Автор Александрийский библиотекарь
Да, корабль в морском деле играет не последнюю роль. Да и команда тоже. А не то есть риск прямиком отправиться в историю. Впрочем, нам-то это только на руку – мы уже видели всякие древние диковинки, которые нам сохранило море... Всем соленый морской привет!
Британские подводные археологи из Борнмутского университета несколько лет назад исследовали у берегов Дорсета остатки средневекового корабля. Дата – вот прямо то, что я люблю. 13-й век нашей эры. Высокое средневековье. До того англичанам не попадались обломки судов 11-14-го веков. Стало быть, это самые ранние на сегодняшний день исследованные следы кораблекрушения на Острове. Положа руку на сердце, у Британии находили следы кораблекрушений даже эпохи бронзы, но исследовать там, по сути, было уже нечего: дерево не сохранилось.
Нашел корабль в заливе Пул шкипер местного чартерного судна Тревор Смолл – ага, полшага до капитана Смоллетта! Не знаю, как насчет его характера, но этот старый морской волк тоже любит говорить начистоту. Увидев на дне на 10-метровой глубине что-то похожее на потонувший корабль, он немедленно позвонил в Борнмутский университет. И потом с удовольствием давал интервью. Так и представляешь себе скрипящий говор видавшего виды Билли Бонса. Вот это вот все: Бухта удобная. Неплохое место для таверны...
Я родился в семье моряка. Я проплыл тысячи морских миль в поисках затонувших кораблей в моем родном порту Пул. Летом 2020 года я обнаружил, как мне казалось, незамеченное место крушения. Недавние штормы обнаружили на морском дне что-то неизвестное. Мне разрешили погрузиться на место крушения. Остальное вы уже знаете: я нашел один из старейших затонувших кораблей в Англии.
Изучить и сохранить затонувший корабль взялся морской археолог Том Казинс из того самого Борнмутского университета. Команда ученых сразу поняла, что имеет дело с научной сенсацией и что море было милостиво к ним, сохраняя свою добычу целых 8 веков.
До нас дошло очень мало 750-летних кораблей, поэтому нам очень повезло, что нашелся такой редкий экземпляр в таком хорошем состоянии. Вода с низким содержанием кислорода в сочетании с песком и камнями помогли сохранить часть корабля, и его корпус хорошо виден.
По конструкции лежащий на дне залива Пул корабль относится к судам клинкерного типа. Это когда доски обшивки прибиваются внахлест, и каждая верхняя частично перекрывает нижнюю. Точно так же обшивали свои драккары викинги несколькими столетиями раньше.
А наш сегодняшний корабль был мирным торговцем. Длиной что-то около 20-ти метров, нес всего одну мачту. Таких, как говорят местные специалисты, в то время было пруд пруди в прибрежных водах моря и на крупных английских реках типа Темзы, сэр. Наш утопленник в своем последнем рейсе куда-то вез мрамор из Пурбека.
Этот отделочный камень добывали на юге Англии еще со времен Древнего Рима. Кстати, приоткрою небольшой секрет из геологии. На самом деле пурбекский мрамор – это известняк, который состоит из плотно спрессованных раковин пресноводных улиток. И он настолько поддается полировке, что широко использовался в готической архитектуре в Англии и остальной Северной и Центральной Европе – не всем же свезло иметь под рукой мраморные карьеры, как у римлян и греков. Приходилось изыскивать местные ресурсы. И таки вот успешно обходились. Кстати, еще в трюме корабля покоились две надгробные плиты «из того же материала», как гласил старый анекдот про военную кафедру. Ученые знали, что такие надгробия были достаточно популярными. Их ставили на юге Англии, а также вывозили и в Ирландию, и в континентальную Европу. И все-таки даже тут корабль подбросил неожиданное.
На одной из плит был изображен крест так, как его высекали в начале 13-го столетия. А на другой – распространенный уже в середине того же века. Казалось бы, ну что там полвека? Ан нет, для археологов это иногда совершенно другая эпоха: меняется мода, меняются какие-то условия. И тот или иной предмет обихода больше не встречается.
А эта находка изменила представление спецов о том, как и когда производились плиты для надгробий. Археологам было ясно, что два таких разных стиля изготовления креста – это как раз развитие символа во времени. Один позже, другой раньше. Все последовательно, логично и понятно.
А тут выяснилось, что обе формы в какой-то момент использовались одновременно. Не то чтобы это сенсация мирового значения, но из таких крупинок и складывается наше представление о прошлых эпохах.
Но не одними каменными надгробиями примечателен наш кораблик. На месте кораблекрушения подводные археологи нашли массу бытовых предметов - котелок для приготовления пищи, каменные ступки для помола зерна, обломки керамики, личные вещи моряков.
Что мы еще имеем сказать за корабль. Сохранившееся дерево позволило установить его возраст и другие важные особенности. Например, мы теперь знаем, что срубили его между 1242-м и 1265-м годами. У них там это времена Генриха Третьего, а у нас недавно пронеслась испепеляющая волна монгольского нашествия. И жил Александр Невский. Да, еще. Дубы для корабля были родом из Ирландии. В те времена местный дуб широко использовался в судостроении.
Находки с затонувшего корабля после консервации и реставрации размещены в одной из трех морских галерей Музея Пула. Это часть нового проекта «Наш музей», который, на минуточку, обошелся 4,3 миллиона фунтов стерлингов. Открыть его для публики обещают в этом году. Ежели кто будет мимо проходить – ну, вы поняли. Поделитесь потом впечатлениями.
А вот еще затонувшие корабли.
И не забывайте про телеграм-канал.