригодную для жизни территорию.
После обмена ударами лидер ливанской оппозиции, христианин и глава правой партии «Катаиб» Сами Жмайель призвал к разоружению «Хезболлы», сославшись на резолюцию 1559 ООН от 2004 года, требующую от правительства Ливана установить суверенитет над всей территорией страны и разоружить «Хезболлу».
Не до смеха и израильтянам, особенно беженцам з Северного Израиля. В отличие от ливанцев, они не стали смеяться над «Куриной войной», и не рисовали карикатур. Успешный удар по ракетным установкам, как и предшествующие ликвидации старших командиров «Хезболлы», не столько радуют их, сколько раздражают. Потому, что за 10 месяцев войны ничего не меняется: летят ракеты и дроны, рушатся дома, горят леса. Израильтяне, укрывающиеся от войны в центре страны, задаются вопросом: если наша разведка такая всевидящая, а ЦАХАЛ такой могучий, почему они не могут завершить войну? Почему не нанесёт врагу удар такой силы, что после него он уже не сможет воевать? Почему мы не можем вернуться домой, и когда всё это, наконец, закончится?
Израиль своими бомбардировками, артобстрелами и точечными ликвидациями все эти месяцы пытается заставить «Хезболлу» отойти за реку Литани, и создать таким образом «буферную зону» на Юге Ливана. А в результате это «Хезболла» своими обстрелами, даже при том, что их жертвами в основном становятся израильские куры, создала «буферную зону», но на Севере Израиля.
Точный и эффективный удар ЦАХАЛа утром 25 августа эту ситуацию не изменил. Значит, вслед за «куриной войной» последуют другие, которые вряд ли удостоятся столь ироничного названия.