Найти в Дзене
Записки злого юриста

Дополнительные деньги для нежных и ранимых людей

Вчера анализировала практику по взысканию морального вреда и поняла одно: это выгодно. Да что там выгодно: просто золотое донышко для тех, кто не брезгует судебными разборками по мелочам и хочет халявы. Тем более, что поводы для морального вреда на каждом шагу, а суды очень жалеют бедных и несчастных потерпевших страдальцев и присуждают им деньги! Смотрите, как тут всё устроено. Один гражданин получил моральный вред, увидев у себя на экране смартфона смс-сообщение с рекламой фитнес-клуба: ему обещали выгодные цены и полгода занятий в подарок. Моральные переживания были связаны с двумя фактами: Именно поэтому реклама фитнес-клуба выглядела особенно глумливо. Не попала в ЦА, так сказать. И гражданин, ощутив заряд праведного гнева, пошёл судиться. Для начала он нажаловался в ФАС, которая признала рекламу ненадлежащей, и это решение устояло при обжаловании в суде. Затем он пошёл в суд уже с требованием компенсировать ему моральный вред. Душевные терзания он скромно оценил в 5 миллионов
Оглавление

Вчера анализировала практику по взысканию морального вреда и поняла одно: это выгодно. Да что там выгодно: просто золотое донышко для тех, кто не брезгует судебными разборками по мелочам и хочет халявы. Тем более, что поводы для морального вреда на каждом шагу, а суды очень жалеют бедных и несчастных потерпевших страдальцев и присуждают им деньги!

Смотрите, как тут всё устроено.

"На СМСки я согласья не давал"

Один гражданин получил моральный вред, увидев у себя на экране смартфона смс-сообщение с рекламой фитнес-клуба: ему обещали выгодные цены и полгода занятий в подарок. Моральные переживания были связаны с двумя фактами:

  • гражданин не давал своего согласия оператору и кому-либо на рекламные рассылки по смс;
  • гражданин был инвалидом и давно распрощался со спортом, как и с мечтами о подтянутом здоровом теле.

Именно поэтому реклама фитнес-клуба выглядела особенно глумливо. Не попала в ЦА, так сказать. И гражданин, ощутив заряд праведного гнева, пошёл судиться.

Для начала он нажаловался в ФАС, которая признала рекламу ненадлежащей, и это решение устояло при обжаловании в суде.

Затем он пошёл в суд уже с требованием компенсировать ему моральный вред. Душевные терзания он скромно оценил в 5 миллионов рублей (напомню: инвалиду было обидно и казалось, что фитнес-клуб над ним издевается).

Суд признал, что определённые моральные страдания возможны, но, конечно, не в 5 000 000 рублей. В решении суд три нолика убрал, постановив взыскать в пользу абонента 5 тысяч рублей.

Абоненту этого показалось маловато: он страдал не только как инвалид, но и как субъект персональных данных, ведь явно этот фитнес-центр, да и оператор тоже использовали его данные незаконно! "А вдруг они допустили утечку ПД?" - переживал абонент.

Но апелляция решила, что у абонента слишком большие аппетиты, и оставила сумму компенсации в 5к в силе.

Неподробный чек

Другой гражданин сходил в продуктовый магазинчик рядом с домом, купил еды, взял чек в руки и обомлел: там красовалась сумма в 146 рублей - и ничего больше! Не было указано детально, сколько стоила сметана, а сколько - минералка!

Покупатель сразу же начал страдать по этому поводу и сообщил о душевных муках сначала в налоговую, а затем пошёл в суд - требовать с наглого ИПшника компенсацию морального вреда, причинённого столь вопиющим нарушением.

Налоговики пожали плечами и объявили предпринимателю предостережение. А суд признал ИПшника виновным в совершении нарушения прав потребителя, на которые этот потребитель рассчитывал. То есть, покупатель вправе получить подробный документ о расчётах, а продавец обязан этот документ предоставить. А раз не предоставил - получай!

Суд взыскал с ИП компенсацию морального вреда - 1000 рублей, а также судебные расходы и расходы на юриста - 4 250 рублей.

Эти суммы не загасили моральных страданий покупателя, и он обжаловал решение суда в апелляции. В жалобе он указал, что

  • суд не привёл мотивы принятого решения - почему всего одна тысяча компенсации?
  • 1000 рублей - маловато будет, сумма какая-то необоснованная, взята с потолка;
  • сумма компенсации морального вреда составляет всего 1,25% средней зарплаты в регионе, что ничтожно мало. Добавить бы надо.

Апелляция изучила дело и показала фигу потребителю, указав, что:

  • нормальная сумма для такого нарушения, а сам истец оценивает размеры субъективно, но это не значит, что решение незаконно;
  • истец сам указал в просительной части иска, что оставляет вопрос размера компенсации на усмотрение суда - вот суд и усмотрел на 1000 рублей;
  • суд всё правильно оценил обстоятельства, степень вины магазина и самое главное - характер и степень страданий истца как потребителя, увидевшего такой неподробный чек.

Итого 1000 р. в копилочку дотошному покупателю, которого больше не рады видеть в местном продуктовом магазинчике.

Медкарту потеряли - на 15 тысяч попали

Третий гражданин в 2016 году полечил зубки в частной стоматологии. А в 2023 году ему приспичило заглянуть в свою медкарту. Поэтому он направил электронное и бумажное заявления в эту стоматологию, указав, что он (ФИО), проживающий по адресу (адрес) лечился у вас в 2016-м и желает получить копию медкарты со всеми записями о зубках.

Стоматология вежливо ответила, что никак не получится это сделать, т.к. у них бардак в документации, новая электронная система учёта пациентов с 2019 года, и найти информацию о лечении гражданина они не могут: у них больше 18 000 медкарт в бумажном виде, причём хранящихся в хаосе (в клинике был переезд).

Унюхав возможность слупить денежку, гражданин предусмотрительно направил претензию клинике, где потребовал возместить ему стоимость лечения, т.к. оно проведено некачественно и привело к печальным последствиям. В подтверждение стоимости лечения приложил квитанцию этой клиники.

Клиника вежливо сказала, что исходя из его скудной информации и квитанции невозможно оценить качество лечения. Вообще невозможно ничего оценить без медкарты, а карту найти не представляется возможным, поэтому фигушки вам, а не компенсация.

-2

И радостный грустный гражданин, поймав клинику на крючок неисполнения претензии в добровольном порядке, поскакал в суд.

В первой инстанции он проиграл дело: суд придрался к отсутствию полных реквизитов пациента в претензии, и указал, что по факту вред здоровью гражданина не причинён.

Апелляция отменила решение и встала на сторону пациента, указав, что:

  • по закону клиника обязана вести меддокументацию, обеспечивать её учёт и хранение.
  • а пациент имеет право получать исчерпывающую информацию о своих диагнозах, лечении и его результатах;
  • из-за отказа клиники предоставить медкарту пациент долго страдал, т.к. был лишён возможности получить эту информацию;
  • клиника даже не постаралась предоставить доступ к информации о зубах пациента каким-нибудь иным путём;
  • непредоставление медкарты нарушает неимущественные права гражданина, а значит, влечёт моральные страдания;
  • разумная и справедливая компенсация за все эти страдания - 15 000 рублей.

Вот так товарищ и зубки вылечил, и компенсацию получил.

Ну что, вы уже придумали пару способов отсудить себе денежку на небрежной работе бизнесменов? Или может, у вас был опыт взыскания компенсации морального вреда? Делитесь в комментах!

И не забудьте подписаться, чтоб не пропустить другие статьи.