Найти тему
GOOD CRAFT

Что должен знать и уметь ребёнок перед школой?

Критерии оценки готовности к школе включают уровень развития познавательных умений и навыков. Ребенок должен уметь различать и группировать объекты по заданным признакам, понимать и правильно использовать временные и пространственные понятия, ориентироваться в окружающем пространстве. Важно, чтобы ребенок мог самостоятельно решать задачи, требующие логического мышления, анализа и синтеза информации, проявлять творческий подход к их выполнению.

Ребёнок должен быть готов к восприятию нового материала на слух и уметь пересказывать услышанное, задавать уточняющие вопросы, если что-то непонятно. Он должен обладать навыками самоконтроля и саморегуляции, уметь самостоятельно планировать свои действия, следить за их выполнением, оценивать результаты своей деятельности и корректировать их при необходимости.

Кроме того, важен уровень развития произвольного внимания и способности к длительному концентрированию. Ребёнок должен уметь переключаться с одного вида деятельности на другой, сохранять работоспособность и заинтересованность в процессе обучения. Социально-психологическая готовность включает также умение работать в коллективе, соблюдение правил поведения на уроках, готовность принимать и выполнять указания учителя.

Перечень основных знаний. которыми должен владеть ребенок перед 1 классом:

1. Свои фамилию, имя и отчество.

2. Дату рождения и возраст.

3. Ф.И.О. родителей, их место работы, должность.

4. Адрес (город \ поселок, улица, номер дома, квартиры).

5. Знание диких, домашних животных.

6. Знание растений, деревьев, мебели, цветов, посуды, одежды, игрушек, насекомых, птиц.

7. Знать месяцы, времена года, дни недели, части суток.

Развитие речи:

1. Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументировать ответ, последовательно и логично, понятно для собеседников рассказать о факте, событии, явлении.

2. Быть доброжелательным собеседником, говорить спокойно, не повышая голоса.

3. Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.

4. Различать звук, слог, слово, предложение. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

5. Различать гласные, согласные, твердые, мягкие звуки.

6. Рассказывать рассказы по картинкам.

7. Заучивать наизусть стихи.

Математика:

1. Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц).

2. Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.

3. Цифры от 1 до 10, знаки +, –, =, монеты достоинством 1, 5, 10 рублей.

4. Называть числа в прямом и обратном порядке, называть последующее и предыдущее число.

5. Соотносить цифру и число предметов.

6. Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться арифметическими знаками действий.

7. Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера.

8. Делить круг, квадрат на две и четыре равные части.

9. Ориентироваться на листе клетчатой бумаги (левее, правее, выше, ниже).

К началу обучения в школе дети должны уметь:

Строить сложные предложения разных видов;

Составлять рассказы, небольшие сказки по картинке, серии картинок;

Определять место звука в слове;

Находить слова с определенным звуком;

Составлять предложение из 3-4 слов;

Разделять простые предложения на слова;

Разделять слова на слоги (части);

Различать жанры художественной литературы: сказка, рассказ, стихотворение;

Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;

Уметь различать по внешнему виду растения данной местности;

Иметь представление о сезонных явлениях природы;

Знать свой домашний адрес, телефон, фамилию, имя и отчество родителей.

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления.

Социально-психологическая готовность к школе:

Учебная мотивация (хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);

Умение общаться со сверстниками и взрослыми (легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций, признает авторитет взрослых).

Школьно-значимые психофизические функции:

Развитие мелких мышц руки (уверенно владеет карандашом, ножницами);

Пространственная ориентация, координация движений (владеет определениями выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад, справа-слева);

Координация в системе глаз-рука (может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг));

Логическое мышление (находит сходство и различие предметов при сравнении, правильно объединяет предметы в группы по общим признакам);

Произвольное внимание (удерживает внимание на выполняемой работе в течение 20-25 минут).