Найти в Дзене
ТыжИсторик

Любезнейший, нам нужен хороший корабль и команда!

Автор Александрийский библиотекарь

Да, корабль в морском деле играет не последнюю роль. Да и команда тоже. А не то есть риск прямиком отправиться в историю. Впрочем, нам-то это только на руку – мы уже видели всякие древние диковинки, которые нам сохранило море... Всем соленый морской привет!

Английский корабль 13-14 веков. Фото из интернета
Английский корабль 13-14 веков. Фото из интернета

Британские подводные археологи из Борнмутского университета несколько лет назад исследовали у берегов Дорсета остатки средневекового корабля. Дата – вот прямо то, что я люблю. 13-й век нашей эры. Высокое средневековье. До того англичанам не попадались обломки судов 11-14-го веков. Стало быть, это самые ранние на сегодняшний день исследованные следы кораблекрушения на Острове. Положа руку на сердце, у Британии находили следы кораблекрушений даже эпохи бронзы, но исследовать там, по сути, было уже нечего: дерево не сохранилось.

Британские подводные археологи изучают корабль 13-го века. Фото из интернета
Британские подводные археологи изучают корабль 13-го века. Фото из интернета

Нашел корабль в заливе Пул шкипер местного чартерного судна Тревор Смолл – ага, полшага до капитана Смоллетта! Не знаю, как насчет его характера, но этот старый морской волк тоже любит говорить начистоту. Увидев на дне на 10-метровой глубине что-то похожее на потонувший корабль, он немедленно позвонил в Борнмутский университет. И потом с удовольствием давал интервью. Так и представляешь себе скрипящий говор видавшего виды Билли Бонса. Вот это вот все: Бухта удобная. Неплохое место для таверны...

Я родился в семье моряка. Я проплыл тысячи морских миль в поисках затонувших кораблей в моем родном порту Пул. Летом 2020 года я обнаружил, как мне казалось, незамеченное место крушения. Недавние штормы обнаружили на морском дне что-то неизвестное. Мне разрешили погрузиться на место крушения. Остальное вы уже знаете: я нашел один из старейших затонувших кораблей в Англии.
Где карта, Билли? Нам нужна карта! Место крушения обозначено как Mortal Wreck. Фото из интернета
Где карта, Билли? Нам нужна карта! Место крушения обозначено как Mortal Wreck. Фото из интернета

Изучить и сохранить затонувший корабль взялся морской археолог Том Казинс из того самого Борнмутского университета. Команда ученых сразу поняла, что имеет дело с научной сенсацией и что море было милостиво к ним, сохраняя свою добычу целых 8 веков.

До нас дошло очень мало 750-летних кораблей, поэтому нам очень повезло, что нашелся такой редкий экземпляр в таком хорошем состоянии. Вода с низким содержанием кислорода в сочетании с песком и камнями помогли сохранить часть корабля, и его корпус хорошо виден.
Том Казинс. Фото из интернета
Том Казинс. Фото из интернета

По конструкции лежащий на дне залива Пул корабль относится к судам клинкерного типа. Это когда доски обшивки прибиваются внахлест, и каждая верхняя частично перекрывает нижнюю. Точно так же обшивали свои драккары викинги несколькими столетиями раньше.

Клинкерная обшивка на копии скандинавского корабля. Фото автора
Клинкерная обшивка на копии скандинавского корабля. Фото автора

А наш сегодняшний корабль был мирным торговцем. Длиной что-то около 20-ти метров, нес всего одну мачту. Таких, как говорят местные специалисты, в то время было пруд пруди в прибрежных водах моря и на крупных английских реках типа Темзы, сэр. Наш утопленник в своем последнем рейсе куда-то вез мрамор из Пурбека.

Фактура пурбекского камня. Фото из интернета
Фактура пурбекского камня. Фото из интернета

Этот отделочный камень добывали на юге Англии еще со времен Древнего Рима. Кстати, приоткрою небольшой секрет из геологии. На самом деле пурбекский мрамор – это известняк, который состоит из плотно спрессованных раковин пресноводных улиток. И он настолько поддается полировке, что широко использовался в готической архитектуре в Англии и остальной Северной и Центральной Европе – не всем же свезло иметь под рукой мраморные карьеры, как у римлян и греков. Приходилось изыскивать местные ресурсы. И таки вот успешно обходились. Кстати, еще в трюме корабля покоились две надгробные плиты «из того же материала», как гласил старый анекдот про военную кафедру. Ученые знали, что такие надгробия были достаточно популярными. Их ставили на юге Англии, а также вывозили и в Ирландию, и в континентальную Европу. И все-таки даже тут корабль подбросил неожиданное.

Один тип креста на плите 13-го века. Фото из интернета
Один тип креста на плите 13-го века. Фото из интернета

На одной из плит был изображен крест так, как его высекали в начале 13-го столетия. А на другой – распространенный уже в середине того же века. Казалось бы, ну что там полвека? Ан нет, для археологов это иногда совершенно другая эпоха: меняется мода, меняются какие-то условия. И тот или иной предмет обихода больше не встречается.

Подводные археологи на месте кораблекрушения 13-го века. Фото из интернета
Подводные археологи на месте кораблекрушения 13-го века. Фото из интернета

А эта находка изменила представление спецов о том, как и когда производились плиты для надгробий. Археологам было ясно, что два таких разных стиля изготовления креста – это как раз развитие символа во времени. Один позже, другой раньше. Все последовательно, логично и понятно.

Второй тип креста на плите 13-го века. Фото из интернета
Второй тип креста на плите 13-го века. Фото из интернета

А тут выяснилось, что обе формы в какой-то момент использовались одновременно. Не то чтобы это сенсация мирового значения, но из таких крупинок и складывается наше представление о прошлых эпохах.

Обе плиты in situ, как говорят археологи. Фото из интернета
Обе плиты in situ, как говорят археологи. Фото из интернета

Но не одними каменными надгробиями примечателен наш кораблик. На месте кораблекрушения подводные археологи нашли массу бытовых предметов - котелок для приготовления пищи, каменные ступки для помола зерна, обломки керамики, личные вещи моряков.

Предметы с корабля 13-го века. Фото из интернета
Предметы с корабля 13-го века. Фото из интернета

Что мы еще имеем сказать за корабль. Сохранившееся дерево позволило установить его возраст и другие важные особенности. Например, мы теперь знаем, что срубили его между 1242-м и 1265-м годами. У них там это времена Генриха Третьего, а у нас недавно пронеслась испепеляющая волна монгольского нашествия. И жил Александр Невский. Да, еще. Дубы для корабля были родом из Ирландии. В те времена местный дуб широко использовался в судостроении.

План подводного раскопа. Фото из интернета
План подводного раскопа. Фото из интернета

Находки с затонувшего корабля после консервации и реставрации размещены в одной из трех морских галерей Музея Пула. Это часть нового проекта «Наш музей», который, на минуточку, обошелся 4,3 миллиона фунтов стерлингов. Открыть его для публики обещают в этом году. Ежели кто будет мимо проходить – ну, вы поняли. Поделитесь потом впечатлениями.

Подъем груза 13-го века из воды. Фото из интернета
Подъем груза 13-го века из воды. Фото из интернета

А вот еще затонувшие корабли.

И не забывайте про телеграм-канал.