Найти тему
Отражение науки

Geely: китайский блеск европейского автопрома.

Приятно пользоваться автомобилем известной, уважаемой марки. В конце концов техника, за которой стоит история и репутация длиной в несколько десятилетий, а то и целое столетие, внушает куда больше доверия, чем только что появившаяся. Но дело в том, что множество знаменитых европейских производителей уже давно принадлежат китайским компаниям. Причём обычным делом является, когда о марке европейского автомобиля знает весь мир, а вот о стоящей за ней китайской компании известно куда меньше.

Эту эмблему знает каждый автолюбитель. Изображение: Ralf Roletschek, GFDL 1.2., commons.wikimedia.org
Эту эмблему знает каждый автолюбитель. Изображение: Ralf Roletschek, GFDL 1.2., commons.wikimedia.org

Пожалуй, самый яркий пример — знаменитый шведский автогигант Volvo. В 2010 году эта компания была приобретена частным китайским конгломератом Geely Holding Group. И ведь Volvo – отнюдь не рядовая автомобильная компания: это один из символов европейского, да и всего мирового автопрома. После выпуска своего первого автомобиля в 1927 году, модели ÖV 4, шведской компании удалось создать репутацию одной из самых надёжных и престижных мировых автомобильных марок. Основанная в 1926 году как дочерняя компания шведского подшипникового гиганта SKF, в 1999 году автопроизводитель Volvo Cars был продан американской Ford Motor Company (Volvo AB оставила за собой производство грузовиков, автобусов и строительной техники). Ну а Ford чуть позднее и перепродал Volvo Cars китайцам.

Volvo ÖV 4 Touring 1928 года. Изображение: Lars-Göran Lindgren Sweden, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org
Volvo ÖV 4 Touring 1928 года. Изображение: Lars-Göran Lindgren Sweden, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org

Пошла ли на пользу шведскому автопроизводителю смена владельца? Безусловно. Дождь из многомиллиардных инвестиций и передовых технологий, прежде всего в сегменте электромобилей, вывел Volvo cars на самые передовые позиции. Были открыты новые производственные линии в Китае, что позволило Volvo стать чрезвычайно популярной на этом огромном рынке. Но и на традиционном производстве в шведском Гётеборге тоже порядок. Капитализация этой компании в этом году составляла более 8 млрд. долларов. Приобретена же она в 2010 году была всего за 1,8 млрд.

Сборка автомобилей Lotus. Изображение: Brian Snelson, CC BY 2.0, flickr.com/photos/32659528@N00/
Сборка автомобилей Lotus. Изображение: Brian Snelson, CC BY 2.0, flickr.com/photos/32659528@N00/

Аппетиты Geely одним Volvo не ограничились: с 2017 года китайский конгломерат контролирует известного британского производителя спортивных автомобилей Lotus Group. Именно при помощи автомобиля Lotus герою Ричарда Гира в фильме «Красотка» удалось произвести такое впечатление на героиню Джулии Робертс. В настоящее время производственные мощности Lotus Group располагаются в Великобритании, США, Китае и Малайзии.

Мотоцикл Benelli Tornado 650S 1972 года. Изображение: El Caganer, CC BY 2.0, flickr.com/photos/seat850/3869205706/sizes/I/
Мотоцикл Benelli Tornado 650S 1972 года. Изображение: El Caganer, CC BY 2.0, flickr.com/photos/seat850/3869205706/sizes/I/

Отдельного упоминания заслуживает и один из старейших европейских производителей мотоциклов, итальянский Benelli. Основанная ещё в 1911 году, Benelli является одной из немногих профильных итальянских компаний, которые существуют и по ныне. Не в последнюю очередь благодаря тому, что Benelli была в 2005 году приобретена ведущим китайским производителем мотоциклов Qianjiang Motorcycle, принадлежащую всё той же Geely Holding Group. Сейчас производство мотоциклов налажено в Китае, однако проектирование по-прежнему осуществляется в исследовательском центре Benelli в итальянском Пезаро.

Штаб-квартира Geely в Ханчжоу (недалеко от Шанхая). Изображение: MNXANL, CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org
Штаб-квартира Geely в Ханчжоу (недалеко от Шанхая). Изображение: MNXANL, CC BY-SA 3.0, commons.wikimedia.org

Конечно, китайский конгломерат производит автомобили и непосредственно под маркой Geely. Знаменитый люксовый Zeekr также принадлежит этой компании. Популярные шведско-китайские Polestar и Lynk & Co тоже являются частью китайского холдинга. Стоит добавить, что упомянутые в статье европейские компании после их приобретения Geely стали чувствовать себя гораздо лучше. Инвестиции, менеджмент, новые технологии и рынки сбыта: именно китайское участие позволило сохранить многие традиционные марки европейского автопрома и даже придать им новый блеск.