Критерии оценки готовности к школе включают уровень развития познавательных умений и навыков. Ребенок должен уметь различать и группировать объекты по заданным признакам, понимать и правильно использовать временные и пространственные понятия, ориентироваться в окружающем пространстве. Важно, чтобы ребенок мог самостоятельно решать задачи, требующие логического мышления, анализа и синтеза информации, проявлять творческий подход к их выполнению.
Ребёнок должен быть готов к восприятию нового материала на слух и уметь пересказывать услышанное, задавать уточняющие вопросы, если что-то непонятно. Он должен обладать навыками самоконтроля и саморегуляции, уметь самостоятельно планировать свои действия, следить за их выполнением, оценивать результаты своей деятельности и корректировать их при необходимости.
Кроме того, важен уровень развития произвольного внимания и способности к длительному концентрированию. Ребёнок должен уметь переключаться с одного вида деятельности на другой, сохранять работоспособность и заинтересованность в процессе обучения. Социально-психологическая готовность включает также умение работать в коллективе, соблюдение правил поведения на уроках, готовность принимать и выполнять указания учителя.
Перечень основных знаний. которыми должен владеть ребенок перед 1 классом:
1. Свои фамилию, имя и отчество.
2. Дату рождения и возраст.
3. Ф.И.О. родителей, их место работы, должность.
4. Адрес (город \ поселок, улица, номер дома, квартиры).
5. Знание диких, домашних животных.
6. Знание растений, деревьев, мебели, цветов, посуды, одежды, игрушек, насекомых, птиц.
7. Знать месяцы, времена года, дни недели, части суток.
Развитие речи:
1. Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументировать ответ, последовательно и логично, понятно для собеседников рассказать о факте, событии, явлении.
2. Быть доброжелательным собеседником, говорить спокойно, не повышая голоса.
3. Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
4. Различать звук, слог, слово, предложение. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
5. Различать гласные, согласные, твердые, мягкие звуки.
6. Рассказывать рассказы по картинкам.
7. Заучивать наизусть стихи.
Математика:
1. Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц).
2. Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
3. Цифры от 1 до 10, знаки +, –, =, монеты достоинством 1, 5, 10 рублей.
4. Называть числа в прямом и обратном порядке, называть последующее и предыдущее число.
5. Соотносить цифру и число предметов.
6. Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться арифметическими знаками действий.
7. Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера.
8. Делить круг, квадрат на две и четыре равные части.
9. Ориентироваться на листе клетчатой бумаги (левее, правее, выше, ниже).
К началу обучения в школе дети должны уметь:
Строить сложные предложения разных видов;
Составлять рассказы, небольшие сказки по картинке, серии картинок;
Определять место звука в слове;
Находить слова с определенным звуком;
Составлять предложение из 3-4 слов;
Разделять простые предложения на слова;
Разделять слова на слоги (части);
Различать жанры художественной литературы: сказка, рассказ, стихотворение;
Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;
Уметь различать по внешнему виду растения данной местности;
Иметь представление о сезонных явлениях природы;
Знать свой домашний адрес, телефон, фамилию, имя и отчество родителей.
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления.
Социально-психологическая готовность к школе:
Учебная мотивация (хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);
Умение общаться со сверстниками и взрослыми (легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций, признает авторитет взрослых).
Школьно-значимые психофизические функции:
Развитие мелких мышц руки (уверенно владеет карандашом, ножницами);
Пространственная ориентация, координация движений (владеет определениями выше-ниже, больше-меньше, вперед-назад, справа-слева);
Координация в системе глаз-рука (может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг));
Логическое мышление (находит сходство и различие предметов при сравнении, правильно объединяет предметы в группы по общим признакам);
Произвольное внимание (удерживает внимание на выполняемой работе в течение 20-25 минут).