Найти тему
Pro.историю

Ведьмы на Руси: к ним обращались за помощью и обвиняли в бедах. Разбираемся, кем были эти люди и как они становились «друзьями нечисти»

Слово «ведьма» по-русски это та, кто «ведает» каким-то тайным знанием. В допетровские времена знахарки, ворожеи и ведьмы были необходимыми членами общества. К ним обращались за самой разной помощью: вылечить больного, навести почту на недруга, сделать отворот или приворот на женихов и невест, заглянуть в будущее через специальные гадальные книги.

Подобное поведение в обществе XVII века не приветствовалось, а саму ведьму могли наказать кнутом или даже сжечь в деревянном срубе.

Кого считали ведьмой

В ведьмы в основном записывали женщин, которые жили не так, как было принято в обществе. Например, большая вероятность прослыть ведьмой была у женщин, которые никогда не были замужем («вековухи»), которые были с мужчиной до брака («простоволоски»), которые самостоятельно вышли замуж, то есть не по выбору родителей («самокрутки»).

Таким женщинам часто нужна была помощь по хозяйству, в том числе мужская. Обвинение в колдовстве было достаточной причиной, чтобы выпроводить незваную гостью от дома. Но были и те, кто промышлял этим преднамеренно, в корыстных целях.

С нечистым знается. Худ. Константин Савицкий. 1879 год
С нечистым знается. Худ. Константин Савицкий. 1879 год

Не всегда ведьмой была незамужняя женщина. В исторических документах содержатся сведения о семейном положении: жёны пушкаря, дьячка, стрельца, солдата-наёмника. В основном они относились к низшему сословию вроде холопов, крестьян и иноземцев. Такие сведения можно найти в книге «Колдовство в Московской Руси XVII века» под авторством Николая Новомбергского.

Ворожба хоть и была достаточна распространена, но ведьмы не были зажиточными, чаще всего стоило это просто копейки. Некоторые не выставляли «ценник», а брали, сколько дадут.

Зачастую ведьмы пользовались своим статусом, чтобы запугать неугодных им людей: угрожали расправой с помощью колдовских чар.

Просили помощи и обвиняли в несчастьях

В исторических источниках нет записей, которые бы рассказывали о ведьмах, промышлявших исключительно злыми поступками. Они не совершали жертвоприношений, не насылали стихийные бедствия и не связывались с сатаной. И всё же народы они были нужны. своей силой колдуньи могли проводить обряды и лечить людей. Их даже привлекали к «следствию», чтобы вычислить вора.

Приход колдуна на крестьянскую свадьбу. Худ. В.М. Максимов. 1875 год
Приход колдуна на крестьянскую свадьбу. Худ. В.М. Максимов. 1875 год

В деревне ведьмы и одинокие женщины (в том числе вдовы) совершали обряды, которые остались в культуре тех лет ещё со времён язычества. Например, это был обряд «опахивания», который должен был защитить скот от падежа.

Знахарями могли быть как женщины, так и мужчины. К ним люди шли со всеми распространёнными в те времена болезнями. Часто жаловались на зубную боль, грыжу от тяжкого труда, эпилепсию (её называли «чёрной немочью»).

Но была и обратная сторона – в бедах тоже обвиняли ворожеек. Отворот или приворот, порча, икота, мужское бессилие, припадки истерики – всё это считали делом рук колдуний и знахарок.

Как становились ведьмами

Кроме случаев, когда народ сам приписывал женщинам колдовские способности, был и способ стать ведьмой добровольно. В Новгородской области был такой вариант: во время смерти колдуна найти маленькое недоразвитое куриное яйцо, положить себе под мышку и две недели так вынашивать, не произнеся ни слова. После таких манипуляций «вылуплялся» змей, который будет прислужить ей и ночами носить молоко от чужих коров. Ей же оставалось только оставить на ночь под окном подходящие сосуды.

Колдунья. Худ. М.П. Клодт. 1891 год
Колдунья. Худ. М.П. Клодт. 1891 год

Описываются случаи, когда с будущей ведьмой потусторонние существа связывались во сне и наделяли её колдовской силой или знаниями в знахарстве.

Преследование обществом

Когда происходит беда, принято искать виновных. Но кто виноват, если в деревню пришла засуха, болезнь или падёж скота? Конечно тот, кто знается с нечистой силой.

Считалось, что ведьмы могут перевоплощаться в животных и так скрываться от людей. Тогда жители ловили бесхозных кошек и собак и делали на них «метки» – резали уши. Если такой порез появлялся у подозреваемой, то её признавали виновной.

Наказания, а точнее самосуд, могли быть весьма жестокими. Для начала с ней прерывали все возможные контакты, не подпускали к дому, не давали соли, муки и спичек. Доходило и до крайностей, особо неугодную колдунью могли сжечь вместе с её домом.

Отличие от европейских ведьм

Ранее мы уже рассказывали про ведьм в Европе во времена инквизиции. Чем же они отличались от тех, что были на Руси?

Кудесник. Иллюстрация к «Песни о Вещем Олеге» А. С. Пушкина. Худ. Н.М. Кочергин
Кудесник. Иллюстрация к «Песни о Вещем Олеге» А. С. Пушкина. Худ. Н.М. Кочергин

Смертная казнь за колдовство не была обычным делом, это скорее было исключение из правил. В период с 1622 по 1700 год в Москве было заведено 99 дел по обвинению в колдовстве. Из них только 10 закончились казнью через сожжение. Кстати, вариант сожжения тоже отличался от европейского: к столбу не привязывали, а закрывали в срубе и сжигали вместе с ним.

Нет никаких исторических записей о ведьминых шабашах и вообще о том, что они когда-то специально собирались вместе.

Существовали признаки определения ведьмы, но для этого их не приходилось окунать в ледяную воду или пытаться утопить.

Для них вообще не придумывали особых видов наказаний, обвинённых пытали на дыбе, как и других преступников того времени. А такая статья носила название «причинение вреда здоровью особым способом». Тех, чья вина была доказана, могли наказать ударами плетьми или сослать в Сибирь.

Ещё одним важным отличием было то, что на Руси колдовством занимались не только женщины. А процент мужчин, обвинённых в этом занятии, был вдвое больше.