Расположение Уфы на большом полуострове с активно застраиваемыми пригородами в районах заречья диктует большую потребность в модернизации существующих и строительстве новых мостов, определяющих динамику жизни и перспективы жилой застройки. Согласно Генплану развития города на период до 2042 года, столице Башкирии необходимо не менее 10 таких объектов. Ситуацию понимают и республиканские власти.
«Структура территории Уфы, окруженной тремя реками, требует постоянного развития транспортной инфраструктуры, проще говоря, строительства мостов, – заявил Глава республики Радий Хабиров. – И мы строим, строим много. Нам нужно построить еще три моста – в Кузнецовском затоне, в створе улицы Интернациональной и в направлении Дёмы».
В том, как в Уфе идет строительство, ремонт и проектирование автомобильных мостов, разбирался «Башинформ».
Восстановление прочности
Интересы города требуют не только строительства, но и реконструкции уже существующих мостов с высокой степенью технического износа. Сейчас активные работы идут на самом первом в истории Уфы автомобильном мосту 1956 года постройки. Его несущие конструкции от времени и нагрузок выработали ресурс и нуждались в замене. У 672-метрового моста укрепляют опоры и заменяют пролетные строения.
Пролетная арка, делавшая мост легко узнаваемым, будет сохранена и реконструирована. Изначально ее хотели демонтировать, поскольку современные материалы позволяют сделать мост без этого элемента усиления несущей конструкции, но затем проект был переработан, что сохранило его исторический вид.
«На стадии проектирования была возможность обойтись без металлической арки, но специалисты решили полностью сохранить архитектурный облик объекта, ставшего за многие годы символом нашей столицы», – сообщил заместитель начальника управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений администрации Уфы Евгений Кулешов.
Мост для движения транспорта планируется открыть до конца 2024 года, а полностью работы завершатся в 2025 году. После его открытия в направлении южного въезда в город и выезда из него будут действовать десять полос движения, по пять в каждом направлении. Предполагаемый срок службы объекта составит не менее 50 лет.
Капитальный ремонт идет и на построенном в 1984 году Шакшинском мосту, обеспечивающем выезд в Шакшу и на федеральную трассу М-5 «Урал». 31 июля 2023 года мостостроители приступили к работам с перекрытием половины проезжей части.
Как отметил в июле 2024 года начальник управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Константин Паппе, проектом предусмотрен ремонт массивных частей всех опор моста, по состоянию на сегодняшний день эти работы выполнены на 50%. После перепуска движения на другое направление подрядчик продолжит работы по укреплению и восстановлению конструкций.
Также предусмотрена замена железобетонных балок пролетов на металлоконструкции общим весом более 1600 тонн. На одной половине моста уже сделана укрупнительная сборка металлоконструкций общим весом 758 тонн.
По контракту срок завершения работ – февраль 2025 года, но с учетом его особой значимости – как основного связующего автомобильного пути микрорайона Шакша с центральной частью города – с подрядчиком достигнута договоренность завершить все работы в этом году.
В капитальном ремонте также нуждается Затонский мост через Белую в створе улицы Галле 1971 года постройки. После комплексного обследования в 2019 году было зафиксировано неудовлетворительное состояние моста и дана рекомендация по его капремонту в течение нескольких лет. В том же году была разработана проектная документация по объекту, а в 2020-м – получено положительное заключение Главгосэкспертизы России.
Новое обследование выявило, что фактическое состояние моста является предаварийным. Многочисленные опасные дефекты значительно снижают его долговечность. Ресурс несущих конструкций практически исчерпан и по экспертной оценке составляет не более одного года.
В ноябре 2023 года в Подольске произошло обрушение моста, конструкции которого были выполнены по такому же типовому проекту, как у Затонского. Чтобы не допустить катастрофических ситуаций, в соответствии с рекомендациями экспертов, администрацией Уфы было принято решение о закрытии проезда по мосту грузового транспорта массой более 10 тонн, который был перенаправлен на новый мост 2016 года постройки.
В настоящее время минтрансом Башкирии совместно с администрацией Уфы ведется работа по определению источников финансирования капитального ремонта Затонского моста. Проектной документацией предусмотрена полная замена пролетных строений с сохранением схемы сооружения, усиление и изменение конструкции тел части существующих опор. О точных сроках реализации проекта пока не сообщалось.
Взгляд в будущее
Наряду с реконструкцией существующих, важнейшее значение имеет строительство новых мостов. Генеральный план развития Уфы на период до 2042 года предполагает строительство не менее 10 таких объектов. Один из них – мост в составе транспортного коридора Восточного выезда уже сдан и введен в эксплуатацию.
Затем должен быть построен мостовой переход в Кузнецовском затоне, с выездом на трассу в аэропорт и далее – на Оренбургский тракт. Третий в очереди – мост через Белую в створе улицы Интернациональной, обеспечивающий альтернативный выезд из северной части города в сторону Затона, Забелья и федеральной трассы М-7. На 4-5 местах расположились Миловский и Демский мосты. Они должны разгрузить выезд у Монумента Дружбы от транспорта, идущего в эти активно застраиваемые микрорайоны.
Шестой по счету мост должен появиться в Инорсе, седьмой и восьмой – в микрорайоне Сипайлово, девятым должен стать дублер двух Затонских мостов с территории Нижегородки, а десятым – мостовой переход через Белую из района Северной промзоны в сторону федеральной трассы М-7.
Сейчас на повестке дня стоит строительство 650-метрового моста через реку Белую, соединяющего Кузнецовский затон и трассу в аэропорт. Его проектирование уже завершено, идет подготовка документации для прохождения госэкспертизы. Новый мост станет частью проекта «Южные ворота», призванного создать альтернативный выезд из города в сторону аэропорта и федеральной трассы М-5.
По мостам у Монумента Дружбы ежесуточно проходит около 90 тысяч автомобилей, что составляет половину всего въездного трафика в Уфу и сравнимо с нагрузкой на МКАД. Во время пятничных выездов и воскресных заездов в город на трассе в аэропорт постоянно возникают серьезные пробки.
Решить эту проблему как раз и должен новый мост в Кузнецовском затоне. Согласно проекту, он будет иметь по две полосы для движения в каждую сторону и вантовую конструкцию, где для обеспечения прочности используется одна большая опорная мачта, соединенная с пролетами моста стальными поддерживающими канатами. Для стыковки с аэропортовской трассой будет служить развязка у торгового комплекса «Метро», которая пройдет реконструкцию.
С целью обеспечения выезда на мост со стороны Уфы в настоящее время идет реконструкция 2,5-километрвого участка улицы Пугачева и строительство улицы Рыленко. На их пересечении уже готова двухуровневая развязка. Общая стоимость проекта «Южные ворота» оценивается в сумму 12 миллиардов рублей.
«Проект «Южные ворота» – это начало большой работы, – сказал Радий Хабиров. – «Южные ворота» не заработают в полной мере, если мы не построим из Кузнецовского затона мост через Белую, который соединит местные дороги с инфраструктурой возле торгового комплекса «Мега». Это поможет распределить транспортные потоки, нагрузку на въезд в город в створе улицы Воровского. Четвёртый мост там мы уже не построим».