Порядка 10% мирового морского трафика, $10 млрд ежегодного национального дохода, гениальные идеи и талантливые авантюры. 160-километровый Суэцкий канал в этом году отмечает 155 лет со дня своего официального открытия
Древние египтяне были известны не только строительством пирамид, изобретением пива и хлеба, но также и путешествиями. Согласно уцелевшим папирусам и фрагментам резьбы по камню, коммерческие экспедиции в страны Библ и Пунт были распространены еще в эпоху Древнего царства, то есть 2700-2100 лет до н.э. Слоновая кость, лазурит, черное и красное дерево, ладан и другие сокровища – все это было для Египта импортом.
Если Библ находился где-то в районе современного Ливана и до него было относительно несложно добраться каботажем от устья Нила вдоль берега Средиземного моря, то за Пунт почитались Сомали либо Йемен, и туда нужно было плыть вокруг Африки (три года) или через Красное море. С ним у Средиземного моря водного сообщения не было, только высохшие русла древних рек – вади. Именно по ним поначалу добирались до побережья караваны путешественников и там собирали корабли из привезенных с собой деталей. Главную опасность в пути представляли жара, крокодилы и пираты.
В трудах Аристотеля («Метеорологика», Книга I, глава XIV) упоминается попытка одного из фараонов Египта решить проблему судоходства между Средиземным и Красным морями:
«Один из царей попытался соединить каналом [море с Нилом]. (Немалую выгоду можно было бы извлечь, конечно, из судоходства на всем этом пространстве. Говорят, что первым из древних принялся за это дело Сесострис.) Но обнаружилось, что море [расположено] - выше земли, поэтому сначала Сесострис, а потом Дарий прекратили рытье, опасаясь испортить речную воду, смешав ее с морской».
Это высказывание Аристотеля историк-эллинист д.ф.н. Иван Рожанский в 1981 году прокомментировал следующим образом: «Проект канала, о котором пишет Аристотель, был осуществлен уже в III в. до н. э. при Птолемее II. Канал шел от Нила около Бубастиса к Горьким озерам, а оттуда на юг к Красному морю. Трудности, связанные с разностью уровней, были преодолены, согласно свидетельству Дидора, путем создания системы шлюзов».
Ряд современных историков склонны не согласиться с обоими мнениями и считают, что «канал фараонов», соединявший с восточным Пелузским рукавом Нила Горькие озера и Суэцкий залив, выкопали в 1800-х годах до н.э. по приказу Сенусерта III, фараона XII династии Среднего царства. Сесострис – эллинизация его имени.
В пользу этой версии служит тот факт, что тремя столетиями спустя царица Хатшепсут (XVIII династия Нового царства, XV век до н.э.) отправила в Пунт пять кораблей, о чем подробно отчиталась в настенных росписях храма Дейр-эль-Бахри под Луксором. Эти рельефы в 1881 году обнаружил египтолог Гастон Масперо и с тех пор все желающие могут убедиться, что волоком корабли никто не тащил и на берегу их не собирали.
Во втором томе своей «Истории» Геродот сообщает: «У Псамметиха был сын Неко (фараон Нехо II, царствовавший в VII—VI вв. до н. э. – прим Ред.), который после него стал царем Египта. Он первым начал строить канал, ведущий в Красное море, который потом продолжил персидский царь Дарий. Длиной этот канал в четыре дня пути и был выкопан такой ширины, что две триеры могли плыть рядом. Вода в него проведена из Нила немного выше города Бубастиса. Затем канал проходит мимо аравийского города Патума и впадает в Красное море. Сначала канал пересекает часть египетской равнины, примыкающую к Аравии. Южнее этой низменной полосы возвышается гора, которая тянется до Мемфиса, где находятся каменоломни. У подошвы этой горы канал долго идет в направлении с запада на восток, затем поворачивает на юг в ущелье, ведущее через город, и, наконец, впадает в Аравийский залив. Самый прямой и короткий путь идет из Северного моря к Южному, так называемому Красному морю, т. е. от горы Касия (на границе Египта и Сирии) до Аравийского залива, [и составляет] ровно 1000 стадий. Это кратчайший путь, канал же гораздо длиннее, потому что извилист. На строительстве канала при царе Неко погибло 120000 египтян. Впрочем, Неко велел прекратить работы в силу неблагоприятного изречения оракула. Изречение это гласило, что царь строит канал только на пользу варварам. Варварами же египтяне называют всех, кто не говорит на их языке».
В 525 году до н.э. Египет был завоеван персидским царем Камбисом II, сыном Кира Великого. Возглавивший империю Ахеменидов три года спустя Дарий I заинтересовался «каналом фараонов» и велел его исследовать на предмет судоходства. Также Дарий в 519—516 годах до н. э. отправлял в путешествие из Египта в Индию греческого морехода Скилака Кариандского. Убедившись по результатам экспедиции, что дело стоящее, Дарий I собрал в 510 году до н.э. в своей столице Персеполе лучших архитекторов и поставил им задачу восстановить в Египте канал Нехо II, который, по данным разведки, к тому времени уже наполовину пересох и заилился. На открытие канала царь прибыл лично и в торжественной обстановке запустил по нему из Египта в Персию первые 24 корабля. Египет был сатрапией неспокойной, постоянно бунтующей и через какое-то время канал опять оказался заброшен. О былом величии напоминали 12 трехметровых стел, установленных по берегам и прославляющих деяния Дария Великого в образе фараона XXVII династии Сетету-Ра.
Так кому же верить? Возможно, стоит предположить, что правы все-таки Геродот с Аристотелем, а царица Хатшепсут для своей экспедиции воспользовалась паводком Нила, воды которого в ее времена при разливе достигали Красного моря. Что же касается Дария, то вся информация об открытии им канала высечена на стелах, а их могли заготовить заранее, как иногда случается при великих стройках…
В 332 году до н.э. Египет стал частью империи Александра Македонского, который пробыл здесь около года, заложил строительство новой столицы – Александрии – и более не возвращался. В 323 году до н.э. Александр Великий умер в Вавилоне и империю начали делить его военачальники-диадохи. Египет достался Птолемею I Сотеру, который основал здесь правящую династию. Его сын Птолемей II Филадельф в 277 году до н.э. восстановил судоходство по «каналу фараонов», построив шлюз для уменьшения засаливания и заиливания нильской воды.
Последней в династии Птолемеев была знаменитая Клеопатра, при которой Пелузийский рукав Нила начал пересыхать. Другие события бурного во всех отношениях I века до н.э. включали в себя череду убийств и самоубийств первых лиц Римской империи и Египта и затем, в 30 году до н.э. – вхождение последнего в состав первой в качестве провинции. Страбон в своей «Географии» пишет, что судоходство в Египте при Октавиане Августе функционировало вполне успешно:
«Прежде по крайней мере едва 20 кораблей осмеливалось пересечь Аравийский залив, чтобы выйти за пределы пролива; теперь отправляются большие флоты даже до Индии и оконечностей Эфиопии, откуда привозят в Египет наиболее ценные товары, а отсюда снова рассылают их по другим странам».
Римский император Марк Ульпий Нерва Траян в 108 году расширил канал фараонов до 45 м, углубил до 5 м и переименовал в «реку Траяна». В 640 году Египет был завоеван Арабским халифатом и через два года по реке Траяна, переименованной в «канал повелителя правоверных» в Аравию из Египта был налажен экспорт пшеницы. В 767 году канал приказал засыпать халиф Абу Джафар аль-Мансур, чтобы перенаправить торговые маршруты к основанному им Багдаду. На этом предыстория Суэцкого канала заканчивается и начинается собственно его история.
Геологика и гидрополитика
В своей книге «Кампании в Египте и Сирии» Наполеон Бонапарт (предпочитавший упоминать о своей персоне исключительно в третьем лице), датирует осмотр остатков «канала фараонов» в окрестностях Суэца 30-м декабря 1798 года:
«Наполеон в сопровождении академика Монжа, нескольких генералов и офицеров штаба следовал по берегу Красного моря и объехал впадину. Повернув затем назад, в направлении Суэца, он обнаружил в 400-500 туазах от этого города остатки каменной кладки, которые привлекли его внимание. Он продолжал путь в этом направлении перпендикулярно морю и, отъехав 60-80 туазов, очутился на трассе древнего канала, вдоль которой следовал в течение пяти часов…
… Остатки канала двух морей хорошо заметны. Берега его находятся на расстоянии 25 туазов (48,5 м – прим. Ред.) друг от друга. Всадник, находящийся посреди канала, совершенно скрыт и невидим».
Заинтересованный возрождением «канала двух морей», Наполеон поручил геодезическое исследование местности сопровождавшему его в Египетском походе инженеру Жаку-Мари Ле Перу. Есть версия, что измерительная аппаратура находилась на борту флагмана французского флота «Ориент» и вместе с ним была благополучно утоплена в стычке с Нельсоном в Абукирском заливе 1 августа 1798 года. Поэтому Ле Пер делал геодезию, что называется, «на глазок». Согласно его исследованиям, уровень воды в Красном море оказался на 9 м выше, чем в Средиземном, и новому каналу потребовались бы шлюзы.
Услышав про шлюзы и связанные с этим расходы в 30 млн франков, Наполеон несколько охладел к проекту, а затем отвлекся на Аустерлиц, Бородино и Ватерлоо. Правда, в 1801 году он приглашал поучаствовать в предприятии императора Александра I, с целью оказать через Россию давление на Англию – в то время главного противника прокладки канала. Контролировавшая Гибралтар и мыс Доброй Надежды «владычица морей» не была заинтересована в создании альтернативного, пусть даже более выгодного маршрута.
Интересно, что в результатах Ле Пера сразу засомневалось научное сообщество во главе с Пьером-Симоном Лапласом, математически доказавшим, что уровень имеющих выход в мировой океан морей везде примерно одинаков.
Идею постройки Суэцкого канала активно пропагандировал социалист-утопист Бартелеми Проспер Анфантен. Ученик Анри Сен-Симона, который несколько ранее придумал и отстаивал идею Панамского канала, Анфантен приехал в Египет в 1833 году, когда власть там уже принадлежала Мухаммеду Али-паше, по итогам своего мятежа и последующих компромиссов ставшему вали (наместником) Османской империи вместо вассала. С концепцией «Босфор в пустыне», предложенной Анфантеном специально, чтобы пощекотать амбиции паши, Мухаммед Али ознакомился, однако взамен предложил французу принять ислам и перейти к нему на государственную службу гидротехником, чтобы строить более насущные плотины. По свидетельству современников паша довольно легко и непринужденной сходился с европейцами.
В 1831—1837 годах французским консулом в Александрии служил виконт Фердинанд Мари де Лессепс. Мухаммед Али-паша как-то попросил этого внука французского посла в Петербурге (и будущего двоюродного дядюшку французской императрицы Евгении) «подтянуть» своего четвертого сына Саида по физкультуре, в частности, по верховой езде. За тренировками молодые люди сдружились.
Что же касается Анфантена, то предложение хеддива-принца он принял (за исключением ислама) и с 1833 года вместе с группой единомышленников-сенсимонистов участвовал в строительстве плотины Дельта-Барраж на двух рукавах Нила к северу от Каира. В 1836 году, когда на стройку пришла чума, Анфантен с уцелевшими товарищами вернулся в Париж. Но идею «Босфора в пустыне» он не оставил и за время пребывания в Египте успел ознакомить с ней консула Лессепса и будущего министра строительства бея Луи Мориса Адольфа Линана де Беллефона.
В 1846 году в своем парижском особняке Бартелеми Проспер Анфантен основал «Общество изучения Суэцкого канала», в которое помимо него вошли французский инженер Полен Талабо, немецкий банкир Дюфур-Феранс, инспектор железной дороги Е.В. императора австрийского генуэзец Алоис Негрелли, строитель и сын изобретателя паровоза британец Роберт Стефенсон, а также ряд других авторитетных бизнесменов и технических экспертов. Уже на следующий год, собрав 150 тыс. франков, члены Общества отправились в Египет производить геодезическую разведку местности.
Эти исследования подтвердили, что перепада уровня воды между Средиземным и Красным морями нет и, если копать не к Нилу, а по прямой, можно выгодно воспользоваться естественными низинами. Упрощенно говоря, нужно было просто выкопать в песке и глине «большую канаву», которая была бы на 20 км короче «канала фараонов». Самое время было браться за проектирование и за сравнительно короткий срок хеддиву было представлено три проекта канала - от Негрелли, Талабо и «примкнувшего к ним» де Беллефон-бея.
В марте 1848 года Мухаммед-паша оставил должность хеддива из-за катаракты (умер в августе 1849-го), а в ноябре отошел в мир иной его приемный сын, преемник и соправитель с 1844 года Ибрагим-паша. Свои проекты члены «Общества изучения Суэцкого канала» показывали уже следующему вали, Аббас-паше. Тот ознакомился и… заказал Стефенсону-младшему постройку железной дороги от Александрии до Суэца. За решением явственно проступала личность премьер-министра Великобритании лорда Генри Пальмерстона, главного противника морского маршрута. Египтянам предлагалась необходимая и достаточная альтернатива грузоперевозок, Франция оставалась ни с чем. Первый участок железнодорожного полотна Александрия – Кафр-эль-Зайят - сдали в эксплуатацию в 1854 году, через два года дотянули до Каира и в 1858 году открыли полное сообщение в Суэце. Еще до начала стройки Анфантен объявил Стефенсона предателем, распустил Общество и переслал все проекты Лессепсу.
В 1849 году Лессепс вышел в отставку с дипслужбы и некоторое время пребывал не у дел, не забывая листать газеты. Из них он узнал о смерти Аббас-паши в Египте 13 июля 1854 года (сердечный приступ либо убийство) и приходе к власти своего «ученика» Мухаммеда Саид-паши.
Новый вали Египта сердечно принял старого друга и оказал ему высочайшие почести. Так, кучер экипажа Лессепса мог пользоваться кнутом в уличных пробках, а четверо слуг после ужина обязаны были поднимать высокого гостя по лестнице на руках. Поговорив с хеддивом об имеющихся проектах Суэцкого канала, Лессепс обнаружил понимание. Не последнюю роль, видимо, сыграло унаследованное от Анфантена заклинание «Босфор в пустыне».
В декабре 1854 года Мухаммед Саид-паша официально объявил о решении поддержать строительство Суэцкого канала. В 1855 году турецкий султан Абдул-Меджид I закрепил этот план своим указом-фирманом. В этом же году Лессепс создает акционерное общество «Всеобщая компания Суэцкого канала», которое получает от Египта концессию на строительство и эксплуатацию нового водного пути сроком на 99 лет. Директором компании становится Лессепс, главным инженером - де Беллефон-бей. Для строительства выбирается проект Негрелли, с условием авторского надзора.
Стоимость стройки оценивается аудиторами в 200 млн франков и «Всеобщая компания Суэцкого канала» выпускает 400 тысяч акций, стоимостью по 500 франков каждая. 44% акций покупает Мухаммед Саид-паша и он же обещает предоставить 80% рабочей силы. 53% акций компании принадлежат правительству Франции.
Строительные работы начались в апреле 1859 года с северной стороны и с юридическим нарушением: часть акций компании оставалась нераспроданной. Но Лессепса, совершившего к тому времени десятки визитов в правящие кабинеты, сформировавшего позитивное общественное мнение в прессе, заручившегося поддержкой Наполеона III и назвавшего стартовую точку маршрута «городом Порт-Саид», это не остановило. В зарплате нуждались только две тысячи набранных специалистов, остальные 60 тыс. египетских крестьян-феллахов, которых предоставил Саид-паша, работали за еду.
В воде рабочие также нуждались, поэтому параллельно с основным каналом прокладывался отвод из Нила. Кроме этого в подвозе воды и еды было задействовано 1600 верблюдов. Дважды при эпидемиях холеры рацион строителей усиливали кофе и спиртными напитками.
До смерти Саид-паши в 1863 году на постройке канала использовался преимущественно ручной труд. Преемник и племянник вали Исмаил-паша пересмотрел условия договора через международный арбитраж и теперь рабочим было нужно платить. Подсчитав возможные затраты, Лессепс пригнал на стройку несколько паровых земснарядов и угольных экскаваторов. Наряду с самой высокотехнологичной, прокладку канала в прессе объявляют и самой смертоубийственной, журналисты оживленно тиражируют мем «один метр – один труп». Лессепс парирует тем, что на строительстве железной дороги Александрия – Суэц феллахов полегло гораздо больше и приводит официальные данные со своей стройплощадки – менее тысячи погибших и то, в основном, от холеры.
В 1865 году расчетный шестилетний срок строительства заканчивается, а канал доходит еще только до Горьких озер. Стройку осложняют скальные породы, но вызываются саперы с динамитом, и преграда устраняется. Наряду с пресс-кампаниями Лессепса, взятками и откатами, все это «доедает» остатки 200 млн франков и «Всеобщая компания Суэцкого канала» объявляет новый заем на 166,6 миллионов. Основные средства на продолжение стройки добывает Исмаил-паша с помощью своего хитроумного визиря Нубара Нубаряна. В основном это турецкие субсидии и английские кредиты.
Торжественное открытие Суэцкого канала состоялось 17 ноября 1869 года и обошлось Исмаил-паше в 28 млн франков. Задачей государственной важности было явить миру «Новый Египет». Оперный театр достроить не успели, поэтому премьера заказанной Верди оперы «Аида» состоялась годом позже. По другой версии, композитор слишком долго отнекивался и просто не успел с постановкой. Вместо оперы был бал, торжества продлились неделю. Загодя французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди предложил установить в Порт-Саиде на островке перед входом в канал циклопическую статую египтянки с факелом в высоко поднятой руке. Проект не приняли, но скульптор не остался в накладе, в 1886 году продав несколько видоизмененную статую Соединенным Штатам для гавани в Нью-Йорке.
… Сопровождаемые фейерверками и артиллерийским салютом в новый канал торжественно входили корабли царствующих в Европе домов. На них прибыли императрица Франции Евгения, император Австро-Венгрии Франц Иосиф I с министром-президентом венгерского правительства Андраши, голландский принц Виллем с принцессой, прусский кронпринц Фридрих. Российскую делегацию возглавлял Великий князь Михаил, вместе с ним были художник-маринист Иван Айвазовский, писатель Федор Сологуб и поэт Федор Тютчев, отреагировавший стихотворением «Современное»:
Пушек гром и мусикия,
Здесь Европы всей привал,
Здесь все силы мировые
Свой справляют карнавал.
Пушки, деньги и революционеры
Сокративший на 8 тысяч км и на 50% топлива путешествие из Европы в Индийский океан, Суэцкий канал имел в XIX веке длину 173 км (9,2 средиземноморского фарватера, 161 км по материку и около 3 км фарватера в Суэцком заливе) в ширину достигал 120 м по берегам и 40 м по дну, глубину же имел семиметровую. До сих пор течение в южной части канала меняется от Горьких озер до Красного моря в зависимости от приливов и отливов. В северной части зимой течение направлено от Горьких озер к Средиземному морю, а летом – обратно. Во все времена по каналу необходима была лоцманская проводка.
Траффик судов с момента открытия канала постепенно возрастал, ежегодно удваиваясь. Одной из первых оценила нефтетранспортный потенциал нового маршрута компания «Шелл». Стройка стоимостью 475 млн франков окупилась к середине 1870-х и в это же время Исмаил-паша был вынужден, покрывая внешний долг Египта, продать принадлежащий ему пакет акций Суэцкого канала правительству Великобритании.
Ослабление Франции после франко-прусской войны 1870–1871 годов позволило британцам установить фактически 100-процентный контроль над Суэцким каналом. Лессепса это уже мало интересовало, виконт увлекся строительством Панамского канала. В 1882 году Египет оккупировали английские войска, а в 1888-м в Константинополе Османской империей, Россией, Германией, Австро-Венгрией, Испанией, Францией, Великобританией, Италией, Нидерландами и Люксембургом была подписана Международная конвенция, согласно которой, по Суэцкому каналу разрешался проход коммерческим и военным судам всех стран в мирное и военное время. Блокировка канала при любой ситуации Конвенцией запрещалась. На сегодняшний день к этим правилам добавлено только одно: в канале запрещено движение судов с атомными силовыми установками. Впрочем, возможны особые исключения.
В ходе I Мировой войны Германия и Турция, будучи союзниками, попытались взять контроль над Суэцким каналом. В январе 1915 года 20-тысячный турецкий корпус захватил Синайский полуостров и двумя дивизиями попытался форсировать канал с целью дальнейшего наступления. Ожесточенное сопротивление британской армии, усиленной флотом и свежими резервами из Индии и Австралии, помогло остановить вторжение. «Союзником Антанты» также выступила песчаная буря и, потеряв 1500 человек против 22 убитых англичан, турки ретировались.
В сентябре 1940 года контроль над каналом решил взять дуче Муссолини. 150 тысяч солдат, 1600 орудий, 600 танков и 330 самолетов под командованием маршала Рудольфо Грациани были разгромлены и выбиты из Египта британскими войсками к январю 1941 года в ходе операции «Компас». С февраля 1941-го по октябрь 1942 года Суэцкий канал пытался взять штурмом «лис пустыни» генерал, а затем фельдмаршал Эрвин Роммель - также безуспешно.
23 июля 1952 года партия «Общество свободных офицеров» во главе с полковником Гамалем Абдель Насером, упраздняет в Египте монархию. Через год страна провозглашается республикой. В 1954 году Насер становится президентом. Его политические инициативы весьма турбулентны, к примеру, проекты создания Объединенной Арабской республики и Организации освобождения Палестины.
В 1955 году израильские войска вторгаются в египетский сектор Газа. Насер безуспешно пытается закупить оружие у Великобритании и в итоге приобретает у стран Варшавского договора (при посредничестве китайского премьера) 150 МиГов, 50 бомбардировщиков ИЛ-68, 230 танков Т-34, 500 БТРов, столько же артиллерийских орудий (включая самоходные) и 6 подводных лодок.
В 1956 году из Египта выведены английские войска, а Суэцкий канал национализирован под предлогом изыскания средств на постройку Асуанской плотины, что поддерживается резолюцией ООН. 22 октября 1956 года британцы, французы и израильтяне заключают в Севре секретный пакт о военной операции, госсекретарь США Аллен Даллес дает добро. «Недельная война» начинается 29 октября и заканчивается перемирием 6 ноября, после заявления Хрущева о возможном применении термоядерного оружия. 15 ноября в проблемном регионе впервые в истории размещаются миротворческие подразделения ООН. Одна из задач, поставленных перед «голубыми касками» - восстановление нейтрального статуса Суэцкого канала, поскольку в ходе конфликта по приказу Насера этот стратегический водный маршрут блокирован затоплением 47 судов и слегка поврежден совместными бомбардировками враждующих сторон. Сообщение по каналу возобновляется 24 апреля 1957 года.
За время простоя канала, также впервые, случается глобальный нефтяной кризис. С двух долларов цена за баррель подпрыгивает до четырех, в Европе начинают проектировать более экономичные переднеприводные автомобили. Советскому Союзу рост цен на нефть только на руку, и в 1964 году Хрущев награждает Насера Золотой Звездой Героя и Орденом Ленина. Советский народ откровенно возмущается: высшая награда предназначалась за подвиг и в те годы вручалась первым космонавтам. В этом же году генсек смещен.
14 мая 1967 года ситуация вкруг канала вновь обостряется - Египет объявляет мобилизацию вооруженных сил в этом районе и требует вывода из страны миротворцев ООН. «Голубые каски» уходят, начинается Шестидневная война, канал минируется и перекрывается для судоходства. За этим арабо-израильским конфликтом следует война Судного дня 1973 года, и в течение восьми лет ставший линией фронта Суэцкий канал не функционирует. В нем остаются заблокированными 15 судов под флагами Западной Германии, Швеции, Болгарии, Чехословакии, США, Великобритании, Польши и Франции. Экипажи Желтого флота, прозванного так из-за заметающего палубы песка, не унывают, проводят «Олимпийские игры Горького озера», выпускают собственные почтовые марки, играют в футбол. На свободе моряки оказываются в 1975 году, после траления мин в Суэцком канале и прилегающих акваториях военными флотами СССР и США.
Экспорт, импорт, реконструкция … и снова революционеры
Установленный национализированной Насером «Суэцкой компанией» сбор за проход боевых кораблей по каналу в 1957 году взимался из расчета 34 египетских пиастра (0,34 египетских фунта) за тонну нетто-тоннажа (0,78 доллара). Коммерческие суда платили столько же за тонну груза, а если шли с балластом, то по 15,5 пиастра (0,36 доллара). За полвека стоимость транзита выросла примерно в 10 раз. В 2014 году, к примеру, с танкера за тонну нефти и нефтепродуктов брали 7,88 долларов, за тонну балласта - 6,7 долларов. Химовозам тонна груза и балласта обходились дороже – 8,24 и 7 соответственно. Инфляция, девальвация, не нравится – плыви вокруг Африки.
Справедливости ради, платить было за что. Суэцкий канал регулярно углубляли: с изначальных 7 метров до 14 метров в 1956 году, 15,5 метров в 1962 году, 19,5 метров в 1980 году и 24 метров в 2010 году. Также канал расширили с изначальных 120—130 до 300—365 метров. Проход по каналу составлял, в среднем, 14 часов, суда шли в одностороннем порядке, «расходясь» на озерах.
В августе 2014 года началось строительство параллельного канала длиной в 72 километра, с тем чтобы обеспечить двустороннее движение судов. Стройка стоимостью 8,5 млрд долларов финансировалась из внутренних источников. Египетское правительство выпустило облигации с доходностью 12 % годовых, которые были раскуплены за восемь дней. Строительные работы велись круглосуточно с привлечением инженерных частей египетской армии. 6 августа 2015 года «дублер» был торжественно открыт президентом Египта Абдулом-Фаттахом Ас-Сиси. Возможности траффика выросли с 48 до 100 судов в день, доход от канала (наиглавнейший для страны) соответственно подобрался к 10 млрд долларов ежегодно, а в 2023 году составил $13 млрд.
Уже в прошлом веке было зафиксировано, что танкеры с нефтью или нефтепродуктами составляют 70% траффика по Суэцкому каналу. Нефтеналивные суда для прохода по этому маршруту с максимальным объемом груза начали проектировать еще в 1956 году. Первым танкером класса Suezmax считается 300-метровый Torrey Canyon, построенный в 1959 году в США и доработанный в Японии до грузоподъемности 120 тыс. тонн. На сегодняшний день (с учетом расширения и углубления канала) параметры «Суэцмаксов» составляют уже до 166 тыс. т дедвейта, длину до 400 м, ширину 50 м, высоту 68 м (дабы миновать мост) и драфт 20 м.
Класс Suezmax присваивается и сухогрузам, и контейнеровозам, таким как, например, печально известный Ever Given, на неделю заблокировавший Суэцкий канал в марте 2021 года. Судно въехало в берега носом и кормой, администрация канала обозначила потери мировой торговле в 450 млн долларов ежедневно и предъявила штраф сразу на миллиард. Цену потом снизили вдвое, но как договорились в итоге, скрыто завесой коммерческой тайны.
Рекордную в истории сумму транзитного сбора заплатило в 2016 году судно Armada Kraken. 285-метровое FPSO (гибрид танкера с добывающей платформой и перерабатывающим заводом) «уложилось» в 4,5 млн долларов. С 2022 года «плата за проезд» стала ощутимо расти: администрация канала внедрила дополнительную 15-процентную пошлину на танкеры с нефтепродуктами. Еще на 15% выросла стоимость транзита в 2023 году для танкеров (5% для идущих с балластом) и на 10% для сухогрузов и туристических судов. В 2024 году повышение такое же. На сегодняшний день сбор за танкер Suezmax составляет порядка 1 млн. долларов, согласно онлайн-калькулятору Администрации канала. При этом контейнеровозы с «длинным плечом» от Балтики до Тихого океана пользуются значительной скидкой. Бывалые капитаны говорят, что торг здесь возможен и даже уместен.
В октябре 2023 года в гибкую ценовую политику администрации Суэцкого канала внесли свои корректировки хуситы, базирующиеся в северном Йемене. Оказавшие поддержку ХАМАС в военном конфликте с Израилем (снова сектор Газа), хуситы стали отстреливать ракетами «неприятельские» танкеры и сухогрузы, шедшие Красным морем в Суэц и обратно. В такой ситуации ряд коммерческих флотов перешел на менее опасный маршрут вокруг Африки. По данным на лето 2024 года траффик по Суэцкому каналу упал примерно вдвое, что грозит Египту к концу года потерей половины ежегодной выручки от главного источника доходов.
… Вслед за строителями своего канала углубляясь шаг за шагом в мистически древнюю пустыню, Фердинанд Лессепс изнывал от жажды под пробковым шлемом и порою грезил. Тот самый горный кряж, где пришлось раскошелиться на саперов, казался ему мостом над бурными водами, по которому вывел из Египта свой народ пророк Моисей. Очередная откопанная из песка стела Дария наглядно свидетельствовала, что он здесь не первый в тщете своего труда. Но кончилось все хорошо, да и дальше понятно, судя по планете Марс. Суета человеческая пройдет, а каналы останутся.
Текст: Дмитрий Константинов