Слово «ведьма» по-русски это та, кто «ведает» каким-то тайным знанием. В допетровские времена знахарки, ворожеи и ведьмы были необходимыми членами общества. К ним обращались за самой разной помощью: вылечить больного, навести почту на недруга, сделать отворот или приворот на женихов и невест, заглянуть в будущее через специальные гадальные книги.
Подобное поведение в обществе XVII века не приветствовалось, а саму ведьму могли наказать кнутом или даже сжечь в деревянном срубе.
Кого считали ведьмой
В ведьмы в основном записывали женщин, которые жили не так, как было принято в обществе. Например, большая вероятность прослыть ведьмой была у женщин, которые никогда не были замужем («вековухи»), которые были с мужчиной до брака («простоволоски»), которые самостоятельно вышли замуж, то есть не по выбору родителей («самокрутки»).
Таким женщинам часто нужна была помощь по хозяйству, в том числе мужская. Обвинение в колдовстве было достаточной причиной, чтобы выпроводить незваную гостью от дома. Но были и те, кто промышлял этим преднамеренно, в корыстных целях.
Не всегда ведьмой была незамужняя женщина. В исторических документах содержатся сведения о семейном положении: жёны пушкаря, дьячка, стрельца, солдата-наёмника. В основном они относились к низшему сословию вроде холопов, крестьян и иноземцев. Такие сведения можно найти в книге «Колдовство в Московской Руси XVII века» под авторством Николая Новомбергского.
Ворожба хоть и была достаточна распространена, но ведьмы не были зажиточными, чаще всего стоило это просто копейки. Некоторые не выставляли «ценник», а брали, сколько дадут.
Зачастую ведьмы пользовались своим статусом, чтобы запугать неугодных им людей: угрожали расправой с помощью колдовских чар.
Просили помощи и обвиняли в несчастьях
В исторических источниках нет записей, которые бы рассказывали о ведьмах, промышлявших исключительно злыми поступками. Они не совершали жертвоприношений, не насылали стихийные бедствия и не связывались с сатаной. И всё же народы они были нужны. своей силой колдуньи могли проводить обряды и лечить людей. Их даже привлекали к «следствию», чтобы вычислить вора.
В деревне ведьмы и одинокие женщины (в том числе вдовы) совершали обряды, которые остались в культуре тех лет ещё со времён язычества. Например, это был обряд «опахивания», который должен был защитить скот от падежа.
Знахарями могли быть как женщины, так и мужчины. К ним люди шли со всеми распространёнными в те времена болезнями. Часто жаловались на зубную боль, грыжу от тяжкого труда, эпилепсию (её называли «чёрной немочью»).
Но была и обратная сторона – в бедах тоже обвиняли ворожеек. Отворот или приворот, порча, икота, мужское бессилие, припадки истерики – всё это считали делом рук колдуний и знахарок.
Как становились ведьмами
Кроме случаев, когда народ сам приписывал женщинам колдовские способности, был и способ стать ведьмой добровольно. В Новгородской области был такой вариант: во время смерти колдуна найти маленькое недоразвитое куриное яйцо, положить себе под мышку и две недели так вынашивать, не произнеся ни слова. После таких манипуляций «вылуплялся» змей, который будет прислужить ей и ночами носить молоко от чужих коров. Ей же оставалось только оставить на ночь под окном подходящие сосуды.
Описываются случаи, когда с будущей ведьмой потусторонние существа связывались во сне и наделяли её колдовской силой или знаниями в знахарстве.
Преследование обществом
Когда происходит беда, принято искать виновных. Но кто виноват, если в деревню пришла засуха, болезнь или падёж скота? Конечно тот, кто знается с нечистой силой.
Считалось, что ведьмы могут перевоплощаться в животных и так скрываться от людей. Тогда жители ловили бесхозных кошек и собак и делали на них «метки» – резали уши. Если такой порез появлялся у подозреваемой, то её признавали виновной.
Наказания, а точнее самосуд, могли быть весьма жестокими. Для начала с ней прерывали все возможные контакты, не подпускали к дому, не давали соли, муки и спичек. Доходило и до крайностей, особо неугодную колдунью могли сжечь вместе с её домом.
Отличие от европейских ведьм
Ранее мы уже рассказывали про ведьм в Европе во времена инквизиции. Чем же они отличались от тех, что были на Руси?
Смертная казнь за колдовство не была обычным делом, это скорее было исключение из правил. В период с 1622 по 1700 год в Москве было заведено 99 дел по обвинению в колдовстве. Из них только 10 закончились казнью через сожжение. Кстати, вариант сожжения тоже отличался от европейского: к столбу не привязывали, а закрывали в срубе и сжигали вместе с ним.
Нет никаких исторических записей о ведьминых шабашах и вообще о том, что они когда-то специально собирались вместе.
Существовали признаки определения ведьмы, но для этого их не приходилось окунать в ледяную воду или пытаться утопить.
Для них вообще не придумывали особых видов наказаний, обвинённых пытали на дыбе, как и других преступников того времени. А такая статья носила название «причинение вреда здоровью особым способом». Тех, чья вина была доказана, могли наказать ударами плетьми или сослать в Сибирь.
Ещё одним важным отличием было то, что на Руси колдовством занимались не только женщины. А процент мужчин, обвинённых в этом занятии, был вдвое больше.