Символизм (ещё его называют семиотикой) — эффективный инструмент коммуникации. Он позволяет при помощи символа визуально передать непростую идею, которую сложно выразить в словах достаточно лаконично. Например, для всех очевидно, что красный восьмиугольник на дороге означает «Стоп». Это знание работает и спасает жизни: читать длинные слова на высокой скорости неудобно, а символ отпечатан в подкорке и срабатывает мгновенно.
Более того, символы понятны носителям совершенно разных языков, то есть с лёгкостью преодолевают языковые барьеры. Неудивительно, что графический дизайн, который, собственно говоря, и представляет собой коммуникацию посредством узнаваемых образов, постоянно обращается к символизму.
Мы часто используем символы, даже специально не задумываясь о них; бывает, что они существуют в нашем сознании так давно, что мы с лёгкостью забываем их значение и вообще не знаем ничего об их авторстве. Это кажется несправедливым, и поэтому сегодня мы расскажем о пяти известных и широко используемых символах, у которых есть конкретные авторы.
Знак вторичной переработки (Recycling)
Вторичная переработка, повторное использование — тема, невероятно актуальная в течение примерно последних 60 лет, с тех пор, как возник феномен общественного внимания к экологическим проблемам. Для того, чтобы все участники процесса — от производителя до переработчика (и в идеале снова к производителю) — понимали, что и как можно переработать, а что нет, был создан универсальный международный знак вторичной переработки.
Он был создан 23-летним американским студентом Гари Андерсоном в 1970 году. Собственно говоря, Гэри вовсе не собирался мыслить столь глобально — он просто участвовал в конкурсе на создание символа компании Container Corporation of America («Контейнерная корпорация Америки»). Было рассмотрено около 500 работ; победила идея Андерсона. Он взял за основу ленту Мёбиуса; в случае эскиза Гэри лента превратилась в три плавно переходящие друг в друга бумажные стрелки. Изначально знак должен был иметь надпись Recycling в основании одной из стрелок и стоять на углу, но с началом публичного использования знак лег на ребро, а надпись исчезла. Так вышло, что вместо логотипа конкретной компании он стал символом экологичности и заботы об окружающей среде. Увидев популярность символа, юристы Container Corporation of America попытались лицензировать знак, но по каким-то причинам это не удалось. Сам Андерсон после конкурса не задумывался о собственном знаке почти 10 лет, пока однажды, посещая Европу, не увидел его в Амстердаме на мусорном баке.
Смайлик
На самом деле стилизованное изображение улыбающегося человеческого лица в виде круга с двумя чёрными точками, представляющими глаза и чертой (или дугой), символизирующей рот, известно человечеству с 1700-х годов до н. э. Именно так датируется изображение, найденное археологами из Турции и Италии во время раскопок — оно было нанесено на поверхность глиняного кувшина для шербета. Для обозначения положительных эмоций пиктограмму лица использовали в Словакии в XVII веке, а в 1896-м в российской газете «Екатеринбургская неделя» в юмористической рубрике символами и знаками препинания изобразили четыре эмоции посетившего ярмарку петербургского купца.
На протяжении ХХ века смайл, не имевший тогда еще своего названия, не раз был использован в прессе и кинематографе, но только после того, как в 1963 году американский коммерческий художник Харви Болл создал изображение в виде тёмных овальных глаз и складок по бокам рта на ярко-жёлтом фоне счастливого лица (его предполагалось использовать на кнопках), смайл стал знаковым символом. Примерно в 1972-м он получил свое название (от английского глагола smile, то есть «улыбаться»); тогда же смайлик (и сопровождающий его штамп «Хорошего дня!») стал символом эпохи Никсона, символом перехода от искреннего хиппистского оптимизма «лета любви» к новому, более циничному десятилетию.
Впрочем, известно, что независимо от Болла идею о типографском выражении улыбки в интервью 1969 года выразил писатель Владимир Набоков: «Я часто думаю, что должен существовать специальный типографский знак, обозначающий улыбку, — нечто вроде выгнутой линии, лежащей навзничь скобки; именно этот значок я поставил бы вместо ответа на ваш вопрос».
Харви Болл — с опозданием, в 1999-м — создал собственную компанию World Smile Corporation и начал лицензирование смайлика в благотворительных целях. Прибыль использовалась Всемирным фонда Харви Болла World Smile Foundation, который спонсирует также ежегодный Всемирный день улыбки.
Сегодня в США этот значок является public domain, общественным достоянием, однако в других частях мира утверждает (и применяет) свои права на него как на товарный знак французская компания SmileyWorld, ухитрившаяся ещё в 1970-е зарегистрировать его более чем в 100 странах мира для 25 классов товаров и услуг. Впрочем, правды ради надо сказать, что основатель компании, французский журналист Франклин Лауфрани первый назвал этот знак «смайликом».
Пацифик
Международный символ мира, разоружения , антивоенного и антиядерного движения также имеет конкретного автора. Он был создан профессиональным британским художником и дизайнером Джеральдом Холтомом 21 февраля 1958 года для британского движения за ядерное разоружение, а точнее — для марша Комитета прямых действий против атомной войны. После того, как марш состоялся, знак был принят Движением за ядерное разоружение (CND), а затем вошёл в международный контекст.
Знак, предложенный Холтомом, представлял собой сочетание семафорных сигналов N и D — латинских букв, означающих «ядерное разоружение» (Nuclear Disarmament). Буква N в семафорной азбуке передаётся двумя флагами в виде перевернутой буквы V, а буква D передается одним флагом вверх и вторым вниз. Эти два сигнала, наложенные друг на друга, и образовали в итоге пацифик.
В Америку он попал в 1960 году при помощи Филипа Олтбэка, студента Чикагского университета. В Англию он ездил делегат от Студенческого союза за мир (SPU); там он купил мешок значков с «куриной лапкой» и убедил SPU использовать знак в качестве своей эмблемы. К концу 1960-х годов знак стал международным символом, принятым противниками войны. Противниками его было, в частности, правительство ЮАР — в 1973 году оно пыталось запретить использование пацифика противниками апартеида.
Оригинальное изображение знака CND хранится в Музее мира в Англии.
Продолжение - через неделю.
Создавать уникальные, функциональные и эстетически убедительные знаки и символы успешно учат в Школе дизайна НИУ ВШЭ (направление «Коммуникационный дизайн»).